Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:13, реферат
В данной работе я ставлю своей целью рассмотреть проблемы формирования личности ребенка, происходящие в течение кризиса третьего года жизни. Кризис этого периода является одним из важнейших, некоторые исследователи даже считают возраст трех лет «серединой» развития личности. В данный период закладываются основы психического, эмоционального, интеллектуального развития, формируются речь и мышление. Однако, основная трудность здесь заключается в том, что зачастую кризис развития не воспринимается родителями как переломный момент, а как период ухудшения поведения.
Введение. 3
1. Понятие кризиса.Общая характеристика. 4
2. Основные новообразования периода раннего детства 7
3. Симптомы кризиса трехлетнего возраста. 11
4. Влияние кризиса трех лет на формирование личности. 13
Заключение. 14
Литература. 16
Кризис трех лет возникает при появлении и проявлении «воли» ребенка. В этот период взаимоотношения ребенка и взрослого оборачиваются тяжелым испытанием. Малыш начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться такими же правами, выполнять такие же действия. Он отстаивает свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть и возбуждающую тревогу от собственного волеизъявления. Это настолько захватывает его, что он начинает осознанно противиться воле взрослого, и открыто противопоставлять свои желания его ожиданиям.
Важные симптомы кризиса трех лет (Э. Келер):
- негативизм - отказ подчиняться требованиям взрослых: такие проявления в поведении ребенка, когда он не желает чего-то, только потому, что это предложил кто-то из взрослых, то есть это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых;
- упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а лишь потому, что он этого потребовал. Происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с ней считались. Ребенок настаивает на своих требованиях и решениях.
- строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве. Установка не по отношению к человеку, а по отношению ко всему образу жизни, который сложился до трех лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам. Как правило, это протест против порядков, существующих в доме.
- своеволие - тенденция к самостоятельности. Ребенок сам хочет что-то делать, стремится к эмансипации от взрослого;
- обесценивание взрослых: мама – «дура».
- протест-бунт - Ребенок находится в состоянии конфликта, войны с окружающими.
- стремление к деспотизму встречается в семьях с единственным ребенком.
Все эти симптомы развиваются внутри отношений взрослого и ребенка. Попытки общения с ребенком в рамках сложившихся до этого отношений могут привести к поддержанию противостояния, упрямства и негативизма. Именно взрослый должен в каждом отдельном случае найти выход из ситуации, в которой ребенок глубоко переживает свою обособленность от других. Ведь, настаивая на своем, ребенок не только реализует свою самостоятельность, но и впервые испытывает отторжение от других, которое он провоцирует своим дурным поведением, или своей волей.
(4)
Данный период становится решающим для установления соотношения между доброй волей и полным ненависти самоутверждением, между кооперативностью и своеволием, самовыражением или смиренной угодливостью. Но именно переживания кризиса обостряют чувствительность ребенка к чувствам и переживаниям других людей, учат не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособления себя от окружающих. Учат умению общаться и сравнивать себя с другими людьми в социальном пространстве, в котором приняты правила о правах и обязанностях, выраженные для детского сознания словами «можно» и «нельзя». Из этого периода ребенок должен выйти с чувством инициативы, как основным для достоверного ощущения собственных амбиций и целей.
Кризис
играет ключевую роль в развитии и
становлении личности. Особое значение
имеют кризисы раннего
Кризис трех лет - один из самых ключевых кризисов в развитии ребенка. Именно к этому периоду он начинает отчетливо понимать, что он отдельная, самостоятельная личность, он начинает индивидуализировать себя.
На протяжении раннего возраста жизненное пространство ребенка расширяется по двум основным направлениям: по линии общения и по линии предметно-познавательной деятельности. В линии общения большую роль начинают играть мотивы сотрудничества. Главной стороной жизни становится предметно-познавательная манипулятивная деятельность. Ребенок живет наглядными ситуациями, его мотивы ситуативны. Тесная переплетенность предметно-манипулятивной деятельности и общения определяет решающую роль последнего в жизни ребенка.
Кризис 3 лет, кризис "выделения своего "Я" протекает под знаком пересмотра отношений ребенка со взрослыми. Резкие проявления негативизма, упрямства, строптивости, своеволия и других негативных моментов данного кризиса являются показателем как неблагополучия в этих отношениях, так и значимости трудности внешнего мира.
Основной причиной регрессивной линии развития в раннем возрасте вызывается излишней требовательностью, дефицитом общения и его неполноценностью, недостатком требовательности, вседозволенностью, исключительностью положения в семье и т.д. В результате, кроме неуверенности нередко появляются капризность, агрессивность, доминантность, лень и другие негативные черты характера. При этом одни и те же неблагоприятные моменты воспитания, общения в зависимости от наследственных особенностей ребенка могут привести к различным отрицательным чертам характера. Например, та же чрезмерная требовательность у одних детей может сформировать неуверенность, а у других — агрессивность.
Основным завоеванием раннего возраста является доверие к деятельности, иными словами, доверие к жизни. Самостоятельность, уверенность в себе формируются уже на основе этого доверия. На данном возрастном этапе закладывается (или не закладывается) трудолюбие.(1)
Главный
позитивный результат развития ребенка
на этой стадии – достижение чувства
независимости. Взрослые во многом ограничивают
детскую активность, обеспечивая
со своей точки зрения безопасность
ребенка, а также руководствуясь
соображениями порядка и
В этом возрасте ребенок особенно нуждается в благожелательной поддержке и воодушевлении со стороны окружающих. Зарождающееся у него чувство автономии должно встречать поощрение настолько, чтобы конфликты, связанные с запретами взрослых, не приводили к излишней застенчивости и сомнению в собственных силах. Развитие самоконтроля у малыша должно происходить без ущерба для формирования у него позитивной самооценки.
В процессе личностного развития на основе новообразований раннего детства происходит формирование личности ребенка через отделение его от взрослого (мамы) и формирование самосознания. Ребенок учится основам самостоятельной деятельности, взаимодействия с окружающим миром через осознание себя и своего места в нем. Формирующаяся личность требует самоутверждения, что приводит к симптомам упрямства, негативизма, протеста, своеволия, что может порождать конфликты и напряженность в семье. Основной задачей воспитания на данном этапе становится учет особенностей ребенка таким образом, чтобы не заложить негативных сторон личности, завоевание доверия, на основе которого будет в будущем строиться самостоятельная жизнь ребенка.
Информация о работе "Отделение" от матери (рождение личности) – основная проблема кризиса трех лет