Особенности фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 11:27, курсовая работа
Краткое описание
Проблема исследования, каковы особенности фонематического восприятия у дошкольников с ФФН? Решение данной проблемы является целью исследования. Объект исследования: речевая деятельность дошкольников с ФФН. Предмет исследования: специфические нарушения фонематического восприятия у данной категории дошкольников. В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи: 1. Изучить литературу по проблеме исследования . 2. Выявить состояние фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН. 3. Проанализировать полученные результаты.
Содержание
Введение..................................................................................................................3 Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования...................................6 1.1 Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе.................................................................................................................6 1.2. роль фонематического восприятия в развитии речи...................................22 1.3. фонетико-фонематическое недоразвитие речи............................................28 1.4. психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.....................................................................................................................34 2 глава Констатирующий эксперимент.............................................................49 2.1. Организация и методика исследования........................................................49 2.2.Анализ результатов исследования.................................................................54 2.3. Методические рекомендации........................................................................63 Заключение...........................................................................................................69 Литература……………………………………………
Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные
доказывают, что выдвинутая нами гипотеза
о том, что у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи будет наблюдаться
недоразвитие процессов фонематического
восприятия, верна.
Список литературы
Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях //Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М., 1993.
Арушанова А.Г. К проблеме определения
уровня речевого развития дошкольника
// в сб. научных статей: Проблемы речевого
развития дошкольников и младших
школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. -
М.: Институт национальных проблем образования
МОРФ, 2003.
Бельтюков В.И. О сроках усвоения
в произношении звуков речи слышащими
детьми // Ж. Дефектология. - 2003. - № 2.
Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические
игры и задания. СПб.: “Каро”, 2002.
Бунак В.В. Речь и интеллект,
стадии развития в антропогенезе. М: АН
СССР 1966.
Варенцова Н.С., Колесникова
Е.В. Развитие фонематического слуха у
дошкольников. – М.,2007.
Воспитание детей раннего возраста
в детских учреждениях// под ред. Щелованова
Н.М. М: Изд-во АПН РСФСР 2007.
Выготский Л.С. Мышление и речь.
– М.: Лабиринт, 2006.
Волкова Г.А. Методика обследования
нарушения речи у детей. М: Изд-во «Сайма», 2003.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней
группе детского сада. - М.: Просвещение,
2001.
Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных
занятий воспитателя в детском саду для
детей с нарушениями речи. – М., 1992.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения
детской речи. – М., 2001.
Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической
стороны речи у дошкольников. Спб: Изд-во
РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
Дурова Н.В. Фонематика. Как
научить детей слышать и правильно произносить
звуки. Методическое пособие - М.: Мозаика-Синтез,
2000.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.
– М., 1985.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева
Т.Б. Преодоление общего недоразвития
речи у дошкольников. – М., 2000.
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу
о формировании фонематического восприятия
у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2003.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М.,
Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление
общего недоразвития речи у дошкольников.
М.: “Просвещение”, 2008.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
– М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2003.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками
речи. – М., 2005.
Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа
обучения детей с недоразвитием фонематического
строя речи. – М., 1978.
Коноваленко В.В., Коноваленко
С.В. Коррекционная работа воспитателя
в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН).
– М., 2008.
Коноваленко В.В., Коноваленко
С.В. Экспресс-обследование фонематического
слуха и готовности к звуковому анализу
у детей дошкольного возраста. Пособие
для логопедов - М.: `Издательство `Гном
и Д`, 2001.
КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование
связной речи и развитие логического мышления
у детей старшего дошкольного возраста
с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.
КоноваленкоВ.В., Коноваленко
С.В. Фронтальные логопедические занятия
в подготовительной группе для детей с
ФФН. – М., 2009.
Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя
диагностика нарушения чтения и его коррекция.
– Воронеж, 2000.
Колесникова Е.В., Телышева Е.П.
Развитие интереса и способности к чтению
у детей 6-7 лет. – М., 2008.
Колесникова Е.В. Развитие фонематического
слуха у дошкольников. – М., 2002.
Коррекционно-педагогическая
работа в дошкольных учреждениях для детей
с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф.
– М.: Секачев В.Ю., 2000.
Лопатина Л. В., Серебрякова
Н. В. Логопедическая работа в группах
дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб., 2004.
Логопедия: Учебник для студентов
дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под
ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и
доп. – М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2004.
Лурия А.Р. Речь и мышление. М:
Изд-во АПН РСФСР 2003.
Люблинская А.А. Роль речи в
развитии восприятия детей. М: Педагогика
1974.
Лямина Г.М. Особенности развития
речи детей дошкольного возраста. – М.,
1992.
Нищева Н.В. Система коррекционной
работы в логопедической группе для детей
с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб.,
2010.
Новоторцева Н.В. Учимся писать.
Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль,
1998.
Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 2012.
Поваляева М. А. Справочник логопеда.
Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002.
Правдина О. В. Логопедия.
Учеб. пособие для студентов дефектолог.
фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб.
М., “Просвещение”, 2003.
Программа воспитания в детском
саду./ Под ред. Васильевой Г. И. М.: “Просвещение”, 1997.
Ребенок. Раннее выявление отклонений
в развитии речи и их преодоление/ под
редакцией Ю.Ф. Гаркуши, Москва-Воронеж
2001.
Слепович Е. С. Особенности активной
речи дошкольников, отстающих в развитии
: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008.
Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения
у детей дошкольного возраста и методы
их преодоления // Педагогические пути
устранения речевых нарушений у детей.
Л., 2000.
Ткаченко Т.А. Если дошкольник
плохо говорит. – СПб., 2000.
Ткаченко Т.А. В первый класс
– без дефектов речи. – СПб., 2000.
Ткаченко Т.А. Логопедическая
тетрадь. Формирование и развитие связной
речи. – СПб., 1998.
Ткаченко Т.А. Логопедическая
тетрадь. Развитие фонематического восприятия
и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке
детей 4 лет к обучению грамоте. – М., 2000.
Парамонова Л.Г. Говори и пиши
правильно. – СПб., 2006.
Психокоррекционная и развивающая
работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.-
М.,2007.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 2009.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка
к школе детей с общим недоразвитием речи
в условиях специального детского сада.
- М., 2009.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А.
Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 2007.
Филичeва Т.Б., Соболева А.В. Развитие
речи дошкольника. – Екатеринбург,2006.
Фотекова Т.А. Тестовая методика
диагностики устной речи младших школьников.
– М., 2000.
Чистович Л.А. Восприятие речи
человеком. Спб: Питер 2005.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения
для развития речи. - М., 2003.
Швачкин Н.Х Эксперементальное
изучение ранних обобщений ребенка// Известия
АПН РСФСР, 2006г № 4.
Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 2008.