Особенности развития памяти в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Память лежит в основе способностей человека, является условием, научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ У ПОДРОСТКОВ…………………………………5
1.1Память как психический процесс……………………………..………………...5
1.2 Классификации и виды памяти…………………………………………….….16
1.3 Психологическая характеристика подросткового возраста………………....28
1.4 Особенности памяти подростков……………………………………………...29
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРОСТЕ…………..……….....34
2.1 Характеристики методов исследования и выборки……………………….…34
2.2 Описание результатов эмпирического иследования по проблеме
особенностей памяти у подростков ……………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…….39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….40
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….…………42

Вложенные файлы: 1 файл

курсач праве2.docx

— 79.90 Кб (Скачать файл)




 

Описание : у 20% испытуемых(4 человека) низкий уровень кратковременной зрительной памяти на числа, ее объема и точности. У 35% испытуемых (7 человек) средний уровень кратковременной зрительной памяти на числа, ее объема и точности и у 45% испытуемых(9 человек) высокий уровень кратковременной зрительной памяти на числа, ее объема и точности.

Рекомендации: развивать кратковременную память, логическую и другие виды памяти при помощи различных упражнений.

Бывает, что подросток с трудом запоминает грамматические правила, даты исторических событий, стихотворные строчки. А вот если он чем-то интересуется, то он быстро ответит вам на интересующий вопрос. Он хорошо усваивает интересную для него информацию, а ту, которая не вызывает эмоционального отклика, запоминает плохо. То, что эмоции могут способствовать запоминанию, замечено давно. И подтверждено экспериментами.

Чтобы создать универсальные методики оптимизации процесса запоминания и вспоминания, необходимо знать, какие глубинные механизмы мозга при этом включаются. Для этого, прежде всего, изучают механизмы образования, закрепления и воспроизведения следов памяти, как кратковременной, так и долговременной.

Память подростка может удивить силой и слабостью одновременно. Удивить силой, потому что возможности памяти в этот период практически безграничны. Подросток может с легкостью запоминать большие тексты сложные формулы, мелкие детали и штрихи, цифры, слова, картинки, стихи. Это происходит благодаря развитию в подростковый период абстрактного мышления, ребенок с радостью обобщает, рассуждает на глобальные, вселенские темы. Для такого рода рассуждений, как известно, нужна пища. Пищу эту и должна поставлять сильная память.

 Именно  в подростковом возрасте наступает  момент, когда природная (непосредственная) память и культурная (опосредованная) сливаются воедино, начинают функционировать  в режиме взаимодействия.

Поэтому развитие и совершенствование памяти подростка, так же как и любого ребенка - один из важнейших моментов в психологическом развитии личности. В подростковом возрасте человек овладевает все более сложными логическими способами абстрактного мышления. По своему содержанию запоминание и воспроизведение становятся более обобщенными: дословное запоминание и воспроизведение занимают гораздо меньше места. Разумеется в школьном возрасте развитие процессов памяти не заканчивается. Они продолжают совершенствоваться, обогащаться под влиянием дальнейшего усложнения познавательной и трудовой деятельности. Тип памяти зависит не только от особенностей нервной системы, но и от воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проанализировав литературу, мы пришли к тому, что память занимает доминирующее положение среди психических процессов, но она также неотрывна от них и в том числе от мышления. От вида памяти зависит образ жизни человека. В подростковом возрасте память играет важную роль. В этом возрасте ребенку приходится значительно больше запоминать информации. Не все способны запоминать одинаковое количество материала. Память у всех различается: у кого-то преобладает образная, у других слуховая или зрительная и т.д. в подростковом возрасте проходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что человек переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также к произвольной и опосредованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Все эти различия в памяти делают ее актуальной для изучения . Поэтому будет правильно, если сказать.  Что не бывает плохой памяти, если это не связано с патологией. Память можно улучшить с помощью специальных упражнений, благодаря постоянному заучиванию стихотворений. Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтение монолога в слух. Поэтому развитие и совершенствование памяти подростка, так же как и любого ребенка - один из важнейших моментов в психологическом развитии личности.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. / А.Г. Асмолов. - М: Просвещение, 1985. - 390 с.

2. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя. Книга 1./ Б.Ц. Бадмаев. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

3. Барлас, Т.В. Психологический практикум для «чайников»: Введение в профессиональную психологию./ Т.В. Барлас. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 176 с.

4. Барташникова, И.А. Учись играя: Тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5-7 лет./ И.А. Барташникова, А.А. Барташников. - Харьков: Фолио, 1997. - 412 с.

5. Бондарчук, Е.И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. / Е.И. Бондарчук, Л.И. Бондарчук. - К.: МАУП, 2002. - 168 с.

6. Детская психология. Методические  указания. / Автор-составитель Р.П. Ефимкина. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. - 32 с.

7. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. / П.И. Зинченко. - М.: Воронеж, 1996. - 544 с.

8. Казаков, В.Г. Психология: Учебник для индустр.-пед. техникумов / В.Г, Казаков, Л.Л. Кондратьева. - М.: Высш. шк., 1989. - 383 с.

9. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. / Д. Лапп. - М: Просвещение, 1993. - 120 с.

10. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. / В.Я. Ляудис. - М.: МГУ, 1976 - с. 22.

11. Маклаков, А.Г. Общая психология. Учебник для вузов./ А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2007. - 583 с.

12. Общая психология. / Под ред. Е.И. Рогова. - М: Владос, 1995. - 448 с.

13. Петровский, А.В. Психология. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М: Академия, 2001. - 512 с.

14. Психология памяти. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М: ЧеРо, 2000. - 816 с.

15. Психология для студенов вузов / под общ. ред. Е.И. Рогова. - Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н / Д: издательский центр «МарТ», 2005. - 560 с.

16. Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов  пед. ин-тов/ А.И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др.; Под ред. А.И, Щербакова. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 1990. - 288 с.

17. Психологические тесты / под. ред. А.А. Карелина. - в 2Т - М.: Гумманит.изд. центр Владос, 1999. - Т.2. - 248 с.

18. Психология. Учебник. / Под редакцией  А.А. Крылова. - М.: «Проспект», 2000. - 584 с.

19. Ратанова Т.А. Методы изучения и психодиагностика личности: учебное пособие/ Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. - 2-е изд. испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. - 264 с.

20. Гребень Н.Ф Психологические  тесты для психологов, педагогов, специалистов по работе с персоналом: учебное пособие, 2012. -34 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1.1 -  первичные результаты изучения кратковременной зрительной памяти на образы

 

 Испытуемый 

Степень

Характеристика

Миша

7

Высокий

Максим

4

Средний

Андрей

4

Средний

Дима

3

Низкий

Олег

7

Высокий

Антон

5

Средний

Артём

9

Высокий

Кирилл

8

Высокий

Саша

3

Низкий

Коля

7

Высокий

Оля

7

Высокий

Маша

8

Высокий

Юля

7

Высокий

Диана

6

Средний

Алеся

7

Высокий

Катя

5

Средний

Света

8

Высокий

Вика

7

Высокий

Саша

5

Средний

Женя

6

Средний


 

 

 

 

Таблица 2.1 - первичные результаты изучения кратковременной зрительной памяти на числа

 

Испытуемый

Степень

Характеристика

Миша

3

средний

Максим

5

высокий

Андрей

2

низкий

Дима

3

средний

Олег

3

средний

Антон

4

средний

Артём

2

низкий

Кирилл

5

высокий

Саша

4

средний

Коля

2

низкий

Оля

5

высокий

Маша

4

средний

Юля

5

высокий

Диана

5

высокий

Алеся

5

высокий

Катя

5

высокий

Света

2

низкий

Вика

3

средний

Саша

5

высокий

Женя

5

высокий


 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности развития памяти в подростковом возрасте