Особенности смысложизненных ориентаций личности, переживающей кризис середины жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - определить смысложизненные ориентации у личности, переживающей кризис середины жизни.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность кризиса середины жизни, проанализировать его особенности.
2. Изучить основные подходы к проблеме смысложизненных ориентаций.
3. Определить особенности смысложизненных ориентаций человека в период от 30 до 40 лет и рассмотреть их взаимосвязь с ситуацией личностного кризиса.
5. Рассмотреть ситуацию проживания кризиса мужчинами и женщинами и выявить его соотношение со смысложизненными ориентациями.

Вложенные файлы: 1 файл

Проект исследования курсовой работы.docx

— 61.81 Кб (Скачать файл)

Тема: Особенности смысложизненных ориентаций личности, переживающей кризис середины жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема данной курсовой работы выбрана не случайно. Одной из актуальных    в психологии развития человека является проблема переживания личностью кризиса середины жизни. Однако, хотя известно, что жизненный путь взрослого, сформировавшегося человека - это отнюдь не прямая ровная дорога, до недавнего времени в общественном сознании этих явлений - кризисов взрослых - как бы и не существовало.  
К счастью, ситуация в этом отношении в последнее время начинает меняться. Всё больше людей в поиске решения внутренних проблем считают правильным обращаться за помощью к психологам. Поэтому для меня, как для человека, выбравшего путь «помогающей профессии», особенно важно изучение сущностных особенностей личности в период кризиса - это знание позволит выработать общие принципы и разработать индивидуальные стратегии психологического сопровождения личности взрослого человека в период проживания кризиса среднего возраста.  
Выявление особенностей смысложизненных ориентаций является в настоящее время актуальной темой исследований. С проблемой смысла жизни сталкивается практически каждый человек. Особенно остро эта проблема начинает звучать в 30-40 лет, когда подводятся первые итоги жизни, а поставленные ранее цели сравниваются с достигнутыми результатами.

Цель работы -  определить смысложизненные ориентации у личности, переживающей кризис середины жизни.

Объектом исследования являются смысложизненные ориентации личности.

Предмет  исследования- роль смысложизненных ориентаций личности в формировании и проживании кризиса середины жизни.

 

 

Задачи работы:

1. Раскрыть сущность кризиса  середины жизни, проанализировать  его особенности.

2. Изучить основные подходы к проблеме смысложизненных ориентаций.

3. Определить  особенности  смысложизненных ориентаций человека  в период от 30 до 40 лет и рассмотреть их взаимосвязь с  ситуацией личностного кризиса.

5. Рассмотреть ситуацию проживания кризиса мужчинами и женщинами и выявить его соотношение со смысложизненными ориентациями.

 Гипотеза: мы полагаем, что кризис середины жизни есть период ценностных переориентаций личности, в результате которых личность переосмысляет жизненные позиции, заново определяет ее смысл.

Выборка: 15 человек в возрасте от 30 до 40 полных лет, из них 8 мужчин,         7 женщин.

Методы исследования:

 В работе использованы  такие теоретические методы, как изучение литературы, сравнительный анализ различных концепций. Для реализации 4 и 5 задачи были использованы: а) опросник оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН), б) методика смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева.

Работа включает в себя содержание, введение, первую главу с тремя параграфами, вторую главу с пятью параграфами, заключение, список использованной литературы. Первая глава раскрывает саму сущность понятия кризиса середины жизни, направлена на сравнительный анализ различных определений и теорий, обнаруживающих  противоречивость и неоднозначность данного явления, а также рассматривает основные подходы к изучению смысложизненных ориентаций и их особенностей.  Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию, направленному на изучение смысложизненных ориентаций личности в период от 30 до 40 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1  Теоретические аспекты изучаемой проблемы.

 

1.1. Понятие и сущность кризиса середины жизни.

Кризис середины жизни определяется как психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста  30–40 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате доминирующими в общем фоне настроений становятся депрессивные состояния, характеризующиеся снижением интереса к происходящим событиям, апатией, переживаниями по поводу собственной никчемности, беспомощности.[4;40] Особое место в депрессивных переживаниях занимает тревога в отношении своего будущего, которая зачастую маскируется тревогой за детей или даже за страну в целом. Нередко депрессивные переживания концентрируются вокруг потери смысла и интереса к жизни.

     В середине периода ранней взрослости (примерно к тридцати годам) человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что представления о жизни, сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами, не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и неудачи, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семью, профессию, привычный образ жизни. Самореализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознает, что, в сущности, стоит перед той же задачей – поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей. Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости «что-то предпринять» и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень – возраст зрелости.

Современный российский психолог и психотерапевт Ф.Е. Василюк ввел объединяющее понятие «критическая жизненная ситуация» для обозначения психологических состояний рассогласования, нарушения душевного равновесия каковыми являются стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Критическую жизненную ситуацию Василюк определил, как невозможность жить дальше без определенной внутренней перестройки личности, которая происходит, когда человек переживает возникшую ситуацию.

        Кризис середины жизни сопровождают сильные переживания. Они заставляют человека иначе взглянуть на себя и на всю жизнь, пересмотреть прежние планы и представления. Нередко человек начинает ценить то, что ранее казалось невозможным, или наоборот, отказывается от чего-то, что только вчера составляло смысл его жизни, начинает совсем по-другому относиться к себе и другим. В процессе переживания кризиса совершается перестройка личности: внутренний мир переходит в психологическое соответствие с новым жизненным периодом.

Кризис середины жизни, как научная тема, был введен Карлом Густавом Юнгом. Вторая половина жизни человека, по мнению Юнга, имеет свой особый смысл и свои особые цели, поэтому и нужна глубокая внутренняя перестройка. Ранняя взрослость и молодость посвящены устройству человека во внешнем мире, обретению социального положения, семьи, продолжению рода. Юнг видел цель и смысл кризиса во внутреннем, духовном развитии человека, создающим предпосылку для обретения Самости. По мнению Юнга, сущностью этого кризиса является встреча человека со своим бессознательным. Но для того, чтобы человек мог встретиться со своим бессознательным, он должен осуществить переход от экстенсивной позиции к интенсивной, от стремления расширить и завоевать жизненное пространство – к концентрации внимания на своей самости. В этом случае вторая половина жизни послужит для достижения мудрости, кульминации творчества, а не невроза и отчаяния. Хочется особо подчеркнуть слова Юнга о том, что душа человека второй половины жизни глубинно, удивительно изменяется.

Близкие взгляды на сущность кризиса «середины жизни» высказывал Б.Ливехуд. Он называл возраст 30–40 лет своеобразной точкой расходящихся путей. Один из путей – это постепенная психическая инволюция человека в соответствии с его физической инволюцией. Другой – продолжение психической эволюции, несмотря на физическую инволюцию. Следование первому или второму пути определяется степенью развитости в нем духовного начала. Поэтому итогом кризиса должно стать обращение человека к своему духовному развитию, и тогда по ту сторону кризиса он будет продолжать интенсивно развиваться, черпая силы из духовного источника.

   Большое значение кризису «середины жизни» придавал Э. Эриксон. Возраст 30 – 40 лет он называл «десятилетием роковой черты», главными проблемами которого являются убывание физических сил, жизненной энергии и уменьшение сексуальной привлекательности. К этому возрасту, как правило, появляется осознание расхождения между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. И если двадцатилетний человек рассматривается как многообещающий, то 40 лет – это время исполнения данных когда-то обещаний. Успешное разрешение кризиса, по Эриксону, приводит к формированию у человека генеративности (продуктивности, неуспокоенности), которая включает стремление человека к росту, заботу о следующем поколении и о собственном вкладе в развитие жизни на Земле. В противном случае формируется застой, которому могут соответствовать чувство опустошения, регрессия.

М. Пек обращает особое внимание на болезненность перехода от одной жизненной стадии к другой. Причину этого он видит в трудности расставания с выношенными идеями, привычными методами работы, ракурсами, с которых привычно смотреть на мир. Многие люди, по мнению Пека, не способны выдерживать душевную боль, связанную с процессом отказа от того, что они переросли.  По этой причине они цепляются за старые стереотипы мышления и поведения, отказываясь разрешать кризис. Страх изменений затрудняет или даже делает невозможным успешное разрешение кризиса. [4; 40-41]

Одной из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста, является убывание физических сил и привлекательности.  Для тех, кто в молодости полагался на свои физические качества, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии.

Второй главный вопрос среднего возраста – это сексуальность. У человека среднего возраста часто изменяются сексуальные интересы, потребности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной «эмоциональной гибкости» – способности изменять эмоциональный вклад в отношения с разными людьми и разными видами деятельности.

Среди людей зрелого возраста существует тенденция к росту ригидности во взглядах и действиях, к тому, что создает своеобразную умственную и эмоциональную закрытость, нетерпимость к новым убеждениям, неспособность воспринимать творческие решения проблем. Успешное разрешение кризиса включает обычно переформулировку идей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни каждого человека. Супруг(а), друзья и дети приобретают все большее значение, тогда как собственное «Я» все более лишается своего исключительного положения. Все более усиливается тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которых, скорее всего, никогда не удастся достичь. [4; 50-51]

Кризис середины жизни дает человеку шанс измениться, приблизиться к самому себе. Для успешного разрешения и выхода из кризиса, человеку необходимо решить следующие жизненно-важные и актуальные для его возраста задачи, обеспечивающие основной контекст развития: достижение зрелой гражданской и социальной ответственности, достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня, выбор подходящих способов проведения досуга, помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми, усиление личностного аспекта супружеских отношений, принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним.   

 

1.2.Основные подходы к изучению смысложизненных  ориентаций.

Проблема смысла жизни относится к числу междисциплинарных, так как смысл жизни является одной из традиционных проблем философии и теологии, художественной литературы, в которых он анализируется преимущественно с содержательной стороны: в чем состоит смысл жизни, какой смысл жизни можно считать истинным, добрым, достойным. В психологической литературе также подчеркивается огромная значимость для человека психологического феномена смысла жизни. Как указывает Д. А. Леонтьев, в сферу интересов психологии личности входит вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. В психологии смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности [2]. Смысл жизни психологами определяется как «более или менее адекватное переживание интенциональной направленности собственной жизни», «концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого» [2], «генеральная линия жизни, задающая высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогающая ему не сломаться на крутых виражах судьбы, максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности» [4]. Ю. Б. Гиппенрейтер рассматривает смысл жизни «как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности».

Для С. Л. Рубинштейна смысл человеческой жизни - быть источником света и тепла для других людей, быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь [3]. Б. С. Братусь размышляет о смысле жизни как о насущной потребности, которая зиждется на фундаментальном противоречии между ограниченностью (смертностью) индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека. [1]

Информация о работе Особенности смысложизненных ориентаций личности, переживающей кризис середины жизни