Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 19:24, контрольная работа
Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в большой степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
1.Этапы развития речи
1) этап-подготовительный-до одного года;
2)этап-преддошкольный этап первоначального овладения языком-до 3 лет;
3) этап-дошкольный-до 7 лет;
4) этап-школьный.
2.ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:
ГБОУ СПО
“Новороссийский социально-педагогический колледж”
Контрольная работа по дисциплине психология:
“Особенности развития речи детей дошкольного возраста”
Выполнила:Бибичева А.
Заочное отделение:1 курс
Специальность:Дошкольное образование
Преподователь:Подкина Т.П.
Г.Новороссийск
2014
Особенности развития речи детей дошкольного возраста
План:
1.Этапы развития речи
1) этап-подготовительный-до одного года;
2)этап-преддошкольный этап первоначального овладения языком-до 3 лет;
3) этап-дошкольный-до 7 лет;
4) этап-школьный.
2.ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:
Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в большой степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
1.1.Первый этап-подготовительный(с момента рождения ребенка до одного года).В это время происходит подготовка к овладению речи. С момента рождения у ребенка появляется голосовые реакции: крик и плач. Но они очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик ,и плач способствует развития тонких и разнообразных движений трёх отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, как к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней(колыбельной).Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или начинает следить за ним глазами. Вскоре малыш начинает реагировать на интонацию: на ласковую-оживляется, на резкую-плачет.
Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го месяца-лепет(агу-угу, тя-тя, ба-ба и т.п.).Лепет-это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.
С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
С 6 мес.ребенок путем подражания произносит определенные слоги(ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, та-та-та и др.)В дальнейшем ребенок путем подражания перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм. мелодику, интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями(дай-дай, тик-тик, бух).Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей(запоминание слов и реакция на них).
В возрасте 7-9 мес. ребенок начинает повторять за взрослыми все более и более разнообразные сочетания звуков. С 10-11 мес. появляются реакции на сами слова(независимо от ситуации и интонации говорящего)
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка(правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.)К концу первого года жизни появляются первые слова.
1.2Второй этап-преддошкольный (от одного года до 3 лет).
С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты :вот каша, дай кашу, горячая каша. Или слово папа может означать: пришел папа, нет папы, папа, подойти. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по которой и происходит его общение с взрослыми. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационная речь ребенка сопровождается жестами, мимикой. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, условия знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Следует отметить, что различные исследователи(как наши, отечественные, так и зарубежные)приводят различные количественные данные о росте словаря детей.
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ДАННЫЕ О БУРНОМ РАЗВИТИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ В ПРЕДДОШКОЛЬНОМ ПЕРИОДЕ:
К 1г.6мес.-10-15 слов. К концу 2-го года-300 слов. К 3 годам-около 1000 слов.
Значения слов становятся все более определенными. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы, одним словом. Потом-примитивными фразами без согласования.("Мама, пить мамуле Тата")-Мама, дай Тате попить молока).Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К 3 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
1.3Третий этап-дошкольный(от 3 до 7 лет).На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, реже дефеткы смягчения, означения и йотации. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 годам достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки "леять",вместо лопатка "копатка" и т.п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о "чувстве языка". Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений.
Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте-простое распространенное предложение ("Я куклу в такое красивое платье одела", "Я стану большим сильным дядей")
На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений("Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины")Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время беседы их ответы на вопросы включают в себя все большее количество предложений. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки(рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи-монологической речью.
В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее-мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки.
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К тому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная(отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры)речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи(фонемы).Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевают речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию. Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимые артикуляционные движения. Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох произносится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков. Кроме того, в этом возрасте трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах.
2.ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:
Для
малыша игра с мамой-радостный и комфортный способ познать мир. Необходимо приучить ребенка к тому, чтобы занимательные игры с ним были ежедневными, хотя бы по
10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять в транспорте, по дороге в магазин. Можно задавать ребенку вопросы и задания при
ежедневной работе по
дому
т.е. в повседневной жизни. Прежде всего нужно заняться изучением предметов и их
качеств. Одним из основных разделов домашнего обучения-является развитие речи. Известно, что
дети
болтают без
умолку, еще когда им это
по возрасту не положено, ко всеобщему умилению окружающих. Совсем другую реакцию ,однако, вызывает более старший ребенок, говорящий к примеру, о жвачке:"Пожеваю и покладу на стол". Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как
правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения.Цель-приохотить "ученика" говорить много и правильно. Прогулки на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком .В лесу или
в парке стараться максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листьев с разных деревьев. В глаза сразу бросается существенная разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как "светло-зеленый","темно-
Вывод: Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на свете. Благодаря внеситуатно-познавательному общению, увеличивается словарный запас, усиливаются правильные грамматические конструкции.
Список литературы:
Лямина Г.М. “Особенности развития речи детей дошкольного возраста”
Ивашовская О.Г.,Гадасина Л.Я."Энциклопедия логопедических игр"
Каше Г.А. "Исправление недостатков речи у дошкольников"
Богомолова А.И. "Нарушение произношения у детей"
Рождественская В.И.,Радина Е.И. "Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста"
Информация о работе Особенности развития речи детей дошкольного возраста