Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:45, реферат
Типы высшей нервной деятельности- природная особенность нервной системы ,представляющая собой комплексы основных свойств нервной системы.Особенности, формирующие типы высшей нервной деятельности ,зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы человека и животных. Основой индивидуальных различий в нервной деятельности животных является проявление и соотношение двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения.
Характеристика типов высшей нервной деятельности по И.П .Павлову
Классификация типов высшей нервной деятельности человека по И.П .Павлову
Значение учета типов высшей нервной деятельности для занятий спортом и при проведении тренировочной работы с юными спортсменами.
Особенности направленности физических нагрузок в избранных видах спорта у спортсменов ,имеющих различные типы высшей нервной деятельности.
Заключение.
Усвоение техники движений обусловлено индивидуальными особенностями нервной системы.Представители нормально возбудимого, подвижного типа обычно легко овладевают техникой упражнений, точно выполняют разнообразные двигательные задачи, преуспевают в ситуационных видах деятельности. Учащиеся с сильным, безудержным типом нервной системы часто отличаются неровностью успеваемости в занятиях физическими упражнениями, однако способны легко овладевать двигательными навыками. Лица, нормально возбудимые (спокойный тип нервной системы), успешно овладевают сложнокоординационными движениями, однако у них сравнительно медленно образуются условно-рефлекторные связи, наряду с быстрыми наблюдаются и замедленные движения. Пониженно возбудимые типы в движениях, как правило, малоактивны. Образование условных рефлексов у них крайне затруднено, экстрараздражители вызывают заметное снижение условного рефлекса, они удовлетворительно овладевают двигательными действиями.
При обучении физическим упражнениям ведущую роль должен иметь дифференцированный подход к ученикам с различными индивидуальными особенностями нервной системы. Как при показе, так и при объяснении ученики с сильной нервной системой усваивают упражнение быстрее, чем со слабой.
Различия в темпераментах школьников следует учитывать повседневно. Так, "тревожным" нужно реже делать критические замечания во время работы и тем более на людях, их необходимо удерживать от чрезмерной активности. "Нетревожных" целесообразно, наоборот, активизировать, чаще контролировать их самостоятельную работу. От импульсивных следует требовать сознательного выполнения каждого задания до конца, учить их работать по заранее составленному плану.
В общении с подростками
меланхолического и холерического
темпераментов, которые отличаются
упрямством, считая, что в этом проявляется
сила их характера, преподавателю необходимо
добиваться своих требований и убеждать
собственным положительным
Легковозбудимым людям, особенно если они пользуются лидерством в коллективе, не следует делать замечания в присутствии их товарищей. Холерика важно увлечь каким-нибудь интересным для него делом, и он становится лучшим помощником учителя. На сангвиника и флегматика в случае необходимости можно повысить голос, но часто это делать нельзя. К громкому голосу люди быстро привыкают и перестают на него реагировать.
Сангвиники быстро акклиматизируются в незнакомых коллективах, их целесообразно в случае необходимости переводить в другие учебные группы для исправления или, наоборот, для укрепления последних. Флегматика труднее вести к успехам в спорте, чаще всего он недостаточно самолюбив. Но его можно заинтересовать перспективой успеха на соревнованиях: чаще обращать внимание на прирост результатов в контрольных тестированиях. Меланхолик впадает в растерянность при первой же неудаче. Ему требуется дружеская, участливая помощь старшего, поддержка похвалой, советом, примером. На меланхолика не следует раздражаться, повышать голос. Он моментально замыкается, уходит в себя, а потом долго помнит "обиду".
Человек с задатками спринтера обладает хорошей реакцией и быстрым мышлением. Эти качества присущи детям с повышенной возбудимостью. Хороший спринтер всегда подвижен, активен и отличается резкостью движений, обладает, как правило, сангвиническим темпераментом. Подвижность нервных процессов у спринтеров велика, и у многих возбудительный процесс преобладает над тормозным. У спортсменов, специализирующихся в беге на длинные дистанции, несколько снижена скорость элементарных двигательных реакций, но более выражена, чем у спринтеров, способность к дифференцированию отрицательных раздражителей, что свидетельствует о большей уравновешенности их нервных процессов.
Представители скоростно-силовых видов спорта (метания, прыжки) по характеру элементарной условно-рефлекторной деятельности напоминают спринтеров. При относительно коротком латентном периоде двигательной реакции у многих затрудняется выработка дифференцированного торможения на отрицательные раздражители, что свидетельствует о некотором преобладании процесса возбуждения.
Особенности направленности физических нагрузок в избранных видах спорта у спортсменов,имеющих различные типы высшей нервной деятельности.
Виды спорта, преимущественно развивающие выносливость.
Воспитание выносливости в процессе спортивной тренировки - одно из действенных средств достижения высокой работоспособности, которая основана на устойчивости центральной нервной системы и ряда функциональных систем организма к утомлению.
Физиологические механизмы
этого процесса весьма сложны. Высокая
работоспособность
К видам спорта, акцентированно
развивающим общую
Характеристика, видов спорта, преимущественно развивающих силу и скоростно-силовые качества.
Тяжелая атлетика - это вид спорта, в котором упражнения выполняются с максимальным мышечным напряжением при поднимании возможно больших тяжестей (в соответствующей весовой категории и в соответствующем упражнении - в рывке и толчке). Для этого применяются динамические и изометрические тренировочные упражнения со значительными мышечными напряжениями. На занятиях тяжелой атлетикой совершенствуются в основном способности к максимальным мышечным усилиям групп мышц нижних конечностей, туловища и разгибателей рук. Успеха добиваются атлеты, умеющие регулировать степень возбуждения нервной системы, добиваться согласованной работы различных групп мышц на фоне максимальных мышечных и психических напряжений. При поднимании значительного веса и возникающем при этом натуживании резко возрастает нагрузка на сердечно-сосудистую систему из-за быстрого и резкого колебания кровенаполнения сердца и сосудов. При неправильной организации тренировки у тяжелоатлетов могут возникать отклонения в состоянии системы кровообращения.
Во многих видах современной
трудовой деятельности решающее значение
имеет развитие относительной силы
мышц. Вот почему гиревой спорт
с его многократными и
Атлетическая гимнастика - система упражнений с разнообразными отягощениями. Это самостоятельный общедоступный вид спорта, которым в последние годы активно занимаются и женщины.
Атлетическая гимнастика позволяет избирательно увеличивать массу отдельных групп мышц, что приводит к росту их силы и силовой выносливости, к совершенствованию телосложения. Следует отметить неодинаковый прирост массы мышечных групп у спортсменов разного типа телосложения.
Особую группу составляют виды спорта, связанные с развитием скоростно-силовых качеств. Это легкоатлетические метания (копья, диска, молота), толкание ядра и прыжки. Особое место в подготовке спортсменов этой группы видов легкой атлетики имеет развитие силы и быстроты мышечного сокращения. Спортсмены, занимающиеся этими видами спорта, включают в свою подготовку большой объем упражнений со штангой и другими отягощениями для развития силы.
Заключение.
Таким образом, можно заключить, что типологическим особенностям высшей нервной деятельности соответствуют характерные особенности всей нервной организации индивида. Тип нервной системы можно рассматривать как интегратированый показатель генетически обусловленных признаков, определяющих характерные особенности физических функций. Это находит свое отражение в характере адаптационно-трофических, восстановительных и компенсаторных процессов представителей различных типов нервной системы.Знание индивидуальных особенностей занимающихся позволяет преподавателю, тренеру эффективно управлять процессом физического воспитания и спортивной тренировки.