Отечественная психология в 1920-1930 годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 09:14, реферат

Краткое описание

Годом признания советской психологии следует считать 1929, когда первая представительная группа советских ученых была заявлена для участия в IX международном психологическом конгрессе. И в то же время, параллельно с процессами интеграции советской науки в международную науку и становления оригинальных научных школ, проходят и противоположные процессы ограничения академической свободы и введения цензуры и государственного контроля над научными исследованиями.

Содержание

1 Процессы
2 Дисциплины
3 Институты и общества
4 События
4.1 1920-е гг.
4.2 1930-е гг.
5 Журналы по психологии и психоневрологии
6 Важнейшие публикации этого периода
7 Историография
7.1 научные дисциплины, общие работы
7.2 предыстория
7.3 Челпанов и «идеалистическая» психология
7.4 физиология и психофизиология
7.5 реактология
7.6 психоанализ
7.7 педология
7.8 психотехника
7.9 психогигиена
7.10 психотерапия
7.11 психогенетика
7.12 дефектология
7.13 выготсковедение
7.14 советская психология и международная наука
7.15 кинематография и семиотика

Вложенные файлы: 1 файл

история психологии.docx

— 42.29 Кб (Скачать файл)

Автономная  некоммерческая образовательная организация  высшего профессионального образования

«Международный  славянский институт» 
 
 
 
 

Реферат 

По предмету «История психологии»

Тема  «Отечественная психология в 1920-1930 годах» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентки 3-го курса, ЕГФ, заочного отделения,

Жучковой Анастасии 

Преподаватель  Прядко И.П. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2010

 

Содержание

  • 1 Процессы
  • 2 Дисциплины
  • 3 Институты и общества
  • 4 События
    • 4.1 1920-е гг.
    • 4.2 1930-е гг.
  • 5 Журналы по психологии и психоневрологии
  • 6 Важнейшие публикации этого периода
  • 7 Историография
    • 7.1 научные дисциплины, общие работы
    • 7.2 предыстория
    • 7.3 Челпанов и «идеалистическая» психология
    • 7.4 физиология и психофизиология
    • 7.5 реактология
    • 7.6 психоанализ
    • 7.7 педология
    • 7.8 психотехника
    • 7.9 психогигиена
    • 7.10 психотерапия
    • 7.11 психогенетика
    • 7.12 дефектология
    • 7.13 выготсковедение
    • 7.14 советская психология и международная наука
    • 7.15 кинематография и семиотика

 

Процессы

Период 1920-30х годов  ознаменовался становлением советской  психологии на основе философии марксизма. В этот период закладываются две  основные взаимосвязанные темы в  истории советской психологии, которые  будут определять её развитие на протяжении последующих десятилетий. Это, во-первых, поиск конкретно-эмпирического наполнения марксистской психологии. Во-вторых, это тема поиска самостоятельного, отличного от физиолоческого, социологического, литературоведческого, антропологического, медицинского и проч. исследования самостоятельного объекта и оснований психологического исследования, отличного от физиологического, социологического, литературоведческого, антропологического, медицинского и проч. исследования. И в то же время, психология в этот период развивается в тесном взаимодействии и диалоге с разнообразными смежными областями «человековедения» и представлена разнообразными пограничными школами и исследовательскими традициями.

Годом признания советской  психологии следует считать 1929, когда  первая представительная группа советских  ученых была заявлена для участия  в IX международном психологическом  конгрессе. И в то же время, параллельно  с процессами интеграции советской  науки в международную науку  и становления оригинальных научных  школ, проходят и противоположные  процессы ограничения академической  свободы и введения цензуры и государственного контроля над научными исследованиями. Так, 1930-е гг. ознаменованы рядом инспирированных органами государственного контроля дискуссий в психоневрологических науках, таких как «реактологическая» и «рефлексологическая» дискуссии, в ходе которых обсуждаемые научные направления были неизменно осуждены и преданы анафеме, а их представители и последователи должны были опубликовать публичные покаяния в признании ошибочности своих взглядов.

После постановления  ЦК ВКП(б) «о педологических извращениях» 1936 года такие области прикладных исследований как педология и психотехника были практически закрыты и запрещены, и были поглощены психологией. Годы Большого террора (1937-38), во время которых развитие науки было несколько заторможено, а целый ряд выдающихся отечественных ученых и их патронов был сослан, заключен или физически уничтожен, внесли сумятицу в сложившиеся отношения в структуре власти и науки. Тем не менее, к 1939 году все наиболее существенные связи между психологической наукой и властью были восстановлены. Серия докторских диссертаций, публикаций психологических монографий и учебников, избрание Узнадзе академиком Академии наук Грузинской ССР, учреждение сектора психологии (1941), а впоследствии и Института психологии АН Грузии (с 21 августа 1943), награждение С. Л. Рубинштейна Сталинской премией (1942) и избрание членом-корреспондентом АН СССР, основание Академии педагогических наук РСФСР (АПН РСФСР) (Постановление СНК СССР от 6 октября 1943 г. «Об организации Академии педагогических наук РСФСР»; постановлением СНК РСФСР от 11 марта 1944 г. был утвержден первый состав действительных членов - 13 человек и членов-корреспондентов - 13 человек), а также введение психологии в школьную программу (1945) завершают этот период развития отечественной психологии как самостоятельной дисциплины.

 

Дисциплины

Таким образом, в Советском  Союзе развитие психологии как самостоятельной  марксистской науки в этот период проходит на стыке таких дисциплин  как физиология высшей нервной деятельности (Павлов), рефлексология (Бехтерев), реактология (Корнилов), психоанализ (Ермаков, О. Шмидт и В. Шмидт, С. Шпильрейн, Лурия), педология (Залкинд, Моложавый,Блонский, Выготский), психотехника (И. Шпильрейн, Геллерштейн, Н. Бернштейн), психогигиена (Розенштейн, Рохлин, М. Лебединский), психотерапия (Платонов, Протопопов),дефектология (Выготский, Рау, Соколянский, Данюшевский, Занков, Соловьев), языкознание и литературоведение (Марр, ученые круга Бахтина, Московского лингвистического кружка, ОПОЯЗ'а), теория театра и кинематографии (ЭйзенштейнМейерхольдКурбас), зоопсихология (ВагнерСеверцовБоровский, Войтонис, Ладыгина-Котс), и т. д.

 

Институты и общества

В этот период открывается  и функционирует целый ряд  научно-исследовательских, образовательных  и медицинских организаций в которых проводились психологические исследования. Наиболее значимые научные организации этого времени:

  • Психоневрологический институт (основан В. М. Бехтеревым в Санкт-Петербурге в 1907 г.),
  • Психологический институт (основан Г. И. Челпановым в Москве в 1912, открыт в 1914),
  • Академия коммунистического воспитания (АКВ) (основана в 1919 г. в Москве, в 1934 г. реорганизована и переведена в Ленинград, где в 1944 г. вошла в состав местного педагогического института,
  • Второй Московский государственный университет (2-й МГУ)
  • Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ) (основан в Москве в 1929 г.; с 1934 по 1943 - Научно-практический институт специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР),
  • Украинская психоневрологическая академия (УПНА) (основана в 1932 г. в Харькове на основе ряда исследовательских и медицинских учреждений, работавших там с 1921 г.; в 1936-7 реорганизована в Украинский психоневрологический институт),
  • Украинский институт экспериментальной медицины (основан в 1933, просуществовал предположительно до 1941)
  • Харьковский педагогический институт (ХГПИ/ХДПI) (кафедра психологии основана в 1933 г.).
  • Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ) (отделы медицинской и генетической психологии учреждены в Москве в 1934 г.)
  • Московский НИИ психиатрии
  • Русское психоаналитическое общество
  • Государственная академия художественных наук (ГАХН)
  • Московский институт педологии и дефектологии
  • Ленинградский педагогический институт им. Герцена

 

События

1920-е  гг.

 

1920

  • 24 июня-2 июля - I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью

1923

  • 10-15 января — I-й Всероссийский съезд по психоневрологии, впервые прозвучала программа построения марксистской психологии (Корнилов)
  • ноябрь — Г. И. Челпанов уволен с поста директора Психологического института; на его место назначен К. Н. Корнилов

1924

  • 3-10 января — II-й Всероссийский съезд по психоневрологии, Петроград; доклад Выготского, переезд из Гомеля в Москву
  • 26 ноября-1 декабря - Второй съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН)

1925

  • 11-19 января - I-й Всероссийский учительский съезд
  • защита диссертации Выготского: Психология искусства
  • первая и единственная заграничная поездка Выготского: командирован в Лондон на дефектологическую конференцию; по дороге в Англию проехал Германию, Францию, где встречался с местными психологами

1926

  • Выготский госпитализирован с туберкулёзом, в больнице пишет заметки, вполедствии опубликованные под названием Исторический смысл психологического кризиса, ставшие манифестом культурно-исторической психологии

1927

  • апрель — Всесоюзная педологическая конференция
  • июнь — 1-ая Всесоюзная конференция по психофизиологии и профподбору, Москва
  • 27 декабря — скоропостижная смерть В. М. Бехтерева
  • 28 декабря 1927 г. — 4 января 1928 г. — Всесоюзный педологический съезд

1929

  • 1-7 сентября — IX Международный психологический конгресс в Йельском университете; впервые в работе этого конгресса участвует представительная делегация от Советского Союза

1930-е  гг.

 

1930

  • 25 января — 1 февраля — Первый Всесоюзный съезд по изучению поведения человека («поведенческий съезд»), Ленинград
  • 23-27 апреля — VI Международная конференция по психотехнике в Барселоне (от Советского Союза участвует И. Шпильрейн, также зачитан доклад Л. С. Выготского in absentia об изучении высших психологических функций в психотехнических исследованиях)
  • 5-10 мая — Первый международный конгресс по психогигиене, Вашингтон (Л.М. Розенштейн, А.Б.Залкинд)
  • 9 октября — доклад Выготского о психологических системах, прочитанный в клинике нервных болезней 1 МГУ: начало новой исследовательской программы
 

1931

  • реактологическая дискуссия
  • 20-25 мая — Первый Всесоюзный съезд по психотехнике и психофизиологии труда, Ленинград
  • 8-13 сентября — VII Международная психотехническая конференция (VII International Congress of Applied Psychology (or Psychotechnics), Москва.
  • сентябрь — Выготский и Лурия поступили на заочное отделение медицинского факультета в Украинской психоневрологической академии в Харькове.
  • октябрь-декабрь — переезд Лурии, Лебединского, Леонтьева, Запорожца и Божович из Москвы в Харьков, основание Харьковской психологической школы.
 

1932

  • декабрь — доклад Выготского о сознании, компиляция конспектов А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца опубликована под именем Выготского как его доклад Проблема сознания; расхождение с группой Леонтьева в Харькове
 

1933

  • февраль-май — Курт Левин останавливается в Москве проездом из США (через Японию), встречи с Зейгарник, Лурией, Выготским
 

1934

  • 11 июня — Выготский умер (с 9 мая — на постельном режиме)
  • 18-24 июня — Первый Всеукраинский съезд невропатологов и психиатров, Харьков
 

1935

  • август — XV международный физиологический конгресс, Ленинград-Москва
  • С. Л. Рубинштейн публикует Основы психологии
 

1936

  • 13 февраля — умер Г. И. Челпанов
  • 27 февраля — умер И. П. Павлов
  • 4 июля — постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»; фактический запрет педологии как научной дисциплины и начало гонений на психотехнику и психологию
  • июль — Арон Борисович Залкинд умер от инфаркта на улице, возвращаясь с собрания, где было оглашено Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», Москва
 

1937

  • 26 декабря — по обвинению в шпионаже и участии в контрреволюционной террористической организации приговорен к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян Исаак Нафтулович Шпильрейн (реабилитирован в июне 1957 г.)

Информация о работе Отечественная психология в 1920-1930 годах