Боязнь животных
и темноты обычно появляется
у детей после трех лет, достигая
пика в четыре года. Дети боятся
спать одни при выключенном
свете. Ц. П. Короленко и Г. Ф. Фролова
(1975) отмечают, что появление страха
темноты совпадает по времени
с развитием сферы воображения ребенка[6].
У многих взрослых, кстати, также отмечается
усиление игры воображения в темноте.
Обсуждая природу этого страха, К. Д. Ушинский
писал: «Некоторые, как напр., Рид и отчасти
Руссо, думают, что дети уже по природе
боятся темноты, но мы скорее согласны
с Бэном, отвергающим эту боязнь. Темнота,
скрывая от нас окружающее, может сильно
способствовать развитию в нас всякого
рода страхов, которые зависят уже от других
причин, но сама по себе темнота едва ли
может быть причиной страха[13].
П. Ф. Каптерев
(1901) отмечал, что темнота, скрывая от взора
обычные предметы, производит сильное
устрашающее впечатление на детей, вызывает
ужас[11]. Он приводит многочисленные примеры,
когда с целью наказания детей запирали
в помещениях без света. Испуг, вызванный
тьмой и одиночеством, для части детей
был драматичен, у некоторых из них в дальнейшем
обнаружились нервно-психические расстройства.
В настоящее время выявлено, что и у маленьких
детей незнакомые объекты, в частности
люди, могут вызывать страх. Феномен реакции
страха на незнакомца привлек внимание
ряда западных психологов. А. Джерсилд
и Ф. Холмс (Jersild, Holms, 1935) показали, что в
возрасте от одного года до шести лет постепенно
уменьшается боязнь звуков и незнакомых
предметов, а страх перед воображаемыми
ситуациями в возрасте пяти-шести лет
заметно усиливается[1]. Через полвека
было показано, что страх темноты, боязнь
одиночества, чужих людей и незнакомых
предметов стали появляться в более раннем
возрасте (Draper, James, 1985)[10].
По данным
П. С. Зобова (1983), в дошкольном возрасте
преобладают мнимые (выдуманные, фантастические)
страхи над реальными, в содержании которых
фигурируют фантастические образы из
прочитанных сказок, фильмов ужасов и
т. п.; Среди реальных страхов в дошкольные
годы первое место занимает боязнь воды.
Второе место занимает страх, вызванный
угрозой нападения животных, третье - боязнь
падения с большой высоты и боязнь дорожно-транспортных
происшествий.[6]
Страхов у девочек
выявляется в два раза больше,
чем у мальчиков, и это свидетельствует
о более выраженном инстинкте
самосохранения. Этим, по мнению ученых[3],
объясняется и относительно меньшая продолжительность
жизни у мужчин. Имеются точные данные
о возрастном количестве страхов в каждый
год жизни ребенка (Захаров А. И., 1986). В
старшем дошкольном и младшем школьном
возрасте среднее число страхов у мальчиков
7, у девочек 10. Это не патология, а возрастные
особенности развития. Для развития ребенка
важным является не само количество страхов,
а их влияние на формирование его личности,
когда он становится все более неуверенным
в себе, неспособным вести себя непосредственно,
выражать чувства и желания и реализовывать
поставленные цели.
Если страхи
приобретают навязчивый, неотступный
характер, то они, как правило, начинают
поглощать возрастные страхи, поэтому
м ы часто наблюдаем фобии – навязчивые,
монотематические страхи.
Самая тяжелая
форма страхов, причину появления
которых найти невозможно –
это бредовые страхи. Например, почему
ребенок боится играть с какой-то игрушкой
или боится одевать какую-то одежду. Их
наличие часто указывает на серьезные
отклонения в психике малыша. [1]
К детскому
сверхценному страху можно отнести: страх
темноты, в которой детское воображение
поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков,
сказочных персонажей, а также страх потеряться,
нападения, воды, огня, боли и резких звуков.
Например, боязнь воды теоритически можно
отнести к двум видам страха: навязчивым
и сверхценным. Но если ребенок когда-то
тонул, и теперь боится воды - это навязчивый
страх, а если нет причины, то это уже сверхценный.
В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются
именно с ними. На этих страхах, как правило,
дети «зацикливаются» и не могут «вытащить»
из своей фантазии. Сначала они соответствуют
какой-либо жизненной ситуации, а потом
становятся настолько значимыми, что ни
о чем другом ребенок думать уже не может
[1].
Навязчивые
страхи - это страхи, которые ребенок испытывает
в определенных, конкретных ситуациях,
боится обстоятельств, которые могут их
за собой повлечь. К ним относятся, например,
страх высоты, закрытых и открытых пространств
и др. [3] .
Печальным событием для детей,
заболевающих неврозом страха, является
осознание их нежелательности
для родителей способна негативно
повлиять на формирование у детей чувства
уверенности и не потому, что они такие
плохие, а просто родители были озабочены
учебой, профессиональным становлением,
да и чувства в браке еще не оформились.
Другими словами, дети были бы желанными
и даже долгожданными потом, когда все
благополучно сложится, устроится и чувства
родителей созреют. Однако ребенок появляется
на свет раньше этого времени в жизни родителей.
Именно поэтому и заостряется инстинкт
самосохранения, когда дитя начинает «сам
хранить себя», страшась любых, часто воображаемых
опасностей гораздо больше, чем все его
сверстники[3].
Таким образом,
из упомянутой возрастной динамики
страхов следует, что они из
чисто инстинктивных проявлений
становятся событиями, все более
отражающими социальную действительность,
процесс формирования личности
детей, т.е. страхи все более перерастают
в тревожность как отражение
личностного социального неблагополучия
индивидуума. Можно также отметить,
что до 3 лет преобладает беспокойство
как сплав страхов и тревожности,
от 3 до 12 лет отчетливо прослеживается
диктат страха и в последующие
годы наблюдаются преимущественно
реакции тревоги. Значит, у детей
старшего дошкольного возраста
тревожность еще не является
устойчивой чертой характера
и относительно обратима при
проведении соответствующих психолого-педагогических
мероприятий.
1.4. Психологические
особенности проявления страхов у детей
дошкольного возраста из неполных семей
и полных семей
Рассмотрим существование страхов,
как в полных, так и в неполных семьях.
По мнению В.В. Зеньковского,
страх является одной из основных и врожденных
форм реакции души: меняются предметы
страха, меняется выражение страха и его
влияние на внутренний мир личности, на
её поведение, но страх, как известная
форма оценки, как тип отношения к миру
и к людям остается всегда в нас. Семья
является одним из основных факторов,
которые влияют на появление страхов у
детей. Большинство ученых считает, что
в дошкольном и младшем школьном возрасте
одна из основных причин детских страхов
кроется в нарушении детско-родительских
отношений. Многие аспекты жизни семьи
способствуют этому [22].
Значительное увеличение числа
страхов в неполных семьях происходит,
прежде всего у мальчиков в старшем дошкольном
возрасте. Отсутствие отца в семье нарушает
формирование поведения, соответствующего
полу, и психологической защиты от идущих
извне угроз. Отчасти это отражается и
на девочках, поскольку им также требуется
навык защиты себя от опасностей, что наиболее
развито в филогенезе у представителей
мужского рода[12].
Рассмотрим выраженность страхов
в полных семьях. Абсолютное отсутствие
страхов представляется, во всяком случае,
в дошкольном возрасте, скорее, исключением,
чем правилом, и достаточно часто служит
проявлением органической расторможенности,
некритичности и невысокого интеллектуального
уровня. Так, у мальчиков, у отцов которых
наблюдается алкоголизм, количество страхов
достоверно меньше, чем у мальчиков, отцы
которых не злоупотребляют алкоголем.
Бесстрашие у этих мальчиков, нередко
граничащее с безрассудством и игнорированием
опасностей, является в своей совокупности
и известным барьером невосприятия страха
как аффективно переживаемой угрозы для
жизни и безопасности. Кроме этого, «профилактика»
страхов в данном случае происходит и
вследствие расторможенного поведения
отца, напоминающего о состоянии алкогольного
опьянения тех чудовищ, которых обычно
боятся дети. Ребенок как бы привыкает
к такому поведению и даже в чем-то подражает
ему, после чего ему уже не, страшны Бармалеи,
Кощеи и другие страшные образы[12].
Мальчики и девочки более боязливы,
если считают главной в семье мать, а не
отца. Работающая и доминирующая в семье
мать часто испытывает нервно психическую
перегрузку, что создает дополнительное
напряжение в ее отношениях с детьми, вызывая
у них ответные реакции беспокойства.
Доминирование матери также указывает
на недостаточно активную позицию и авторитет
отца в семье, что затрудняет ролевую идентификацию
с ним мальчиков и увеличивает возможность
передачи беспокойства со стороны матери,
если оно имеет место[3].
Вне связи с доминированием
матери, если мальчики старшего дошкольного
возраста в воображаемой игре «семья»
выбирают роль не отца, как это делают
большинство сверстников, а матери, то
количество их страхов является наибольшим.
Как правило, это говорят о наличии невротической,
основанной на беспокойстве, привязанности
к матери.
Таким образом, особую чувствительность
в плане страхов дошкольники обнаруживают
при наличии конфликтных отношении между
родителями. Тогда индекс страхов, достоверно
выше, особенно у девочек, чем когда отношения
родителей оцениваются как дружные, хорошие,
без ссор. Заслуживает внимания факт обнаружения
у дошкольников из конфликтных семей достоверно
более частых страхов животных, стихии,
заболевания, заражения и смерти, а также
страхов кошмарных снов и потери родителей,
если родители уже не живут вместе, то
повышается коэффициент страха одиночества,
страха потери обоих родителей. Все
эти страхи являются своеобразными эмоциональными
откликами на конфликтную ситуацию в семье.
Беспокойство у эмоционально
чувствительных детей первых лет жизни
возникает и вследствие стремления некоторых
матерей как можно раньше выйти на работу,
где сосредоточена основная часть их интересов.
Эти матери испытывают постоянное внутреннее
противоречие из-за борьбы мотивов, желания
одновременно успеть на двух фронтах.
Они рано отдают детей в дошкольные детские
учреждения, на попечение бабушек, дедушек,
других родственников, нянь и недостаточно
учитывают их эмоциональные запросы.
Честолюбивые, не в меру принципиальные,
с болезненно заостренным чувством долга,
бескомпромиссные матери излишне требовательно
и формально поступают с детьми, которые
всегда не устраивают их в отношении пола,
темперамента или характера. У гиперсоциализированных
матерей забота проявляется главным образом
тревогой по поводу возможных, а потому
и непредсказуемых несчастий с ребенком.
Типичная же для них строгость вызвана
навязчивым стремлением предопределить
его образ жизни по заранее составленному
плану, исполняющему роль своего рода
ритуального предписания. А эмоционально
чувствительные и впечатлительные дети
дошкольного возраста формально правильное,
но недостаточно теплое и нежное отношение
матери воспринимают с беспокойством,
поскольку именно в этом возрасте они
нуждаются, как никогда, в любви и поддержке
взрослых.
Уже к концу старшего дошкольного
возраста дети в этих условиях эмоционально
«закаляются» до такой степени, что перестают
реагировать на излишне требовательное
отношение матери, отгораживаясь от нее
стеной равнодушия, упрямства и негативизма.
Они погружаются в свой мир переживаний,
а иногда их поведение становится похожим
на поведение матери. Другие устраивают
истерики по поводу недостаточного внимания
матери или, переживая, ее отношение к
себе, становятся беспокойными, подавленными,
неуверенными. Возрастающая из поколения
в поколение эмоциональная чувствительность
детей и потребность в теплом и заботливом
отношении вступают, таким образом, в противоречие
со стремлениями некоторых матерей освободиться
от ухода за ребенком и формализовать
процесс его воспитания [5].
Наиболее чувствительны к конфликтным
отношениям родителей дети – дошкольники.
Если они видят, что родители часто ссорятся,
то число их страхов выше, чем когда отношения
в семье хорошие. Девочки более эмоционально
ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения
в семье[8].
У девочек не только больше
страхов, чем у мальчиков, но и их страхи
более тесно связаны между собой, то есть
в большей степени влияют друг на друга
как в дошкольном, так и в школьном возрасте.
Другими словами, страхи у девочек более
прочно связаны с формирующейся структурой
личности, и прежде всего с ее эмоциональной
сферой. Как у девочек, так и у мальчиков
интенсивность связей между страхами
наибольшая в 3 – 5 лет. Это возраст, когда
страхи «цепляются друг за друга» и составляют
единую психологическую структуру беспокойства.
Поскольку это совпадает с интенсивным
развитием эмоциональной сферы личности,
то можно предполагать, что страхи в данном
возрасте наиболее скреплены и мотивированы.
Максимум страхов наблюдается в 5 – 8 лет,
при уменьшении интенсивности связей
между страхами, но страх при этом более
сложно психологически мотивирован и
несет в себе больший познавательный заряд.
Как известно, эмоциональное развитие
в основных чертах заканчивается к 6 годам,
когда эмоции уже отличаются известной
зрелостью и устойчивостью. Начиная, с
5 лет на первый план выходит интеллектуальное
развитие, в первую очередь мышление (вот
почему во многих странах с этого возраста
начинается обучение в школе). Ребенок
в большей степени, чем раньше, начинает
понимать, что способно причинить ему
вред, чего следует бояться, избегать.
Следовательно, в возрасте наиболее часто
выявляемых страхов, то есть в старшем
дошкольном возрасте, можно уже говорить
не только об эмоциональной, но и о рациональной
основе страхов как новой психической
структуре формирующейся личности [1].
На количество страхов оказывает
влияние состав семьи. У девочек и мальчиков
старшего дошкольного возраста число
страхов заметно выше в неполных семьях,
что подчеркивает особую чувствительность
этого возраста к разрыву отношений между
родителями. Именно, в 5 – 7 лет дети в наибольшей
степени стремятся идентифицировать себя
с родителем того же пола, то есть мальчики
хотят быть во всем похожими на наиболее
авторитетного для них в эти годы отца,
как представителя мужского пола, а девочки
– на свою мать, что придает им уверенность
в общении со сверстниками своего пола.
Выводы по первой
главе
На первом этапе исследования
был проведен анализ имеющейся, по данному
вопросу, научной литературы и сделаны
следующие выводы:
- изучением страха занимались
многие ученые, выдвинуто множество
трактовок понятия страха. Из
всего этого научного многообразия
можно выделить определение Н.И.
Конюхова «Страх - это психическое
состояние, связанное с выраженным проявлением
астенических чувств в ситуациях угрозы
биологическому и социальному состоянию
индивида и направленное на источник действительной
или воображаемой опасности». Беспокойство,
тревога, страх – такие же эмоциональные
неотъемлемые проявления нашей психической
жизни, как и радость, восхищение, гнев,
удивление, печаль.Однако для человека
как социального существа страх часто
становится препятствием для достижения
поставленных им целей.