Осязание глухих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:59, реферат

Краткое описание

РЕЦЕПТОРЫ - это чувствительные нервные окончания. Они воспринимают действия внешних раздражителей - прикосновения, давление, вибрацию, боль, холод и тепло. Мы чувствуем, что мех мягкий, а наждачная бумага шершавая, ощущаем давление тяжелых предметов, боль от укола, жар пламени и холод воды. Рецепторы в основном находятся в коже, а также в мышцах, суставах и некоторых слизистых оболочках.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Осязание у детей с нарушением слуха……………………………………..5
Двигательные ощущения у детей с дефектом слуха………………………….8
Тактильно-вибрационные ощущения и восприятия…………………………11
Осязательные ощущения………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

осязание глухих.docx

— 48.95 Кб (Скачать файл)

Тактильно-вибрационные ощущения помогают ребенку ориентироваться в окружающем мире и отчасти заменяют слуховые ощущения: восприятие музыки, звуков через вибрацию пола.

Ориентировка в окружающем мире происходит с помощью зрительного анализатора, без участия слухового.

Кожные ощущения возникают при контакте предмета с кожей.

Тактильные ощущения: прикосновение, вибрация, зуд.

Температурные ощущения: тепло и холод.

Болевые ощущения. Наиболее чувствительна кожа кончиков пальцев рук.

Некоторые из вибраций, возникающие при речепроизнесении, усиливаются при прикладывании ладони к шее говорящего.

Кожные ощущения

Кожные ощущения возникают при непосредственном контакте предмета с кожей (отсюда название кожного анализатора - контактный), а также со слизистыми оболочками полости рта, носа и т.п. К кожным ощущениям относятся тактильные (ощущения прикосновения, давления, вибрации и зуда), температурные (ощущения тепла и холода) и болевые. В коже имеются рецепторы соответствующие разным видам кожных ощущений. Рецепторы связываются центростремительными нервами с головным мозгом, включая его кору.

Тактильные ощущения в единстве с кинестетическими образуют осязание.

Кожные ощущения имеют большое значение в жизни глухого, особенно важная роль принадлежит восприятию прикосновений и вибрации.

 

 

 

Осязательные ощущения

 

Осязание является чувственным отражением человеком объективной действительности, в котором сочетаются кожные и двигательные ощущения. С помощью осязания человек имеет возможность установить форму предметов, качественные особенности поверхности, плотность предметов, их протяженность и вес. Осязание дополняет сведения о предмете, получаемые благодаря зрительному восприятию.

Осязание приобретает особенно важное значение у глухих детей, так как оно помогает им овладевать устной речью.глухой ребенок

В процессе развития осязания у глухих детей наблюдаются в основном те же этапы, что и у слышащих. Вместе с тем формирование осязания как самостоятельного познавательного процесса совершается у глухих детей несколько более медленно, чем у слышащих. Слышащие дети к началу обучения в школе хорошо узнают знакомые объемные предметы путем осязания. Глухие же дети к 7 - 8-летнему возрасту еще испытывают большие затруднения в узнавании предметов посредством одного осязания при выключенном зрении. Их деятельность при ощупывании предметов во многом напоминает деятельность слышащих дошкольников.

Различия между глухими и слышащими детьми не исчезают и в более позднем возрасте. Изучение осязательного восприятия у учащихся младших, средних и старших классов (И.М. Соловьев, 1957; И.М. Соловьев и Е.И. Обозова, 1957; А.П. Розова, 1958) позволило выявить некоторые особенности развития этой познавательной деятельности у глухих школьников по сравнению со слышащими сверстниками.

Осязательное восприятие у глухих учащихся так же, как и у слышащих, развивается на протяжении всего периода школьного обучения. Значительный сдвиг в развитии этой познавательной деятельности происходит у глухих детей в годы начального обучения. У слышащих учащихся развитие осязания совершается более равномерно на протяжении всех лет школьного обучения. Изучение зрительного восприятия глухих и слышащих учащихся показало, что оно опережает развитие осязательного восприятия, особенно у глухих детей. Это объясняется относительной сложностью осязания как познавательного процесса. При выключении зрения осязание для своего успешного осуществления нуждается в большей степени, чем зрительное восприятие, в активном привлечении прошлого опыта, в сопоставлении данных восприятия с имеющимися представлениями и знаниями о предметах, в произвольной организации самого процесса обследования предмета. Недостаточное развитие речи, мышления глухого ребенка определенным образом сказывается и на развитии его осязания.

В процессе обучения у глухого ребенка совершенствуются все виды его познавательной деятельности, в том числе и осязательное восприятие. Однако для более эффективного и быстрого развития осязательной деятельности у глухих детей следует проводить специальные упражнения, при выполнении которых школьники учатся анализировать материал и форму предметов. Вопросам развития осязания у глухих детей должно быть придано особое значение, если учитывать то обстоятельство, что большинство глухих, окончивших школу, трудятся на производстве, где обычно велика роль осязательных восприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

С помощью осязания происходит познавательный процесс при непосредственном использовании кожных и двигательных ощущений.

Психологи отмечают у детей с нарушенным слухом те же этапы формирования осязания, что и у нормально слышащих, однако существует значительное отставание по возрастным периодам, особенно это касается сложного осязания.

Изучая то, как дети распознают с помощью осязания предметы и их контурные изображения, психологи установили, что объемные предметы распознают легко как глухие, так и обладающие нормальным слухом дети. В распознавании же плоских изображений значительные трудности отмечены у глухих детей.

Различия особенно заметны, если распознавание объектов требует серьезных мыслительных операций. Слышащие дети при распознавании объектов используют значительно более сложные способы узнавания, например движения рук, поиск дополнительной информации об исследуемом объекте.

Различия между глухими и слышащими детьми уменьшаются только к старшему школьному возрасту, но не полностью. Узнавание объекта при «выключенном» зрении требует использования прошлого опыта, а недоразвитие мышления и речи оказывает негативное воздействие на формирование осязания у глухих детей.

Таким образом, можно заключить, что у детей с нарушенным слухом развитие ощущений и восприятия, в том числе и осязания, идет по дефицитарному типу, скачкообразно. Только при дополнительной коррекции мышления и речи, а также формировании жизненного опыта ребенок может полностью овладеть всеми процессами, так или иначе связанными с ощущениями и восприятием, в том числе осязательным.

Список литературы

1. Аксарина Н.М. «Воспитание детей раннего возраста». М., Медицина, 1977. – 303 с.

2. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард, «Отбор детей в специальные дошкоьные учереждения», М, Просвещение, 1972 - 142 с.

3. Кузнецова Л.В., Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др «Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений»; Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

4. Мусейибова Т. «Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста» Дошкольное воспитание. -1970. - №3, 36-41 с.

5. Мусейибова Т. «Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста//Дошкольное воспитание» - 1972. -№2. -С. 48-55.

6.. Мухина В.С. Сенсорное  развитие дошкольникаДетская психология: Учеб.пособие для студ.пед.ин-тов/под ред. Л.А. Венгер. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. с. 213-238

7. Николаева Т.В. «Комплексное  психолого-педагогическое обследование  ребёнка раннего возраста с  нарушенным слухом» М, Экзамен, 2006 - 111 с.

8. Николаева Т.В. «Педагогическое  обследование ребёнка третьего  года жизни с нарушенным слухом»  Автореф. дис. канд. пед. наук. - М; 2001 - 22 с.

9. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях», М, Просвещение, М, 1986 - 143 с.

10. Пилюгина Э.Г, "Занятия  по сенсорному воспитанию с  детьми раннего возраста", пособие  для воспитателя детского сада, М., 1983 г.

11.«Психология глухих  детей», под ред. И.М. Соловьёва, Ж.И. Шиф, Т.В., Н.В. Яшковской, М, Советский спорт» 2006 - 500 с. (переизд.)

12. Репина Т.А. «Восприятие  дошкольниками выразительной стороны  рисунка и ее влияние на  отношение к герою книги» //Вопросы  психологии. - 1960. - №5. - С. 115-124.

13. Усова А.П., Запорожец  А.В. «Педагогика и психология  сенсорного развития и воспитания  дошкольника» — В кн.: Теория  и практика сенсорного воспитания  в детском саду. М., 1965, с. 7.

 

 


Информация о работе Осязание глухих