Особенносты гендерной идентичности у агресивных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель: теоретически и эмпирически исследовать особенности полоролевой идентичности у агрессивных подростков.
Задачи:
Осуществить теоретический анализ изучения проблемы формирования полоролевой идентичности личности.
Составить представление о функционировании агрессивности и влиянии на личностное развитие в подростковом возрасте.
Эмпирически изучить особенности полоролевой идентичности у агрессивных подростков.
Проанализировать и проинтерпретировать эмпирические данные исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. Теоретический анализ изучения особенности полоролевой идентичности у агрессивных подростков……………………………………….6
1.1. Полоролевая идентичность личности: понятие, признаки, структура…………………………………………………………………………6
1.2. Особенности формирования полоролевой идентичности в подростковом возрасте…………………………………………………………………………17
1.3.Агрессия, агрессивность: понятие и структура……………………………23
1.4.Особенности агрессивного поведения у подростков……………………30
ВЫВОД ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………………35
РАЗДЕЛ 2. Эмпирическое исследование особенностей полоролевой идентичности у агрессивных подростков……………………………………38
2.1. Описание процедур и методик исследования……………………………38
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных……………………………43
ВЫВОД ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………54

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Придворова Инна.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) характеризуется уже большей  четкостью в определении полового образа.

Старший дошкольный возраст - это возраст, когда дети безошибочно определяют свой пол. Они могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек: «Девочки носят платья, косички, заколки, у них кудри, а мальчики ? штаны, они играют в машинки, пистолеты и у них короткие волосы».

В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилием половой дифференцировки поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения; такая стихийная половая сегрегация (однополые компании) способствует кристаллизации и осознанию половых различий [18].

Как считал Г. Крайг, что процесс полоролевой идентификации протекает в дошкольном возрасте, включая в себя три аспекта:

  1. когнитивный - ребёнок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения;
  2. эмоциональный - половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и фемининности;
  3. поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения;
  4. Возраст и половая принадлежность - важнейшие индивидуальные особенности человека [19].

Согласно В.С.Мухиной, осознание своей половой идентичности - это чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать «престиж» своего пола в рамках культуры своего этноса.

Теоретический анализ и  данные экспериментального изучения особенностей развития половой идентичности и  полоролевого поведения детей позволяет  выделить уровни их сформированности.

Низкий уровень: представления  о своем половом образе неадекватные, не ориентированы на образ другого; полоролевое поведение детей  не соотносится и не регулируется по половому признаку; наличие эмоциональной  нестабильности и неуравновешенности независимо от пола; отсутствие представлений об эталонах мужского/женского поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками; нестабильность в проявлении «мужских», «женских» способов поведения в различных ситуациях.

Средний уровень: представления о своем половом образе не всегда адекватны и ориентированы на образ другого (мать, отец); полоролевое поведение мальчиков в среде мальчиков и девочек различно: в «мужской» среде - не всегда адекватное по действиям, а в «женской» - не сориентировано на женское поведение; поведение девочек в среде девочек и мальчиков аналогично; наличие эмоциональной нестабильности у мальчиков, у девочек - волевой контроль над эмоциями зависит от сложности ситуации; нет четких представлений об эталонах мужского/женского поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками; нестабильность в проявлении «мужских», «женских» способов поведения в различных ситуациях.

Высокий уровень: представления  о своем половом образе адекватны, ориентированы на образ другого (мать, отец); согласование представлений и полоролевого поведения; точность в определении отличительных признаков; полоролевое поведение мальчиков в «мужской» среде адекватно по действиям, в «женской» - адекватно мужскому типу поведения, но сориентированное на «женское» поведение; поведение девочек, как в среде девочек, так и среди мальчиков - аналогично; наличие у мальчиков эмоциональной сдержанности, у девочек - волевого контроля над эмоциями; наличие эталонов мужского/ женского поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками; постоянство проявления «мужских», «женских» способов поведения в различных ситуациях [20].

Большинство детей младшего дошкольного возраста имеет низкий уровень сформированности полоролевого поведения. У детей данного возраста полоролевое поведение еще не регулируется по половому признаку. Отсутствуют представления об эталонах мужского и женского поведения при установлении контактов. Наблюдается нестабильность в проявлении женских и мужских способов поведения в различных ситуациях (мальчики часто плачут, девочки в порыве гнева могут ударить). Дети данного возраста часто играют в разнополых коллективах. Но, начиная с двух лет, представления о своем половом образе адекватны полу.

В среднем возрасте полоролевое  поведение становится все более дифференцированным. Но вместе с тем еще многие дети, имея адекватные представления о своем полоролевом образе, не имеют четких представлений об эталонах мужского/женского поведения. При установлении контактов с противоположным полом наблюдаются трудности. Например, большинство девочек стесняются о чем-либо спросить у мальчиков.

Большинство детей старшего дошкольного возраста имеют высокий  уровень сформированности полоролевого поведения. У них более полные, четкие представления об отличительных  особенностях обоих полов. В общении со сверстниками дети данного возраста уже достаточно определенно придерживаются эталонов мужского/женского поведения [20].

Развитие ребёнка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки. В дошкольном возрасте у детей разного пола проявляются различия в конституциональных особенностях, в обменных процессах и в физических возможностях - мальчики, как правило, быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше, чем у девочек, сила рук и становая сила. У девочек лучше показатели по равновесию и гибкости, у них лучше развита мелкая моторика.

В дошкольном детстве у  детей разного пола уже ярко выступают  и психические различия. Как утверждает большинство ученых, анатомические и физиологические особенности детей разного пола являются лишь потенциальными возможностями развития их психофизических различий, которые формируются, главным образом, под влиянием социальных факторов. У девочек выше эмоциональная восприимчивость, сильнее проявляется эмпатия, ориентировка на сверстника, мальчики более рациональны и агрессивны. У девочек проявляется большая зависимость в поведении от взрослых, от семьи, у мальчиков - от группы сверстников [2].

В.Е. Каган отмечал, что при воспитании мальчиков, как в семье, так и в детском саду и школе, возникает больше сложностей, чем с воспитанием девочек. У мальчиков труднее сформировать дисциплинированность, тщательность в работе, послушание, аккуратность. В отличие от З. Фрейда, который считал врожденными у представителей женского пола такие черты, как зависимость, пассивность, эмоциональность, нерешительность, конформность, а у представителей мужского пола - активность, решительность, инициативность, доминантность, агрессивность, Дж. Каган и многие другие исследователи доказывают, что считающиеся традиционными женские и мужские черты обнаруживаются в два года, как у мальчиков, так и у девочек. В дальнейшем эти качества закрепляются за соответствующим полом, потому что поощряются окружающими. То есть они являются результатом процесса полоролевой социализации, ход которого определяется социальными ожиданиями общества [15].

В дошкольном возрасте начинают также формироваться различия в  интересах мальчиков и девочек, в предпочтении определенных видов  деятельности. Уже в возрасте двух лет дети выбирают соответствующие их полу игры и игрушки. Целый ряд зарубежных и отечественных психологов выявляли интересы и предпочтения мальчиков и девочек дошкольного возраста. Все они согласны в том, что мальчики проявляют больше интереса к предметам и манипулированию с ними, в то время как девочки - больший интерес к людям, большую способность и стремление к установлению отношений с ними. Различия интересов дошкольников разного пола сказываются и в содержании их рисунков на свободную тему: у мальчиков преобладает индустриальная и военная тематика, девочки больше любят рисовать цветы, деревья, людей, животных [8].

Т.А. Репина отмечала, особенно ярко проявляются различия игровых интересов детей разного пола. Девочки играют в свои «девчоночьи» игры: «дочки-матери», детский сад, больницу, парикмахерскую. В «мальчишечьих» играх большое место занимают игры военно-героической тематики. Причем мальчики игры девочек, а девочки игры мальчиков считают «плохими», «неинтересными» [22].

Таким образом, полоролевая идентичность -- один из самых глубоких и ранних элементов образа Я, формирующийся в первые годы жизни в результате соответствующей категоризации и половой социализации. В образ Я дошкольника прочно входит понимание своего пола. Малыша рано интересует, кто он -- мальчик или девочка. На стыке раннего и дошкольного возраста ребенок замечает отличия в одежде, прическе, поведении мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

Процесс полоролевой идентификации  в детском возрасте содержит взаимосвязанные компоненты: связанное с полом поведение, представление о половых особенностях, отношение к себе и другим как представителям того или иного пола. Механизмами половой идентификации в дошкольном возрасте могут выступать подражание моделям поведения, поощрение со стороны взрослых и, несомненно, детская игра. Ребенок сначала усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем категоризирует себя в качестве мальчика или девочки, после чего интегрирует поведенческий опыт, составленный в соответствии с представлениями о половой роли, в своем образе Я.

 

 

 

1.2. Особенности формирования полоролевой идентичности в подростковом возрасте

 

Подростковый возраст характеризуется  сложностью протекания периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Особенная сложность этого возраста в переходе от детского непосредственного видения ко взрослому более сложному, насыщенному, также оказывает свое влияние требовательность со стороны взрослых (родителей, учителей), возможно некоторое давление. Часто подросток  попадает в не благоприятную среду для своего дальнейшего развития,  не полные семьи, а также может на формирование половой идентичности подростка оказывать влияние его близкий круг друзей. Достаточно распространенный пример – плохая компания, которая тормозит нормальное развитие подростка, наоборот может способствовать развитию типов асоциального поведения, множество различных факторов, которые влияют на дальнейшее психологическое состояние индивида.

В этом возрасте индивиду характерна большая чувствительность, восприимчивость к окружающим факторам. По мнению западных психологов, подросток еще бисексуален. Тем не менее, в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности  в поведении и проявлении личностных свойств. Но подросток может сочетать в себе как традиционно мужские, так и женские качества.

К примеру, девочки, планирующие себе  в будущем профессиональную карьеру, часто обладают мужскими чертами  характера и интересами, хотя могут иметь и чисто женские качества. Важным компонентом половой идентичности является психологический пол, а также возможные противоречия и конфликты, которые могут возникать между психологическим полом и элементами социального пола индивида [4, 56]

Психологический пол связан с проявлением  у индивида маскулинности и феминности, некоторые черты которых могут  быть как гормонально обусловленными, так и соответствующими существующим в обществе стереотипам мужественности (женственности). Маскулинность и феминность (от лат Masculinus – мужской и feminius – женский) – это нормативные представления о соматических, психических, а также поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин [7]. Психологический пол является компонентом личностной идентичности тогда как социальный пол – составной частью социальной идентичности. Формирование половой идентичности происходит на протяжении всей жизни человека, но в подростковом возрасте его результатом является возникновение некой целостности и самотождественности, дальнейшая трансформация  которой происходит фрагментарно, без каких-либо кардинальных изменений. Основными критериями  сформированности  идентичности можно считать выраженность таких личностных характеристик, как аутосимпатия, автономность, спонтанность, креативность, аутентичность, которая является непременным условием возникновения психологической интимности с другим человеком, а также осмысленность личностного бытия. Также в подростковом возрасте очень важную роль играет взаимодействие и взаимоотношения с противоположным полом. Унижения со стороны сверстников или взрослых могут привести к дальнейшим комплексам и трудностям в общении с индивидом. В этом периоде важен эффект подражания, подросток во многом набирается опыта в общении и поведении от окружающих его близких взрослых или сверстников. Существует теория половой типизации У. Мишела [5], опирающаяся на теорию социального научения, придает решающее значение процессам обучения и механизмам психического подкрепления: родители и другие люди поощряют мужественное поведение у мальчиков и женственное поведение девочек и не одобряют противоположное. Вообще в психологии нет единой теории половой идентификации, что еще раз подтверждает актуальность нашего исследования в этой области [7, 30].

Несколько отличное мнение высказывается  Д. Кононом [5]. Он считает, что в подростковом возрасте соответствующие нормативные  представления о мужественности особенно жестки и стереотипны; желая  утвердиться в мужской роли, мальчик  всячески подчеркивает свое отличие от женщин, стараясь преодолеть все, что может быть воспринято как проявление женственности. Большинство юношей более позитивно воспринимают женщин, нежели девушки мужчин, хотя обе стороны представителей своего пола оценивают выше, чем противоположный пол, что указывает на некоторую конкуренцию и напряженность в гендерных отношениях. Подростки описывают психополовое поведение более четко и определенно, девушки – более неопределенно и размыто. Это отражает определенные трудности гендерной социализации девушек, направленные в сторону утверждения своей активности и самодостаточности, несмотря на то, что юношами это приветствуется при условии сохранения также черт феминности. Очень важным является феномен изменения выраженности половой идентичности в подростковом возрасте. В восьмом классе наблюдается негативная фаза возрастного кризиса половой идентичности, когда у большинства девочек снижается дифференцированность образов-эталонов мужественности-женственности, а у мальчиков при сохранении дифференциации этих эталонов связь образа Я с мужскими образами-эталонами значительно слабеет. В девятом классе наступает перелом в сторону усиления половой дифференции. При этом у девочек женские образы получают позитивную окраску, а мужские – негативную. Затем негативное отношение к мужскому образу сглаживается. У мальчиков усиливается эмоциональное принятие образов – эталонов противоположного пола при сохранении маскулинной идентификации. Как полагает И.В. Романов[7], речь идет фактически о кризисном пути перехода от детской инфантильной половой идентичности к взрослым, зрелым ее формам. Эти данные дают основание полагать, что в процессе онтогенеза выраженность половой идентичности может быть совершенно разной. Как правило, юноша обычно уже имеет довольно стабильное чувство собственной общей половой идентичности. Оптимально, если он интегрирует некую смесь мужественности и женственности; его позиция относительно сексуальных предпочтений стабильна; у него есть ясное понятие о сексе и о желаемом объекте любви; и соответственно его половая идентичность более - менее целостная. Адаптивный путь развития мальчика, в отличие от девочки, определяется гипермаскулинизаией: в первом случае – мужской фигуры, и, частично женской, во втором – женской фигуры. При задержках полового развития и других фрустрирующих факторах существенно снижаются показатели маскулинности как при изображении женщины, так и при изображении мужчины, что затрудняет дифференциацию гендерных признаков и замену объекта идентификации. В одной из неадаптивных групп объектом идентификации является мать, а в другой – объектом идентификации является отец, не имеющий явных маскулинных особенностей. Таким образом, линия нормального развития мальчика в период полового созревания представлена тремя фазами:

Информация о работе Особенносты гендерной идентичности у агресивных подростков