Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 13:44, курсовая работа
В данной курсовой работе внимание будет уделено проблеме отцовства в обществе. Отцовство, как психологический и социокультурный феномен, роль отца в воспитании ребенка и модели его поведения, структура феномена отцовства и этапы его формирования, феномен отцовства в современном обществе.
Актуальность и значимость предлагаемой тематики связана с тем, что современное понятие отца в обществе не соответствует тому, что пишут и говорят о нём в средствах массовой информации и в обществе в целом. Основной целью данной работы является то, чтобы развеять все неправильные представления об отцах в нашем обществе.
Введение …………………………………………………………………..4-5 С.
Глава 1. НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К АНАЛИЗУ ОТЦОВСТВА, КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА ………………………………. 6 С.
1.1. Отцовство как психологический и социокультурный феномен ….. 6-9 С.
1.2. Роль отца в воспитании ребёнка, стили воспитания ребёнка …………………………………………… 10-14 С.
1.3. Структура феномена отцовства ……... 15-16 С.
1.4. Этапы формирования отцовства ……………………………………... 17-20 С.
Основные выводы по первой главе ………………………………………. 21-22 С.
Глава 2.ОТЦОВСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ……………………………………………………………………………… 23 С.
2.1. Феномен отцовства в современном обществе ………………………. 23-30 С.
Основные выводы по второй главе …………………………………....... 31 С.
3. Заключение ……………………………………………………………… 32-33 С.
4. Список использованных источников ………………………………….. 34-36 С.
Таким образом, отцовство - это интегральная совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающая в себя все уровни жизнедеятельности человека, одной из важнейших характеристик которой является комплексность, а также социальная детерминированность.
Исторически роль отца постоянно изменялась в зависимости от условий существования, культуры, в рамках которой существовала семья, социальных идеологических принципов и норм поведения.
Многие современные психологи утверждают, что особой разницы между материнством и отцовством не существует, что отец вполне способен выполнять те же функции что и мать ничуть не хуже.
1.4. Этапы формирования отцовства
Отцовство - достаточно сложный феномен, который можно определить как категорию психологии личности, отражающую основные этапы развития личности, характеризующую комплекс интегральных, социальных и индивидуальных характеристик личности, проявляющихся на всех уровнях жизнедеятельности человека.
В психологии выделяются несколько стадий родительства:
Данные стадии характерны как для женщин, так и для мужчин, однако существует определенная специфика прохождения этих стадий у мужчин.
В результате всестороннего
изучения проблемы формирования отцовства,
влияния социальных отношений на
становление института
Первый — теоретический — этап начинается с рождения мальчика до момента получения сведений о беременности его жены. Формирование стереотипов об отцовстве происходит в процессе взаимодействия с собственными родителями. Причем степень влияния отца и матери зависит от возраста ребенка. Отец является фигурой, которая помогает ребенку изучать мир, собственное тело и его возможности через силовые игры. Позднее взаимоотношения родителей становятся моделью поведения в обществе сверстников в младшем школьном и подростковом возрасте. Однако на формирование представлений об отцовстве оказывает влияние не только семейная ситуация. Часто мужчина, выросший без отца, может быть хорошим родителем, если у него есть модель мужского поведения.
В среднем к 18-23 годам формируются основные представления об отцовстве. Характерные для этого периода: молодые люди собираются иметь детей в будущем, но не сейчас, считают необходимым планировать рождение детей и рассматривают это как перспективу только через несколько лет (от двух до пяти).Они положительно относятся к детям, но общаются не часто, полагают, что с рождением ребенка у мужчины появляется большая ответственность. Принимая социальные стереотипы современности как собственное мнение, они полагают, что отец для ребенка является образцом для подражания, воспитывает физически и духовно, социально поддерживает, дает чувство уверенности в себе, защиту.
Второй этап - «слом» стереотипов в период беременности партнерши. Этот этап начинается с того момента, когда мужчина узнал, что будет отцом, до начала взаимодействия с уже родившимся ребенком. Сам момент сообщения о беременности и осознание факта реальности ребенка разнесены во времени. Реакция на сообщение о беременности может быть различной в зависимости от многих факторов, включающих намерения мужчины относительно конкретной женщины, материальную, социальную и другие виды готовности принять ответственность за будущую жизнь. Даже в том случае, когда решение о рождении ребенка принято заранее и является результатом оформления потребностно-эмоциональной и ценностной сфер отцовства, выраженном в желании иметь ребенка, известие о беременности может вызвать сложные переживания.
Беременность жены для
мужчины обозначает ограничение
желаний, перестройку планов, погруженность
в многочисленные бытовые дела. Как
таковая способность мужчины
вынести потерю внимания к себе и
одновременно дарить его другим, не
получая при этом немедленного удовлетворения,
определяет насколько он может быть
хорошим отцом. По мнению А.Н. Друсиловой
и И.С. Баклушанского, поворотным моментом
в формировании чувства отцовства,
а также возникновения
Беременность жены ставит
перед мужчиной сложную задачу -
справиться с внезапными ощущениями
и оказать психологическую
Первые два этапа представляют собой период подготовки к общению с ребенком. Теоретические представления об отцовстве формируются в социуме с начала жизни мужчины, затем изменяются, преломляясь через собственный опыт общения с еще не родившимся ребенком через жену и преобразования, изменения самосознания, самооценки и образов Я. Этот процесс является, очень сложным и легко нарушается при отторжении со стороны жены или социальных проблемах будущего отца, таких, как отсутствие материальных ресурсов, постоянной работы и др. Мужчины, которые подвергаются финансовым кризисам, часто отказываются от экономических и психологических обязанностей отца, что частично является следствием уязвимости отцовства по отношению к успеху во внешней среде. Многие мужчины испытывают повышенную тревожность и ответственность за материальное положение семьи, это приводит к стремлению больше работать, чтобы обеспечить семью, но может вызывать чувство одиночества у жены. Другие, наоборот, делают вид, что ничего не происходит такого, о чем стоило бы беспокоиться. Такие мужчины полагают, что рождение ребенка — нормальное физиологическое явление и с раздражением относятся к проявлениям тошноты, утомляемости, плаксивости беременной жены. Таким образом, отсутствие теоретической подготовки к отцовству, страх перед рождением ребенка способствуют возникновению тревожности. Г. Дик-Рид считает, что этот период требует от мужа понимания, терпимости и бескорыстия по отношению к жене, чтобы правильно оценить ее мысли и поведение во время беременности, т.е. мужчина оказывается в ситуации повышенных требований. Считается, что этот период является периодом проверки готовности к отцовству. Тем не менее, этот период является важным с точки зрения формирования отношения к будущему ребенку и собственной позиции в семье.
Третий этап — период после рождения ребенка — практический период. Этот период является критическим с точки зрения возникновения бондинга - связи мужчины с родившимся - ребенком.
Отец, по их мнению, воспитывает в ребенке рациональность, нормальные условия развития, эстетическое, нравственное развитие.
Таким образом, формирование отцовства является сложным многоступенчатым процессом, на который влияют различные факторы, в том числе социальные, семейные и личностные.
2.ОТЦОВСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1. Феномен отцовства в современном обществе
В нашем обществе существует масса проблем касающихся того, что ребёнок остается, окружён вниманием только одного из родителей. Особенно трудно приходиться тому родителю, который воспитывает детей один. К сожалению, существуют матери и отцы одиночки, которым приходиться воспитывать своих детей в одиночестве. Это очень трудная работа, так как всё своё время, силы, доходы тратиться на детей.
Дети, потерявшие кого-либо из своих родных, испытывают сильные зачастую новые для себя чувства. Их пугает то, что они не могут объяснить своей реакции на то, что произошло. Они нуждаются во взрослых, чтобы взрослые помогли им разобраться в происходящем.
Наилучшая помощь травмированному ребёнку, когда взрослый включится в его ситуацию и постепенно выстроит надёжную эмоциональную связь с ребёнком, таким образом, продолжая внезапно прервавшийся диалог. Этот новый контакт может стать впоследствии новой прочной базой, благодаря которой ребёнок будет в состоянии сам справиться с постигшим его несчастьем.
В первое время после смертного случая дети чаще всего очень бояться находиться вдали от взрослых. У них могут быть проблемы со сном, озлобленность, раздражительность, замкнутость и стремление к изоляции, печаль, тоска, чувство потери, мучительные воспоминания и фантазии.
Дети переживают горе не каким-то определённым образом, а по-разному. В этот период жизни взрослый обязательно должен находиться рядом со своим ребёнком.
Дети развода
Распад семьи имеет для детей много последствий. На развитие ребёнка оказывают влияния оба родителя, а развод означает, что контакт с ними обоими уже не будет одинаково частым. Кроме того, до развода родителей дети в течение долгого времени живут в напряжении. Возможно, они уже слышали слово «развод», произносимое (порой – весьма громко) в их доме в течение многих месяцев или даже лет и сопровождаемое плачем, криками и, возможно даже драками. Когда отношения между родителями нарушаются, даже очень маленькие дети понимают это. Дети хотят знать, что случилось с ними после развода родителей.