Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 16:11, контрольная работа
Проблема межличностных отношений является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа "схватывается" как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития. Очевидным является тот простой факт, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. В этом смысле феномен малой группы лежит на поверхности и непосредственно дан социальному психологу как предмет анализа.
Введение ……………………………………………………………………………………………………………3
1.Понятие и особенности малых групп……………………………………………………………..5
2.Отличительные признаки малой группы……………………………………………………..11
3. Практическая часть……………………………………………………………………………………….13
4.Заключение……………………………………………………………………………………………………15
5.Список использованной литературы…………………………………………………………….16
1) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы;
2) вторичные цели более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);
3) дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого.
Общественно
ценное содержание совместной деятельности
должно стать личностно значимым для каждого
члена группы. Важна не столько объективная
цель группы, сколько ее образ, т.е. как
она воспринимается членами группы. Цели,
характеристики совместной деятельности
12
цементируют группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую структуру группы.
Третий признак—наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы, выполняющего роль лидера, руководителя, а может и не быть, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы и лидерство носит ситуативно-специфический характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера).
Четвертый признак—разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т.е. активность членов группы не является однородной и они вносят свой вклад в совместную деятельность, играют разные роли).
Пятый
признак заключается в том, что
наличие эмоциональных
Шестой
признак—выработка
13
Практическая часть.
Каждый из нас приобретает основные социально-психологические черты через непосредственные контакты в микросреде (в семье, в школе, на улице, на производстве). Через микросреду, через непосредственные контакты каждый из нас познает социальный мир, т.е. испытывает воздействие макросреды.
Макросреда—это общество со своей наукой, культурой, идеологией, общественными нормами и т.д.
Грань, на которой взаимодействуют микро- и макросреды, и есть малые группы, где протекает жизнь каждого из нас.
Моя задача дать характеристику отличительных признаков малой группы на примере места моей работы. Я являюсь управляющей небольшого мебельного магазина. В нашем коллективе семь человек. Мы находимся в непосредственном личном общении, способствующем возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых интересов. Наша совместная деятельность направлена на определенную цель – это эффективные продажи и улучшение качества обслуживания наших покупателей. Реализация общей цели способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого члена группы. Т.е. от этого зависит финансовое благополучие каждого участника группы. Еще один из признаков – наличие организующего начала, человека, который принимает на себя функции лидера (в нашем случае – это управляющий магазина). Вообще у каждого члена группы должна быть определенная роль, для этого руководителю необходимо хорошо разбираться и знать эти роли. Вот несколько примеров:
14
Таким образом, руководитель, при распределении должностей, должен исходить из пригодности индивидов к выполнению той или иной роли, а не из личных симпатий.
Также в нашей группе есть определенные правила поведения, нормы и стандарты. Это определенная форма одежды, макияж и правила поведения с покупателем. Эти нормы важнейший признак групповой целостности. С начала образования группы происходили столкновения мнений, желаний, настроений благодаря которым появились общие, компромиссные взгляды.
Таким
образом, магазин как малая группа
представляет собой малочисленную
группу людей, члены которой, взаимодействуют
друг с другом в результате их совместной
деятельности, где на эффективность деятельности
влияет выполнения определенных правил
поведения.
15
Заключение.
Все исторические документы, свидетельствующие о появлении научной дисциплины, предметом которой является социальное поведение человека, относятся к одному веку – веку нынешнему. И за этот короткий срок совсем еще молодой науке удалось добиться весьма обнадеживающих результатов. Ей удалось проникнуть в глубинную сущность таких сложных явлений, как человеческие убеждения, независимость, взаимодействие и так далее. Многое в поведении человек по-прежнему остается загадкой, но уже сейчас социальная психология может предложить достаточно вразумительные ответы на далеко не простые вопросы: “Изменятся ли поступки человека, если удается убедить его принять новые установки?”, “Являются ли группой пассажиры самолета?”, “Какие взаимодействия подводят группу к принятию удачного решения без
лишних слов?”.
Ответы на эти вопросы углубляют представления человека о самом себе и делает его более чутким к социальным влияниям.
Уделив
должное внимание выявлению культурных
источников установок и изучению
природы конформизма, убеждений
и группового влияния, человек
усовершенствует свою способность
распознавать тонкие социальные
влияния, воздействию которых он подвержен.
16
Список использованной литературы: