Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 22:57, курсовая работа
Цель: изучение влияния спортивной деятельности на формирование ценностно-смысловой сферы личности.
Задачи:
1. Изучить литературные источники, посвящённые данной проблеме.
2. Дать характеристику ценностно-смысловой ориентации личности.
3. Выявить особенности развития ценностно-смысловой сферы личности.
Введение…………………………………………………………………
Глава 1. Ценностно-смысловая сфера личности человека и особенности её развития
Характеристика ценностно-смысловой сферы личности………………………………………………………..
Развитие ценностно-смысловой сферы личности ……..........
Факторы, влияющие на формирование ценностно-смысловых ориентаций ….........................................................
Глава 2. Особенности ценностно-смысловой сферы личности людей, занимающихся спортом.
2.1 Описание исследования. ………………………………………
Анализ результатов………………………………………….....
Заключение……………………
В нравственном отношении занятия спортом могут содействовать развитию таких ценных черт личности, как коммуникабельность, общительность, самостоятельность в принятии решений, стремление к творчеству. Радость побед и горечь поражений, умение извлекать из этого уроки и тем самым создавать предпосылки для самосовершенствования, участия и сопереживания, обостренное чувство долга и ответственности перед коллективом и всем обществом, осознание своей чести и достоинства, совестливость в ведении спортивной борьбы — таковы качества, которые формируются у молодых людей в процессе занятий спортом.
В интеллектуальном отношении спорт, спортивная деятельность представляется широким полем творческого поиска в овладении техникой, тактикой, управлением своими эмоциями и физическим состоянием соответственно складывающимся чисто спортивным, и следовательно, социальным, общественным ситуациям. Все это способствует развитию
таких отличительных черт гармонично развитого человека, как широта, глубина, критичность, гибкость мышления и познавательная активность, чему в значительной мере способствуют интернациональный характер и многоконтактность общения в сфере спорта.
В эстетическом отношении главное в занятиях спортом —это познание красоты телосложения и движения, демонстрация этой красоты, неисчерпаемых духовных и физических возможностей человека.
В волевом отношении продуктивные занятия любым видом спорта немыслимы без деятельного преодоления целого комплекса объективных и субъективных трудностей, без высшей степени напряжения. Эта высшая напряженность воли в повседневной ежечасной борьбе с самим собой создает объективные условия для формирования жизненно важных волевых качеств человека — целеустремленности, настойчивости, смелости и решительности, самодисциплины и инициативности.
Практически все виды спорта могут служить позитивным средством воспитания человека, учитывая возможность их воздействия на нравственность, интеллект, эстетичность, волю.
Особенно ценно, что в спорте помимо достижения сиюминутных целей конкретного результата в виде очков, победы во встрече или турнире, — человек добивается гораздо большего: обучается действиям в определенных жизненных или моделируемых ситуациях. Иными словами, спорт имеет непосредственно педагогическое, воспитательное значение. В этом смысле он представляют собой одно из важнейших средств формирования общей, в том числе физической, культуры человека.
Говоря о взаимосвязи спорта с гармоничным развитием человека, нельзя обойти вопрос о влиянии спортивной деятельности молодежи на ее социальную активность, ее участие в развитии общества.
Подводя итоги, можно сделать вывод: спорт может и должен стать средством воспитания гуманной и гармонично развитой личности, средством ориентации молодежи на активное участие в укреплении мира и дружбы между народами, в ускорении прогресса общества. Для этого сегодня есть все условия, но здесь прежде всего важна целостность воспитательного процесса, исключение однобокой направленности его только на телесное совершенствование. Этой стороне дела особое значение придавали и мыслители древности. Так, более 2000 лет назад древнегреческий философ Платон писал, что человек, овладевший богатствами культуры, будет заниматься физическими упражнениями во имя «отваги и пылкости духа, ради их пробуждения, а не ради приобретения силы — не то, что другие атлеты, которые и питаются, и переносят тяготы только для того, чтобы стать покрепче».
Для этого необходима соответствующая гуманная ориентация общества и собственно спорта как одного из его социальных институтов.
Таким образом, на формирование ценностных ориентаций людей, активно ищущих себя в этом мире, влияют множество факторов: это и средства массовой информации, группа сверстников, значимые взрослые, вид деятельности, в которую включен и др. Но следует помнить, что основы нравственных ценностей закладываются в семье.
Глава 2. Влияние спортивной деятельности на формирование ценностно-смысловой ориентации личности
2.1 Описание исследования
Изучение особенностей развития ценностно-смысловой сферы личности было организовано в двух группах. В первой группе были обследованы мальчики и девочки, занимающиеся спортом, в другой не занимаются ни в какой спортивной секции.
В обеих группах было проведено тестирование, направленное на изучение ценностно-мотивационной сферы личности . Целью исследования было сравнение системы ценностных ориентаций людей, занимающихся и не занимающихся спортом.
Для осуществления исследования была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
М.Рокич различает два класса ценностей - терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М.Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - как убеждение в том, что какой-то образ действия (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит различение ценностей-целей и ценностей-средств.
Стимульным материалом в методике Рокича служат два списка по 18 ценностей - терминальных и инструментальных, с краткой расшифровкой содержания каждой. (Приложение 1)
В списках испытуемые должны были присвоить каждой ценности ранговый номер по порядку значимости ценности для себя лично.
Внимание ребят было обращено на то, что работать надо не спеша, вдумчиво и что конечный результат должен отражать их истинную позицию.
Обоснованием применения данной методики является то, что выбранный нами метод ранжирования занимает мало времени и с этим заданием справляются все; использованная методика не утомительна для проведения исследования.
Все данные, полученные в результате исследования, были мною сведены в таблицы, в которых я вывел суммарные значения 1,2,3 мест и 17, 18 мест по каждому показателю (Таблицы 1-4). Наибольшая сумма мест показывает наиболее предпочитаемые и наиболее отвергаемые ценности соответственно.
Таблица 1 Результаты ранжирования терминальных ценностей
в 1 группе
№ об-ся |
Номер ценности по списку | ||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 | ||
1 |
1 |
16 |
2 |
15 |
18 |
6 |
5 |
14 |
3 |
7 |
10 |
9 |
17 |
8 |
13 |
11 |
12 |
4 | |
2 |
3 |
9 |
1 |
10 |
17 |
6 |
16 |
8 |
2 |
15 |
14 |
11 |
13 |
18 |
12 |
5 |
7 |
4 | |
3 |
3 |
4 |
1 |
5 |
7 |
6 |
14 |
15 |
2 |
17 |
11 |
12 |
13 |
8 |
16 |
18 |
10 |
9 | |
4 |
8 |
4 |
3 |
9 |
16 |
15 |
13 |
12 |
1 |
2 |
11 |
17 |
18 |
10 |
5 |
14 |
6 |
7 | |
5 |
5 |
13 |
1 |
15 |
17 |
16 |
14 |
3 |
2 |
6 |
11 |
7 |
18 |
12 |
8 |
4 |
9 |
10 | |
6 |
3 |
1 |
2 |
11 |
16 |
4 |
6 |
13 |
12 |
5 |
14 |
7 |
15 |
9 |
8 |
17 |
18 |
10 | |
7 |
5 |
6 |
1 |
14 |
4 |
3 |
13 |
17 |
2 |
9 |
16 |
15 |
7 |
8 |
12 |
18 |
10 |
11 | |
8 |
2 |
3 |
1 |
7 |
6 |
8 |
5 |
4 |
11 |
16 |
9 |
13 |
17 |
10 |
18 |
12 |
14 |
15 | |
9 |
12 |
10 |
1 |
2 |
18 |
13 |
16 |
15 |
3 |
5 |
11 |
4 |
8 |
9 |
7 |
6 |
17 |
14 | |
10 |
8 |
6 |
1 |
11 |
13 |
7 |
12 |
18 |
3 |
2 |
9 |
4 |
16 |
14 |
17 |
15 |
10 |
5 | |
11 |
1 |
18 |
2 |
15 |
16 |
6 |
5 |
14 |
3 |
7 |
10 |
9 |
17 |
8 |
13 |
11 |
12 |
4 | |
12 |
11 |
9 |
1 |
10 |
17 |
6 |
16 |
8 |
3 |
2 |
14 |
15 |
13 |
18 |
12 |
5 |
7 |
4 | |
13 |
3 |
4 |
1 |
5 |
7 |
16 |
14 |
15 |
6 |
17 |
11 |
12 |
13 |
8 |
2 |
18 |
10 |
9 | |
14 |
1 |
4 |
3 |
9 |
16 |
15 |
13 |
12 |
7 |
5 |
11 |
8 |
18 |
10 |
2 |
14 |
17 |
6 | |
15 |
5 |
13 |
1 |
15 |
17 |
16 |
14 |
3 |
2 |
6 |
11 |
7 |
18 |
12 |
8 |
4 |
9 |
10 | |
16 |
3 |
1 |
2 |
11 |
16 |
4 |
6 |
13 |
12 |
5 |
14 |
7 |
15 |
9 |
8 |
17 |
18 |
10 | |
17 |
5 |
6 |
1 |
14 |
4 |
17 |
13 |
2 |
3 |
9 |
16 |
15 |
7 |
8 |
12 |
18 |
10 |
11 | |
18 |
2 |
3 |
1 |
7 |
6 |
8 |
5 |
4 |
11 |
16 |
9 |
13 |
17 |
10 |
18 |
12 |
14 |
15 | |
19 |
2 |
10 |
1 |
12 |
18 |
13 |
3 |
15 |
6 |
5 |
11 |
4 |
8 |
9 |
7 |
16 |
17 |
14 | |
20 |
8 |
6 |
1 |
11 |
13 |
7 |
12 |
18 |
3 |
2 |
9 |
4 |
16 |
14 |
17 |
15 |
10 |
5 | |
Сумма 1,2,3-го мест |
11 |
4 |
20 |
1 |
- |
- |
1 |
3 |
13 |
4 |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- | |
Сумма 17, 18-го мест |
- |
1 |
- |
- |
7 |
1 |
- |
3 |
- |
2 |
- |
- |
8 |
2 |
4 |
6 |
5 |
- |
Таблица 2 Результаты ранжирования инструментальных ценностей
в 1 группе
№ об-ся |
Номер ценности по списку | ||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 | ||
1 |
5 |
6 |
9 |
12 |
7 |
8 |
13 |
18 |
17 |
2 |
10 |
15 |
4 |
3 |
14 |
1 |
11 |
16 | |
2 |
12 |
11 |
13 |
14 |
1 |
17 |
10 |
6 |
7 |
3 |
8 |
5 |
2 |
15 |
9 |
4 |
16 |
18 | |
3 |
4 |
14 |
17 |
3 |
5 |
16 |
15 |
6 |
8 |
2 |
7 |
18 |
1 |
11 |
10 |
12 |
13 |
9 | |
4 |
16 |
8 |
17 |
10 |
12 |
11 |
18 |
2 |
3 |
13 |
4 |
5 |
1 |
7 |
14 |
6 |
15 |
9 | |
5 |
8 |
7 |
18 |
9 |
12 |
10 |
11 |
1 |
13 |
5 |
2 |
14 |
6 |
3 |
17 |
4 |
15 |
16 | |
6 |
13 |
1 |
15 |
17 |
14 |
7 |
16 |
12 |
8 |
2 |
10 |
11 |
5 |
3 |
18 |
9 |
4 |
6 | |
7 |
13 |
14 |
1 |
12 |
11 |
15 |
16 |
17 |
3 |
2 |
4 |
5 |
8 |
7 |
18 |
6 |
9 |
10 | |
8 |
7 |
16 |
8 |
17 |
10 |
14 |
15 |
6 |
13 |
1 |
5 |
4 |
2 |
3 |
11 |
12 |
9 |
18 | |
9 |
2 |
17 |
3 |
9 |
10 |
8 |
7 |
11 |
6 |
4 |
13 |
1 |
12 |
15 |
5 |
16 |
14 | ||
10 |
9 |
8 |
18 |
6 |
7 |
4 |
5 |
15 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
14 |
17 |
2 |
3 |
16 | |
11 |
5 |
6 |
9 |
12 |
7 |
8 |
13 |
18 |
17 |
11 |
10 |
15 |
4 |
3 |
14 |
1 |
2 |
16 | |
12 |
12 |
11 |
13 |
14 |
15 |
17 |
10 |
6 |
7 |
1 |
8 |
5 |
2 |
3 |
9 |
4 |
16 |
18 | |
13 |
4 |
2 |
17 |
14 |
18 |
16 |
15 |
6 |
8 |
3 |
7 |
13 |
1 |
11 |
10 |
12 |
5 |
9 | |
14 |
16 |
1 |
17 |
10 |
12 |
11 |
18 |
8 |
13 |
3 |
4 |
5 |
1 |
7 |
14 |
6 |
15 |
9 | |
15 |
8 |
7 |
18 |
9 |
12 |
10 |
11 |
1 |
13 |
5 |
14 |
6 |
2 |
3 |
17 |
4 |
15 |
16 | |
16 |
13 |
1 |
15 |
17 |
14 |
7 |
16 |
2 |
8 |
12 |
10 |
11 |
5 |
3 |
18 |
9 |
4 |
6 | |
17 |
13 |
14 |
1 |
12 |
11 |
15 |
16 |
17 |
18 |
2 |
4 |
5 |
8 |
7 |
9 |
6 |
3 |
10 | |
18 |
17 |
1 |
8 |
9 |
10 |
14 |
15 |
6 |
13 |
3 |
5 |
4 |
2 |
16 |
11 |
12 |
7 |
18 | |
19 |
2 |
17 |
18 |
3 |
9 |
10 |
8 |
7 |
11 |
12 |
4 |
13 |
1 |
6 |
15 |
5 |
16 |
14 | |
20 |
9 |
8 |
18 |
6 |
7 |
4 |
5 |
11 |
10 |
1 |
12 |
13 |
3 |
14 |
17 |
2 |
15 |
16 | |
Сумма 1,2,3-го мест |
2 |
4 |
2 |
3 |
1 |
- |
- |
1 |
2 |
12 |
1 |
- |
13 |
6 |
- |
4 |
3 |
- | |
Сумма 17, 18-го мест |
1 |
2 |
8 |
2 |
1 |
2 |
2 |
4 |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
- |
- |
4 |
Таблица 3 Результаты ранжирования терминальных ценностей
во 2 группе
№ об-ся |
Номер ценности по списку | ||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 | ||
1 |
6 |
10 |
9 |
11 |
13 |
18 |
5 |
4 |
7 |
12 |
8 |
15 |
17 |
1 |
16 |
17 |
13 |
2 | |
2 |
8 |
3 |
1 |
14 |
15 |
4 |
5 |
6 |
7 |
11 |
2 |
13 |
18 |
9 |
16 |
10 |
12 |
17 | |
3 |
12 |
1 |
3 |
16 |
8 |
2 |
15 |
5 |
7 |
6 |
17 |
11 |
9 |
10 |
4 |
18 |
13 |
14 | |
4 |
18 |
4 |
2 |
12 |
9 |
1 |
5 |
6 |
11 |
7 |
8 |
10 |
17 |
13 |
3 |
16 |
14 |
15 | |
5 |
5 |
8 |
1 |
12 |
11 |
3 |
6 |
7 |
9 |
10 |
2 |
14 |
17 |
18 |
13 |
15 |
4 |
16 | |
6 |
6 |
9 |
1 |
3 |
13 |
4 |
12 |
8 |
11 |
18 |
7 |
15 |
10 |
17 |
2 |
14 |
16 |
5 | |
7 |
8 |
11 |
2 |
5 |
17 |
1 |
3 |
14 |
12 |
4 |
13 |
6 |
18 |
16 |
7 |
9 |
10 |
15 | |
8 |
9 |
3 |
6 |
7 |
17 |
2 |
4 |
5 |
8 |
10 |
11 |
1 |
18 |
12 |
16 |
13 |
14 |
15 | |
9 |
13 |
17 |
4 |
15 |
11 |
2 |
7 |
1 |
9 |
12 |
18 |
6 |
16 |
8 |
5 |
10 |
3 |
14 | |
10 |
5 |
15 |
2 |
16 |
12 |
1 |
14 |
8 |
11 |
13 |
7 |
3 |
9 |
17 |
6 |
18 |
4 |
10 | |
11 |
6 |
10 |
1 |
11 |
13 |
18 |
5 |
4 |
7 |
12 |
8 |
15 |
17 |
9 |
16 |
17 |
13 |
2 | |
12 |
8 |
3 |
1 |
14 |
15 |
4 |
5 |
6 |
7 |
11 |
2 |
13 |
18 |
9 |
16 |
10 |
12 |
17 | |
13 |
12 |
1 |
3 |
16 |
8 |
2 |
15 |
5 |
7 |
6 |
17 |
11 |
9 |
10 |
4 |
18 |
13 |
14 | |
14 |
18 |
4 |
2 |
12 |
9 |
1 |
5 |
6 |
11 |
7 |
8 |
10 |
17 |
13 |
3 |
16 |
14 |
15 | |
15 |
5 |
8 |
1 |
12 |
11 |
3 |
6 |
7 |
9 |
10 |
2 |
14 |
17 |
18 |
13 |
15 |
4 |
16 | |
16 |
6 |
9 |
1 |
3 |
13 |
4 |
12 |
8 |
11 |
18 |
7 |
15 |
10 |
17 |
2 |
14 |
16 |
5 | |
17 |
8 |
11 |
2 |
5 |
17 |
1 |
3 |
14 |
12 |
4 |
13 |
6 |
18 |
16 |
7 |
9 |
10 |
15 | |
18 |
9 |
3 |
6 |
7 |
17 |
2 |
4 |
5 |
8 |
10 |
11 |
1 |
18 |
12 |
16 |
13 |
14 |
15 | |
19 |
13 |
17 |
4 |
15 |
11 |
2 |
7 |
1 |
9 |
12 |
18 |
6 |
16 |
8 |
5 |
10 |
3 |
14 | |
20 |
5 |
15 |
2 |
16 |
12 |
1 |
14 |
8 |
11 |
13 |
7 |
3 |
9 |
17 |
6 |
18 |
4 |
10 | |
Сумма 1,2,3-го мест |
- |
6 |
15 |
2 |
- |
14 |
2 |
2 |
- |
- |
4 |
4 |
- |
1 |
3 |
- |
2 |
2 | |
Сумма 17, 18-го мест |
2 |
2 |
- |
- |
4 |
2 |
- |
- |
- |
2 |
3 |
- |
12 |
6 |
5 |
6 |
- |
2 |
Информация о работе Особенности ценнностно-смысловой сферы личности человека занимающегося спортом