Особенности самосознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 09:16, реферат

Краткое описание

Тревожным моментом на сегодняшний день является рост числа молодых людей с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, суицид, нарушение общественного порядка, хулиганство и так далее). Усилилось демонстративно – вызывающее поведение по отношению к окружающим. Все чаще стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. Появляются все новые виды отклоняющегося поведения: скинхеды, экстремисты и т.д. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………3
2. Самопознание «Я концепция»…………………………………………7
3. Понятие и типология девиантного поведения………………………11
4. Аддиктивное поведение………………………………………………17
5. Особенности самосознания алкоголика……………………………..21
6. Особенности самосознания наркомана………………………………27
7. Заключение…………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

особенности самосознания.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом аддиктивное  поведение обозначает дозонтологический  этап формирования алкоголизма и  наркомании и подразумевает наличие  ситуационной психической зависимости и «поисковой активности» в отношении алкоголя и различных психоактивных веществ до того, как от них сформировалась физическая зависимость. В следующей главе мы обратимся к опыту работы наркологов, для более детального рассмотрения изменения самосознания людей зависимых от алкоголя и наркомании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Особенности  самосознания алкоголика

Историко-культурологические исследования показывают, что свойства алкоголя и наркотиков были известны людям еще с древнейших времен и использовались для усиления эффекта изменения сознания при богослужениях.

В литературных источниках, датируемых V веком до н. э., есть упоминание о том, что скифы сыпали коноплю  на раскаленные камни с целью  получения дыма, вызывающего восторженное состояние. Древние племена Средиземноморья бросали в костер подгнившие гроздья винограда (то есть такие, в которых уже начался процесс брожения) и от запаха сжигаемых плодов приходили в состояние опьянения. Шаманы использовали наркотические вещества во время ритуальных действий. Позже наркотики использовали служители культа и прорицатели, чтобы вызвать у верующих нарушение сознания и чувство особого психического подъема во время богослужений. В Древнем Египте, Древней Греции и Риме были известны наркотические свойства опийного мака и индийской конопли. Однако во всех ситуациях химический психотропный эффект играл лишь вспомогательную роль; главным фактором изменения сознания были магические ритуалы, маски, символические действия, танцы, заклинания, сильно воздействующие на психику человека.

Таким образом, одним  из первичных глубинных факторов употребления человеком психоактивных  веществ является желание периодически изменять свое сознание, переживать метаморфозы  личности.

Особым элементом употребления алкоголя славянами было испытание человека «на прочность». Например, казаки Запорожской Сечи в качестве одного из испытаний для желающего стать запорожцем предлагали ему выпить кварту горилки. После этого наблюдали за поведением новичка: станет ли он болтливым, распущенным, потеряет ли над собой контроль, или, наоборот, будет сопротивляться действию алкоголя, не подавать виду, что опьянел, что плохо себя чувствует.

Вообще само по себе испытание  человека — его силы, смекалки, ловкости, выносливости — является составной  частью почти всех славянских обрядов и праздников. Кулачные бои, стрельба из лука, конные состязания, сложные танцевальные элементы и тому подобное давали возможность «показать себя», самоутвердиться, самореализоваться. В настоящее время эта потребность, являющаяся особенно важной для молодежи, часто проявляется только в традиционном испытании новичка выпивкой. Такая скудность средств удовлетворения актуальных потребностей свойственна всей нашей жизни. По меткому определению В.Ю. Завьялова, так же, как и в современной архитектуре, где «все ненужное» убрано и где все подчинено чистому функционализму, так и в испытаниях алкоголем видна рука «века прагматизма» и экономичности в области человеческих отношений — «все лишнее убрано», на древнюю обрядность и другие «хлопоты» время не тратится, а в самом алкоголе действительно «концентрируются» символы древности, рудименты архаичных верований, «непроросшие зерна» традиционной обрядности и ритуалов. Все это настолько полно растворилось в алкоголе, что без специального анализа эти элементы невозможно заметить.

Как было сказано выше, в себе человеческое самосознание несет  такие функции, как ценностно-эмоциональное  отношение к жизни, получение  о себе информации и саморегуляция  поведения. Если рассматривать структуру  личности алкоголика, то можно увидеть, что большинство аспектов самосознания у него просто напросто не развиты. Алкоголики свое поведение не в силах регулировать, они не несут за него какой-либо ответственности, если выразиться другими словами, то обещая, что они больше не будут употреблять алкоголь, они его не сдерживают и нарушают.

Все эти издержки в  развитии личности, как правило, и  есть результат неправильного воспитательного  процесса в раннем детстве. Человек  – это не только биологический  продукт, это и продукт социальной среды, в которой он появился на свет, рос и развивался, другими словами, человек впитывал в себя не только всю информацию о себе, но и о мире, который его окружает. Всем известно, что люди не рожаются личностями, они ими становятся, и результат во многом полностью зависит от жизненных обстоятельств и от деятельности самих людей по отношению к самим себе. Сам человек, в первую очередь, заинтересован в формировании тех нужных навыков и качеств, которые он в силу различных причин приобрел в детском и подростковом возрасте для того, чтобы достичь чувства комфорта и внутренней гармонии.

У человека, который склонен к алкоголизму, данный процесс происходит немного по другому, а именно, в качестве средства, которое дает состояние внутреннего комфорта, он использует алкоголь. Если выразиться другими словами, то для того, чтобы получить состояние комфорта внутренними средствами, человек использует алкоголь, который и является веществом, помогающее изменить сознание. И человек, вместо того, чтобы хоть как-то попробовать решить свои внутренние проблемы, продолжает употреблять алкоголь, не понимая всех последствий.

При систематическом  употреблении алкоголя (алкоголизм) очень  быстро развивается зависимость - сначала  физическая, а потом уже и на психическом уровне. У алкоголиков формируется абстинентный синдром, а в запущенных случаях - соматоневрологические нарушения и психическая деградация.

При алкоголизме выделяют аутистическое, резонерское, символическое  и паралогическое мышление. Если говорить о мышлении алкоголиков, можно заметить, что в данном случае встречается практически весь спектр изменений, с одним отличием. При алкоголизме свойства паралогичности легко меняются. Создается впечатление, что эта форма патологии не является первичной, а обслуживает какую-то сверхценную идею. Поэтому, наверное, правильней будет говорить о паралогически-акцентуированном мышлении. Приведем пример.

Не редко окружающие долго споря с больным, приходят к единственно правильному выводу: «Я его не понимаю!»

Часто, пытаясь рационально пояснить алкоголику вред от употребления, приводят наглядные примеры того, как алкоголь поражает организм. Это типичное, кстати, заблуждение: «Если алкоголику все объяснить, он бросит пить». Логика понятна и проста, но в ответ слышат: «Вы говорите, что алкоголь — это химический растворитель? Тогда получается, что мне нужно его иногда употреблять, потому, что в современном мире наши организмы очень зашлакованы» Говорят, что нужно «вымывать бляшки их сосудов», тренировать печень, «поддерживать сердце» - ведь всем известно, что вино поддерживает сердце! Ну, и так далее...

Если продолжать этот спор, можно, к удивлению, прийти к  выводу, что алкоголь — это лекарство, а всякий, кто пытается отобрать это чудесное снадобье - жестокий человек, желающий больному только несчастья. Правда, нужно учесть, что склонность к резонерству, характерная для алкоголиков, позволяет им получать удовольствие от досужих споров. И потому, больные редко обижаются, часто, наоборот, испытывают некое «сострадание» к врачу, который «...так до сих пор ни чем и не разобрался».

Вторым «аргументом», как правило, пытаются использовать социальные последствия алкоголизма: вред для семьи, общества, или даже России. На такие аргументы больные  отвечают настолько трафаретными фразами, что разговор превращается в какое-то подобие постановочного действия. Складывается впечатление, что все заранее знали свои «роли».

Больные поясняют, что  на самом деле в семье у них  полный порядок, а все скандалы спровоцированы женой, которая не позволяет ему  общаться с друзьями, расслабиться, ревнует к футболу... На работе у него тоже все хорошо, вернее, не хорошо, «если говорить честно». Потому, что начальник — зверь, сотрудники тупые, и сволочи, и так далее.[12, c 35]

Как мы видим имеют  место нарушения всех трех этапов логического обоснования: нарушен доказываемый тезис — «алкоголь нужен мне, России, человечеству», нарушены способы доказательства - «...я просто знаю, что..», «...как все говорят», «...ученые показали» или просто: «А что? Разве не так!». Нарушается и основа доказательства. Причем нарушается настолько типично, что, пожалуй, это и можно считать патогномотичным синдромом: в основе лежит необходимость выпивать. Поэтому вся остальная часть рассуждений будет, так или иначе, подстраиваться под это.

Очевидно спросить больного: «А для чего необходимо регулярно выпивать?»

Этот вопрос, сам по себе вполне логичный, вызывает сильную  эмоциональную реакцию, настолько  сильную, что ход рассуждений  нарушается.

Вот тут-то как раз  и можно увидеть «аутизм»: «Ну, раз вы этого не понимаете...» и больной замыкается в себе, всем видом показывая, что больше говорить не намерен. Можно наблюдать и резонерство: «А что, выпить нельзя? Тем более, что ученые показали... это дух русской нации … алкоголь нужен для здоровья...» Символизм: «Ну, если водочку в хрустальный стаканчик, то это как небо на ладонях...»

Так или иначе, но все  рассуждения приводят, как правило, к фразе «как не пить?». Причем, само собой разумеется, что этот вопрос является утверждением, риторикой.

О способах «доказательств»  можно, наверное, и не рассказывать. Способы используются любые, вплоть до простой агрессии.

Алкоголизм изменят  личность больного настолько, что опьянение  превращается не в патологическое состояние, которого лучше избегать, как состояние  простуды или иногда использовать для  развлечения, как, например, чувство  страха от аттракциона или просмотра страшного фильма. Состояние измененного сознания становиться неотъемлемой частью самой личности. Наподобие физиологической потребности, как потребность во сне или пище. Если проанализировать отношение алкоголика к опьянению, можно заметить, что само определение «состояние измененного сознания» больному кажется весьма спорным. Многие готовы принять идею о том, что в опьянении они и есть настоящие, а вне его — неполноценны.

Судя по всему, именно поэтому и получается, что мышление не только паралогическое, но и акцентуированное.

Ведь вся «нормальная  логика» исходит из неких представлений, которые всем кажутся очевидными. Если отойти от строгих научный обоснований  к обычным бытовым поступкам, из которых, впрочем, и состоит наша жизнь, мы придем к выводу, что многие понятия относительны. «Правильно - неправильно», «прилично — неприлично», «возможно — неприемлемо». Для обычных людей в большинстве случаев не составляет труда оценивать свои действия. Это происходит потому, что существуют такие понятия, как совесть, честность, душевное равновесие, к которым и стремится человек, принимая решения.

В случае алкоголизма  приходится видеть именно смену приоритетов. Это там, в глубине сидит тот  самый корень, из которого и произрастают паралогические мысли. Это там, где-то очень глубоко в душе алкоголика живет капризный, эгоистичный и злой бес, заставляющий личность коверкать то, что дорого, для того, чтобы объяснить то, что противоречит понятию хорошо или плохо.

Подводя итог, можно сказать, что алкоголизм, является болезнью измененной морали и не опьянение является той самой «целью», которую преследует больное сознание, делая логику кривой. Измененное сознание, скорее можно рассматривать, как некую среду, комфортное условие для существования болезни.

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Особенности  самосознания наркомана

Отмечается, что больным  наркоманией свойственно некритичное отношение к своему состоянию. Этим больным свойственны бедность мотивационной сферы и трудности самоотчета. Подверженность внешним влияниям, отсутствие конкретных интересов свидетельствует о несформированности структур «Я», нечеткости его границ. Было установлено, что диффузность границ «Я» приводит к тому, что индивид не способен ориентироваться и опираться на собственные представления и ощущения и вынужден идти на поводу у обстоятельств. Стала очевидной связь проблем когнитивного стиля, полезависимости — поленезависимости, недостаточной рефлексии и структурирования субъективного опыта и уровня самосознания личности. Таким образом, данные различных исследований, посвященных проблеме наркотической зависимости, указывают на необходимость целостного изучения особенностей психического функционирования больных опийной наркоманией, которое бы позволило выявить факторы, обуславливающие формирование этих особенностей, а также раскрыть существующие между ними взаимосвязи.

В отечественной наркологии нарушения произвольной регуляции  психической деятельности у лиц, злоупотребляющих наркотиками, в основном изучаются в рамках проблемы патологического  влечения к определенному психоактивному веществу, которое рассматривается как основной симптом химической зависимости. Влечение к употреблению психоактивного вещества, первоначально ситуационно обусловленное, в дальнейшем приобретает навязчивый компонент и в условиях сформировавшейся физической зависимости становится непреодолимым, а действия, направленные на удовлетворение потребности в психоактивном веществе, - компульсивными. Зачастую больные не в состоянии объяснить причины, побудившие их к злоупотреблению ПАВ и вызвавшие рецидив заболевания. Действия, направленные на удовлетворение потребности в наркотиках, совершаются ими импульсивно без достаточного осознания своего поведения. Более того, рациональное понимание вреда и негативных последствий употребления наркотиков не приводит ни к каким изменениям в поведении наркомана. Этот феномен наиболее отчетливо проявился в неудавшихся попытках рациональной психотерапии больных наркоманией. [13]

Братусь Б.С [3,c 79] отмечает, что в случае формирования химической зависимости происходит нарушение опосредствованности поведения. В результате остаются только те формы деятельности и те потребности, которые могут быть удовлетворены несложными, малоопосредствованными действиями.

Ряд авторов отмечают высокую частоту аффективных  нарушений и трудностей регуляции эмоций у больных наркоманией указывает на склонность больных наркоманией к немедленному отреагированию, отыгрыванию в действиях переполняющих их аффектов, неспособность контролировать интенсивность своих реакций и точно оценивать свое эмоциональное состояние. Им свойственна эмоциональная лабильность, и, в то же время, недостаток эмпатии, пренебрежение к чувствам других, эмоциональная холодность.

Информация о работе Особенности самосознания