Особенности развития речи у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы сугубо практическая: сделать речь (чужую, а затем и свою) предметом наблюдения и внимательного отношения учеников, заложить основы культуры речевого поведения. Но если мы хотим сознательного отношения ребёнка к слову, к речи и речевым действиям, то необходимо вооружить его теми знаниями, которые помогут понять (в доступных пределах) смысл используемых терминов.
Объект исследования: - речь младших школьников.
Выборка: первоклассники МОУ СОШ им. Ф. В. Гладкова (10 учащихся).
Предметом нашего исследования является выявление особенностей развития речи младших школьников и упражнения, направленные на формирование и обогащение детской речи.
Формирование полноценного речевого развития младших школьников является важнейшим направлением процесса обучения. Это объясняет актуальность избранной темы.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Общая характеристика личности младшего школьника
1.2 Речевая деятельность младших школьников
1.3 Психологические особенности формирования речи первоклассников
1.4 Требования к речи учащихся
1.5 Особенности речи ребёнка, поступившего в первый класс
2. Практическая часть
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

особенности развития речи у младших дошкольников.docx

— 55.05 Кб (Скачать файл)

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. В. Г. БЕЛИНСКОГО

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экспериментальной  психологии

на тему:

«Особенности развития речи у младших школьников» 

 

Выполнила: студентка ФНиСО, гр. П-42

Гомозова Татьяна Михайловна

Проверила: Шахова Инна Павловна

 

ПЕНЗА – 2007

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретическая часть

1.1 Общая характеристика  личности младшего школьника

1.2 Речевая деятельность  младших школьников

1.3 Психологические особенности  формирования речи первоклассников

1.4 Требования к речи  учащихся

1.5 Особенности речи ребёнка,  поступившего в первый класс

2. Практическая часть

Заключение

Список литературы

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных  успехов в учении, нет настоящего общения, а значит, и коллективного  труда. Современная программа представляет высокие требования к речевому развитию школьников.

Развитие речи — процесс  сложный, творческий. Он невозможен без  эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника  каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов  может принести только вред. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима.

Развитие речи - это последовательная, постоянная учебная работа, которую  можно планировать и на каждый урок, и в перспективе. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные  виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей  методикой. Проводя изложения и  сочинения, устные рассказы, словарные  и синтаксические упражнения, учитель  руководствуется не только перспективной  целью, которая может быть определена как хорошая речь, но и конкретными  учебными целями каждого отдельного упражнения.

Человек всю свою жизнь  совершенствует речь, овладевает богатствами  языка. В раннем детстве у него возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством  простейших элементов речи. Потребность  выражать свои мысли с возрастом  расширяется. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми  единицами. Обогащается словарь, усваивается  фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и  словосочетания, многообразными синтаксическими  конструкциями. Эти средства языка  он использует для передачи своих  все усложняющихся знаний.

Современная программа начальной  школы предъявляет высокие требования к развитию связной речи учащихся. По определению М. Львова, "под связной речью понимается речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой". Работа над связной речью развивает у детей необходимую способность распределять своё внимание, направлять его одновременно на несколько видов деятельности.

Цель работы сугубо практическая: сделать речь (чужую, а затем и свою) предметом наблюдения и внимательного отношения учеников, заложить основы культуры речевого поведения. Но если мы хотим сознательного отношения ребёнка к слову, к речи и речевым действиям, то необходимо вооружить его теми знаниями, которые помогут понять (в доступных пределах) смысл используемых терминов.

Объект  исследования: - речь младших школьников.

Выборка: первоклассники МОУ СОШ им. Ф. В. Гладкова (10 учащихся).

Предметом нашего исследования является выявление особенностей развития речи младших школьников и упражнения, направленные на формирование и обогащение детской речи.

Формирование полноценного речевого развития младших школьников является важнейшим направлением процесса обучения. Это объясняет актуальность избранной темы.

Цель  исследования: - изучение особенностей развития речи младших школьников в процессе обучения; формирование у учащихся умений строить высказывание (устное и письменное) на заданную тему в определённом стиле и жанре: правильно, содержательно, выразительно, эффективно.

В соответствии с целью  исследования были поставлены задачи:

1. Изучить литературу по данной теме и дать теоретическое и психолого-педагогическое обоснование проблемы.

2. Составить систему речевых упражнений.

3. Изучить особенности развития речи у младших школьников.

4. Составить методические и психолого-педагогические рекомендации по подготовке и проведению упражнений по развитию речи учащихся.

Гипотеза нашего исследования заключается в предположении, что систематическое, методически точное проведение речевых упражнений на уроках развития речи и русского языка способствует развитию связной речи младших школьников, формированию навыков самоконтроля, предупреждению и устранению типичных речевых ошибок учащихся, повышению качества детских высказываний.

Методы  исследования:

- анализ психолого-педагогической  литературы;

- наблюдение;

- эксперимент;

- психодиагностические методы;

- качественный и количественный  анализ полученных результатов  исследования.

Контрольная работа состоит  из двух частей. Первая часть содержит психолого-педагогические основы развития речи младших школьников. Вторая посвящена  диагностике устной речи первоклассников.

В разделе «Список литературы»  представлен список использованной научной и методической литературы.

Экспериментальное исследование проводилось в Малосердобинской средней школе им. Ф. В. Гладкова.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ 

 

1.1 Общая характеристика  личности младшего школьника

"Младший школьный возраст  - период воспитания, накопления  знаний, период освоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной  функции благоприятствуют характерные  особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко  многому из того, с чем они  сталкиваются" - так характеризует  этот возраст Н.С. Лейтес.

Психические процессы младших  школьников развиваются интенсивно, но неравномерно. Восприятие является свежим, широким и острым, но мало дифференцированным. Дети этого возраста не умеют проводить целенаправленный анализ наблюдаемого, не умеют выделять главное, существенного в воспринятом, для их восприятия характерна яркая  эмоциональность. Однако постепенно восприятие становится более управляемым, оно  освобождается от влияния непосредственной деятельности, с которой раньше было неразрывно связано, увеличивается  место организованного наблюдения.

Младшие школьники выполняют  требования учителя беспрекословно, не вступают с ним в споры. Они  доверчиво воспринимают оценки и  поучения учителя, подражают ему  в манере рассуждать, в интонациях.

Послушание младших школьников проявляется как в поведении, так и в самом процессе учения. Такие психические особенности, как доверчивость, исполнительность являются предпосылками для успешного  обучения и воспитания. В этом возрасте дети с готовностью и интересом  овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Пока они только вбирают, впитывают знания. И этому очень  способствует повышенная восприимчивость  и впечатлительность младшего школьника.

Очень важной особенностью является подражательность взрослым, своим сверстникам, героям книг и кинофильмов. Это качество очень помогает детям в учении и способствует быстрому овладению  умениями и навыками учебной работы, умениями планировать, организовывать и осуществлять различные виды работы. Всему этому их надо настойчиво и терпеливо учить.

Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным периодом в овладении новых знаний, умений, навыков и очень благоприятным  периодом в речевом развитии ребенка.  

 

1.2 Речевая деятельность  младших школьников

В раннем детстве у ребенка  возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством  простейших средств речи: гуления, лепета, а в возрасте около года появляются первые слова. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько  позднее речь станет также средством  познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми  единицами. Обогащается словарь, усваивается  фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и  словосочетания, многообразными синтаксическими  конструкциями. Эти средства языка  он "использует для передачи своих  все усложняющихся знаний, для  общения с окружающими людьми в процессе деятельности.

Речевая деятельность - процесс словесного общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта, установление коммуникации, планирования своих действий. Высказывания младших школьников свободны, непосредственны. Часто это простая речь: речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная реактивная (диалогическая) речь. Школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать на уроке. Нужно ставить перед учащимся задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникабельной и монологической речью. На протяжении младшего школьного возраста происходит развитие всех сторон речи: фонетической, грамматической, лексической. Первоклассники практически владеют всеми фонемами, тем не менее фонетической стороне надо уделить большое внимание, так как обучение чтению и письму требует хорошо развитого фонематического слуха, т.е. умение воспринимать, правильно различать все фонемы, научиться анализировать их, выделять каждый звук из слова, выделенные звуки сочетать в слова. На протяжении младшего школьного возраста идет развитие и грамматической стороны языка. Ребенок приходит в школу, практически владея грамматическим строем родного языка, т.е. он склоняет, спрягает, связывает слова в предложения. Развитию грамматического строя языка способствует новая форма речевой деятельности - письменная речь. Необходимость быть понятым в письменном изложении заставляет учащегося грамматически правильно строить свою речь.

Речевая деятельность требует  не только механического воспроизведения  известных случаев применения слов, но и творческого оперирования словами, понимания и оперирования их в  новых ситуациях, в новых значениях. Поэтому успешность овладения учащимися  лексикой определяется и количеством  запоминающихся слов, и возможностью широко и адекватно пользоваться ими: самостоятельно понять новые случаи применения уже известных слов по аналогии с ранее бывшими в  опыте ребенка, догадаться о значении нового слова, умение выбрать наиболее верное в данной ситуации.

Развитие речи в младших  классах осуществляется в первую очередь на уроках родного языка. Овладение речью идет одновременно в нескольких направлениях: по линии  развития звуко-ритмической, интонационной  стороны речи, по линии овладения  грамматическим строем, по линии развития лексики, по линии все большего и  большего осознания учащимися собственной  речевой деятельности.

При такой организации  обучения в центре оказывается самая  важная функция языка - коммуникативная. Раскрыть коммуникативную функцию  языка для ребенка значит научить  его планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции участника  общения, контролировать свою речевую  деятельность.

Вообще язык усваивается  ребенком стихийно, в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно; стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые  очень важные аспекты языка стихийно, как правило, усвоены быть не могут  и поэтому находятся в ведении  школы.

Это усвоение литературного  языка, подчиненного норме, умение отличать литературный, правильный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа  учит литературному языку в его  художественном, научном и разговорном  вариантах. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов, тысячи новых знаний уже известных слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которые дети в устной дошкольной речевой практике совсем не употребляли.

В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение и  письмо -речевые навыки, опирающиеся  на систему языка, на знания его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Все это не приходит к ребенку  само собой, всему надо учить; этим и  занимается методика речевого развития.

Третья сфера работы школы  по развитию речи - доведение речевых  умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся. Это совершенствование  речи учащихся повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей.

Информация о работе Особенности развития речи у младших школьников