Отрасли психологии, выделяемые по внутреннему критерию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:57, лекция

Краткое описание

Внешним критерием психологических наук являются связи ее с другими науками и обслуживаемыми ими отраслями практики, совместное решение с ними теоретических вопросов, необходимых для практики. Внешний критерий служил основой для выделения, психологии труда, педагогической, юридической, медицинской и социальной психологии. Каждая из этих психологических наук своим предметом (а не только объектом) имеет определенную форму деятельности и вместе с тем лежит на "стыке" с другой наукой.

Вложенные файлы: 1 файл

ответ на 1 вопрос.docx

— 21.45 Кб (Скачать файл)

1.Отрасли  психологии, выделяемые по внутреннему  критерию

Внешним критерием психологических  наук являются связи ее с другими науками и обслуживаемыми ими отраслями практики, совместное решение с ними теоретических вопросов, необходимых для практики. Внешний критерий служил основой для выделения, психологии труда, педагогической, юридической, медицинской и социальной психологии. Каждая из этих психологических наук своим предметом (а не только объектом) имеет определенную форму деятельности и вместе с тем лежит на "стыке" с другой наукой.

Так, педагогическая психология лежит на стыке с педагогикой, и ее значение для практики даже определило на ряд лет включение  всей психологии в педагогику. Вместе с тем педагогическая психология как психологическая база воспитания, обучения, упражнения, тренировки и психологической подготовки (объединяемых понятием формирование личности) неразрывно связана с психологией труда педагога, являющейся отраслью и педагогической психологии, и психологии труда.

Юридическая психология, находящаяся  на пересечении с юридическими науками, является примером того, как недостаточная  четкость классификации и терминологии может внести организационную неясность. Дело в том, что юридическая психология сама состоит из нескольких достаточно самостоятельных наук и отраслей. Сюда относится прежде всего правовая психология, предметом которой является правосознание, а практическим применением ,формирование правосознания у подрастающих поколений. Она не является самостоятельной наукой, а только отраслью, и при том отраслью не только юридической, но и педагогической психологии.

Правовая граничит с криминальной психологией, предметом которой  являются причины преступности, зависящие  от личности, от тех порогов в  нравственном сознании, которые определяют нравственные и правовые способности  каждого человека и снижение которых  приводит к преступности.

Самостоятельное значение имеет  отрасль юридической психологии, получившая название оперативной психологии, четко оформилась в отдельную  дисциплину судебная психология, изучающая  следственный и судебный процесс  и тесно связанная с задачами судебно-психологической экспертизы. Быстро развивается и исправительно-трудовая психология, изучающая процесс перевоспитания осужденных. Из этого перечисления уже фактически существующих отраслей юридической психологии видна ошибочность подмены ее в целом одной ее частью - судебной психологией.

 Именно так подходит  к ней А. В. Дулов, включающий в содержание судебной психологии почти весь объем юридической психологии, в то время как А. Р. Ратинов правильно разделяет эти понятия, посвящая свою монографию только одной части юридической психологии .

Подобно тому как педагогическая психология имеет общий раздел с психологией труда (таким разделом является психология педагогического труда), так и юридическая психология имеет подобный раздел - Психологию Труда юридических работников.

 Это же относится  и к медицинской психологии, и  к психологии искусства. В последней  можно выделить психологию исполнителя  и психологию зрителя (слушателя), хотя в другой плоскости она  дифференцируется на отрасли,  различающиеся по видам искусства.

Но это еще очень  мало разработанные отрасли психологической  науки, они 

показывают, что для выделения  самостоятельной психологической  науки мало того, чтобы эта отрасль  была на стыке с другой наукой (в  данном случае с искусствоведением), мало иметь определенный предмет  исследования и специфические методы (и то и другое в данном случае имеется).

 Необходимо иметь и  достаточный накопленный материал  результатов исследования и опыт его преподавания. А это определяется социальной потребностью общества в данной отрасли психологии.Последняя особенность хорошо видна на примере психологии спорта, давно уже выделившейся в само-стоятельную психологическую науку, поскольку спорт это особая форма деятельности, граничащая, с одной стороны, с игрой, а с другой - с искусством, и без психологического обоснования рекомендаций спорт не может развиваться достаточно эффективно. Число исследований, а следовательно, и накапливаемый опыт психологии спорта очень быстро растут. Быстро растет и опыт преподавания этой науки. Эту закономерность отпочкования отрасли психологической науки в самостоятельную науку можно показать и на примере военной психологии, быстро развивающейся под давлением гонки вооружений, навязываемой человечеству империализмом.

История военной психологии показывает, что есть ее отрасли, оформляющиеся  в самостоятельную психологическую  науку в силу возрастания специфики объекта и методов исследования. Примером может быть авиационная психология, или психология летного труда. Космическая психология начала быстро и успешно развиваться на основе авиационной психологии. Здесь отчетливо проявляется уже другая закономерность.Когда велись поисковые исследования в русле авиационной психологии и намечались перспективы развития космической психологии, таковой как самостоятельной науки еще не было. И тогда, и ранее, и некоторое время после этого был ее "эмбриональный период", а родилась она 12 апреля 1961 г., в день первого в мире космического полета человека - полета Юрия Гагарина. Для наличия определенной психологической науки должна реально существовать изучаемая ею определенная деятельность.

Как мы видели, большинство  разобранных психологических наук имеет общие разделы с психологией  труда. Но это не значит, что эти  отрасли или отдельные отрасли  самой психологии труда вроде, могут рассматриваться в качестве самостоятельных психологических наук. Вместе с тем психология труда, находясь на пересечениях с рядом наук о труде, уже имеет достаточно отчетливо выделившиеся свои отрасли. Причем критерии выделения их не связаны с видами труда (психология металлурга, психология полевода, психология шофера). Эти критерии "сквозные" для всех видов труда. Сейчас внутри психологии труда уже достаточно четко выделилась психологическая трудовая экспертиза, в свою очередь имеющая две отрасли:

- прогностическую

- ретроспективную.

В прогностическую входят: психологический отбор, психологическая профориентация, дифпрофотбор по отдельным, более частным специальностям. Они имеют цель прогноза степени успешности деятельности.

Ретроспективная трудовая психологическая  экспертиза исследует в различных  видах труда роль личного фактора  в уже свершившихся авариях, травматизме, браке и выясняет, какие предпосылки  приводят к ним. Цель ее - профилактика этих нежелательных явлений. Эта  отрасль психологии труда имеет  важное значение в ряде областей в авиации, в автодорожном и железнодорожном транспорте, она входит в специальную комплексную дисциплину "безопасность движения".

Профориентация, имея своими отраслями профпросвещение (включающее проф-пропаганду),проф-консультацию и проф-адаптацию, в целом далеко выходит за рамки психологической науки, захватывая области социологии, педагогики и медицины. Психология здесь наибольшую роль играет в профконсультации, тесно взаимодействующей с психологическим отбором. Они связаны общей теорией способностей и близкими методами. Второй также уже достаточно самостоятельной отраслью психологии труда является психология про-фессионально-трудового образования.

 Она приобретает сейчас  особое значение, поскольку современная  педагогика (пайдос по-гречески  дитя) утратила свою связь только  с детьми (как и геометрия с землемерием) она стала наукой о методах и путях формирования личности. Третья отрасль психологии труда входит как важнейший компонент в комплексную науку - научную организацию труда (НОТ).

 Ее обычно теперь  называют психология НОТ. Связь  последней с другими науками,  на которые опирается НОТ, лишает  ее возможности выделиться в самостоятельную психологическую науку. Ряд ее проблем, как, например, проблема психологического климата на производстве, общие с соответствующими отраслями социальной психологииПоследней отраслью психологии труда является инженерная психология. Ее иногда понимают столь расширительно, что она становится синонимом психологии труда.

Такое ее понимание мне  представляется ошибочным, оно является следствием отсутствия научно обоснованной классификации психологических  наук.

 Инженерная психология  имеет более узкое, но и более  почетное назначение  содействовать "гуманизации техники", т. е. обеспечивать соответствие новой конструируемой техники требованиям психологической науки. Вместе с тем она является наряду с физиологией и гигиеной труда, антропометрией и технической эстетикой компонентом комплексной науки эргономики, перед которой стоит задача приводить новую технику в соответствие с требованиями человека в целом. Систему "коллектив – человек - техника -среда" инженерная психология рассматривает через призму требований психики.

Психология с различными медицинскими науками. Основная ее отрасль - патопсихология, ее иногда ошибочно называют психопатологией.

Психопатология- это те патологические изменения психики, которые изучает  патопсихология. Отраслью медицинской  психологии является и нейропсихология, предмет которой установление динамической локализации психических функций, а объект исследования - изменения  психики при локальных поражениях мозга. Она лежит на стыке психологии и неврологии, в то время как близкая к ней по задачам психофармакология лежит на пересечении психологии и фармакологии.

В последние годы в русле  авиационной и космической психологии на их стыках с медицинской психологией  быстро развивается экстремальная  психология, т.е, психология, имеющая своим предметом изучение психики в особо сложных и крайне неблагоприятных (экстрем - край) условиях о своей сути она больше относится к медицинской психологии. Центральной проблемой медицинской психологии является взаимоотношение между врачом и больным. Это предмет клинической психологии.

Практически важными отраслями  медицинской психологии являются олигофренопсихология, т. е. психология умственно неразвитых, тифло-психология, т. е. психология слепых, и сурдо-психология - психология глухих.Они в свою очередь тесно связаны с соответствующими педагогическими науками: олигофренопедагогикой, тифлопедагогикой и сурдопедагогикой.

 

Сложную ветвь психологических  наук представляют отрасли общественной или социальной психологии науки о групповом сознании и особенностях психики в группе, в частности в коллективе. Изучая деятельность человека как члена общества, она лежит на стыке с социологией. Ее иногда противопоставляют индивидуальной психологии как психологии личности, являющейся разделом общей психологии.

В общественную психологию входят; палеопсихология, рассматривающая  проблемы, пограничные с археологией, историческая психология с историей и искусствоведением, этнопсихология находится на стыке с этнографией.

Своеобразной отраслью общественной психологии (которая, однако, не может  быть понята вне связи ее и с  индивидуальной психологией) является психология религии. Сейчас уже достаточно четко наметились и отрасли психологии религии: психологические корни  религии, психология веры, психология молитвы и религиозных ритуалов, психология суеверия. Психология религии, являясь психологиче-ской наукой, находится на ее стыке с религиоведением, а через него связана с социологией, историей и этнографией .

 Общественная психология  включает в качестве особой  отрасли национальную психологию, также находящуюся на пересечении психологической науки с социологией наций. Как и вся общественная психо-логия, во многом она опирается на конкретно-социологические исследования.


Информация о работе Отрасли психологии, выделяемые по внутреннему критерию