Особенности суицидального поведения у пациентов с пограничными расстройствами психики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение особенностей суицидального поведения и изучение личностных особенностей лица с пограничным расстройством психики; установить возможность последующих суицидальных попыток исследуемого пациента. Задачи:
Раскрыть смысл понятий – суицид, суицидальная попытка. Рассмотреть основные типы суицида, фазы суицида.
Теоретически изучить суицидогенные факторы и мотивы суицидального поведения.
Рассмотреть особенности пограничных психических расстройств. Выделить основные пограничные психические расстройств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы изучения суицидального поведения……6
1.1. Понятия – суицид, суицидальная попытка; типы суицида, фазы суицида………………...6
1.2. Детерминанты и мотивы суицидального поведения………….10
Глава 2. Теоретические основы изучения пограничных расстройств
психики…………………………………………………………….…………12
2.1. Понятие о пограничных психических расстройствах……..…12
Глава 3.Особенности суицидального поведения у пациентов с пограничными расстройствами психики………………………………………16
Глава 4. Результаты исследования суицидального поведения у пациента с пограничным психическим расстройством…………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………...26
Библиографический список…………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развити1.docx

— 70.46 Кб (Скачать файл)

Важно, что  большая суицидальная готовность отмечается при менее жестких и однозначных  формах реагирования на этапе формирования и при наличии мозаичной психопатии. Здесь, как и в случае чисто личностных характеристик, прослеживается общая тенденция: наибольшая суицидогенность характерна для краевых форм расстройств личности, отклоняющихся от того или иного клинического «стандарта».

Исключительное  значение имеет тот факт, что любого рода личностные характеристики  никак  не могут выступать раз и навсегда заданным фактором риска суицидального  поведения. Все эти особенности  обнаруживают себя только в рамках определенной проблемы.

Выводы:

Таким образом, для лиц с пограничными расстройствами психики, как и для лиц с  психотическими расстройствами, могут быть характерны маломотивированные или безмотивные покушения на самоубийство.

Характер динамики психической жизни до, во время и после суицида лиц с пограничными психическими расстройствами не стабилен:  отмечается вполне определенный сдвиг в характере психических актов.

Чаще  всего, в любом суицидальном случае, совершенном больным с пограничным  психическим расстройством, можно  отметить наличие на протяжении того или иного времени перед суицидом доминирующей мысли, по существу приобретающей  насильственный характер с невозможностью избавления от нее и даже ее логического  развития.

Для возможности  возникновения суицидальных тенденций  у данной категории больных имеют  следующие моменты: степень сформированности аномальных (психопатических) форм реагирования, выраженность того или иного радикала, наличие смешанных и «нестандартных» реакций.

Любого  рода психопатические характеристики  никак не могут выступать раз  и навсегда заданным фактором риска  суицидального поведения. Все эти  особенности обнаруживают себя только в рамках определенной проблемы.

Так же следует  отметить то, чаще всего суицидальные попытки возникают при снижением настроения, остающимся в пределах расстройств пограничного круга: кратковременной или пролонгированной депрессивной реакцией и дистимией.

Глава 4. Результаты исследования  суицидального поведения у пациента с пограничным психическим расстройством

Исследование  построено на комплексном подходе, предполагающем сочетание беседы и  экспериментально-психологических  методик:

1. Проективная методика: «Дом, дерево, человек». Суть методики заключается в том, что обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану. Методика предназначена для исследования личностных особенностей испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности. Полученные данные с помощью этой методики необходимы для более детального изучения суицидального поведения и его причин исследуемого пациента.

2. Методика «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности». Данная методика предназначена для выявления уровня тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности пациента. Состоит из четырех шкал: самооценка тревожности, самооценка фрустрированности, самооценка агрессивности, самооценка ригидности. Испытуемый должен проставить цифру от одного до четырех около каждого утверждения, где:1- нет, это совсем не так; 2- пожалуй, так; 3- верно; 4- совершенно верно.

3. Опросник суицидального риска. Методика включает методические инструкции, описание интерпретации результатов и стимульный материал, включающий 29 утверждений, относительно которых испытуемый должен обозначить свою позицию согласием или не согласием.

Данная методика предназначена  для прогнозирования возможности  последующих суицидальных попыток  исследуемого пациента.

В исследование участвовал пациент с пограничным расстройством  психики Саратовской Областной психиатрической больницы. Пациент – женщина 50-ти лет, проживает вдвоем с мужем в городской квартире. Социальный статус – индивидуальный предприниматель. Детей не имеет. Поступила в больницу при попытке суицида.

В результате беседы выяснилось, что несколько  дней назад, единственный, оставшийся в живых, сын пациентки покончил с собой (первого сына, со слов пациентки, убили в Дагестане). Пациентка первая обнаружила его мертвым, после чего потеряла сознание. С этого момента до похорон пациентка всё время плакала. По её словам, время от времени, она видела какие-то темные полосы на стенах и темные пятна на полу, и её трясло.

В день после  похорон, когда супруг пациентки  лёг спать, пациентка, оставшись одна в другой комнате, продолжала плакать и думать о сыне. По её словам, ей было настолько плохо, что всё её тело тряслось, и она «чувствовала непреодолимую душевную боль», мысли о сыне не могли покинуть её. Потом пациентка схватила нож и попыталась покончить с собой. Муж с трудом остановил пациентку. После чего пациентка поступила в психиатрическую больницу.

Таким образом:

  • Тип суицида пациента – истинный.
  • Детерминанта суицидального поведения – смерть сына.
  • Мотив суицидального поведения – попытка избавиться от страданий, возникших в результате утраты; попытка, таким образом, быть ближе к сыну.
  • Суицид возник на фоне расстройства настроения (аффективного расстройства)
  • Перед суицидальной попыткой наличествовала на протяжении того или иного времени доминирующая мысль о умершем сыне, имеющая насильственный характер.

Результаты  проведения методики - «Дом, дерево, человек»:

Нарисованный объект

Личностные особенности больного

Дом

 

 Дом старый, развалившийся

Негативное отношение к себе, не принятие себя.

Стены расположены необычно

Сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции.

Первый  этаж нарисован в конце

Отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.

Одно окно без стекол

Отчужденность.

Двери отсутствуют

Субъект испытывает трудности при  стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Рисунок дома помещен слева

Генерализованное чувство неуверенности, опасности сопряженное с прошлым. Акцентирование прошлого.

Правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию  крыши и стены

Сложностях интегрирования, страх перед будущим.

Человек

 

Голова человека большая

Неосознанное подчеркивание  убеждения  о значении мышления в деятельности человека.

Нечеткая  голова

Застенчивость, робость.

Плечи отсутствуют

Ощущение малоценности, ничтожности.

Туловище  слишком крупное относительно других частей тела

Наличие  неудовлетворенных,

остроосознаваемых субъектом потребностей.

Уши слишком подчеркнуты

Подтверждает наличие слуховых галлюцинаций.

Глаза изображены как пустые глазницы

Значимое стремление избегать

визуальных стимулов.

Глаза маленькие

Погруженность в себя

Лицо неясное, тусклое

Боязливость, застенчивость.

Волосы  сильно заштрихованы

Тревога, связанная с мышлением  или воображением.

Руки  длинные и слабые

Зависимость, нерешительность, потребность в

опеке.

Руки  неясно очерчены

Нехватка самоуверенности  в деятельности

и социальных отношениях.

Пальцев меньше пяти

Зависимость, бессилие.

Пальцы длинные

 Ноги  слишком короткие

Скрытая агрессия.

Чувство психологической неловкости.

Неуравновешенная  стоячая фигура человека

Напряжение.

Контур человека эскизный неяркий, неясный

Боязливость, робость, тревога.

Маленькая фигура

Тревога, эмоциональная  зависимость,

чувства дискомфорта  и скованности.

Недостаток  симметрии

Незащищенность.

Отсутствие существенных деталей  в рисунке (элементов одежды и  т.п.)

Серьезное эмоциональное нарушение.

Дерево

 

Заштрихованный  ствол

Внутренняя тревога, подозрительность, боязнь

быть покинутым; скрытая агрессивность.

Линии ствола кривые

Активность заторможена  тревогой

и мыслями о непреодолимости  препятствий.

Крона – беспорядочные неровные штрихи

Повышенную тревожность, скрытая  агрессия, аутоагрессия.


 

Результаты  проведения методики «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности»:

  • Уровень личностной тревожности высокий (70 баллов), т.е. у пациента нарушена адекватность проявления эмоций. Пациент часто испытывает страх без явного объекта этого страха. Критическая составляющая анализа ситуации у больного снижена.
  • Уровень фрустрированности высокий (70 баллов), т.е. пациент неуверен в своих действиях, растерян; побуждения к конкретным действиям несильны и непродолжительны; эмоционально неустойчив (эмоции быстро сменяют друг друга, либо наоборот затягиваются); восприятие больного неактивно, человек сильно подвержен иллюзиям (во всех смыслах).
  • Уровень агрессивности средний (36 баллов).
  •     Уровень ригидности высокий (70 баллов), т.е. больной неспособен и не готов к перестройке собственной схемы активности в сложившихся обстоятельствах.

Результаты проведения методики «опросник суицидального риска»:

·  Демонстративность (2 балла из 7): Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания у пациента отсутствует.

·  Аффективность (1 балл из 7). Вероятность эмоциональных вспышек у пациентаотсутствует, вероятнее всего в результате лечения.

·  Несостоятельность (4 балла из 7). У пациента имеются представление о своей несостоятельности, о несостоятельности своей жизни, однако они не выражены кардинально.

·  Социальный пессимизм (7 баллов из 7). Отрицательная концепция окружающего мира. Пациент воспринимает мир как враждебный, не соответствующий представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими.

·  Максимализм (3 балла из 7). Аффективная фиксация на неудачах сведена к минимуму.

·  Временная перспектива (3 балла из 7 ). Пациент способен конструктивно планировать будущее.

То есть суицидальный фактор составляет  20 баллов из возможных  – 42 баллов.

· Атисуицидальный фактор (6 баллов из 7). Данный фактор достаточно выражен, что снимает глобальный суицидальный риск. У пациента имеется глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга, и т.д.

Таким образом, вероятность повторной  попытки суицида у пациента сведена  к минимуму.

Выводы:

Таким образом, пациенту присущи следующие личностные особенности: непринятие себя; сильные  враждебные тенденции; тенденция  к  изоляции от действительности; отчужденность; трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу); страх перед будущим; ощущение малоценности; погруженность в себя; зависимость; бессилие; скрытая агрессия; чувство психологической неловкости; напряжение; боязливость; робость; повышенная тревожность; чувства дискомфорта и скованности.

Тип суицида  пациента – истинный. Детерминантой суицидального поведения является смерть сына. Мотивом суицидального поведения является попытка избавиться от страданий, возникших в результате утраты; попытка, таким образом, быть ближе к сыну. Перед суицидальной попыткой наличествовала на протяжении того или иного времени доминирующая мысль о умершем сыне, имеющая насильственный характер.

Уровни  тревожности, фрустрированности и ригидности пациента высокие; уровень агрессивности – средний.

Вероятность повторной попытки  суицида у пациента минимальна.

 

Заключение

Целью написания  данной курсовой работы являлось изучение особенностей суицидального поведения и изучение личностных особенностей лица с пограничным расстройством психики; установить возможность последующих суицидальных попыток исследуемого пациента.

Цель  была достигнута посредством решения  основных задач курсовой работы.

Таким образом, суицид — это акт самоубийства с фатальным исходом; покушение на самоубийство — аналогичный акт, не имеющий фатального исхода. Степень осознания намерения совершения самоубийства может быть ясной, так же самоубийство может быть импульсивным актом, в рамках которого возникновение действий, направленных на самоубийство, может не осознаваться субъектом вообще.

Разные  авторы выделяют следующие типы суицида: истинное самоубийство, двусмысленное самоубийство, скрытое самоубийство, хроническое самоубийство, локальное самоубийство, органическое самоубийство, демонстративное самоубийство.

Выделяют  следующие фазы самоубийства:

  • Пресуицид. 
  • Пассивные суицидальные мысли.
  • Суицидальные замыслы.
  • Суицидальные намерения: принято решение о самоубийстве.

Каждая  из этих фаз характеризуют подготовку человека к совершению самоубийства в той или иной форме.

Суицидогенные факторы – это наиболее значимые составляющие из всего многообразия причины, играющие ведущую роль в формировании суицидального поведения. Факторы суицидального поведения могут быть различными. Некоторые из них осознаются суицидентом, другие существуют на бессознательном уровне.

Мотивы суицида – это побудительные силы поведения, направленного на прекращение собственной жизни. Это своеобразная результирующая действия очень многих факторов, определяющих и содержание психики в момент возникновения суицидальных феноменов, и их влияние на психофизиологическое функционирование, включая и подавление инстинкта самосохранения.

Информация о работе Особенности суицидального поведения у пациентов с пограничными расстройствами психики