Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 11:30, отчет по практике
Калининградская региональная детско-молодёжная общественная организация инвалидов «Мария» это негосударственное учреждение. Функционирует за счет грантов, благотворительности и помощи родителей воспитанников. Организация существует уже 11 лет и была создана по инициативе родителей воспитанников, так как данная категория людей выброшена из государственной системы образования и дальнейшего трудоустройства. Центр располагается в трехкомнатной квартире, которая была предоставлена администрацией района. Организация имеет свой устав, но нам его не показали.
Индивидуальный план.
№ дня |
Дата |
Мероприятия |
День 1 |
31.12.2012 |
Знакомство со структурой учреждения, уставом и специалистами. |
День 2,3 |
8.01.2013 9.01.2013 |
Изучение документации центра. Разработка методик для работы с детьми. |
День 4,5 |
10.01.2013 11.01.2013 |
Знакомство с детьми, проведение различных методик. |
День 6 |
14.01.2013 |
Проведение упражнений на развитие коммуникации и внимания. |
День7 |
15.01.2013 |
Игра в ассоциации. Рисование. |
День 8 |
16.01.2013 |
Зарядка, прогулка по территории центра. Методика на запоминание слов. |
День 9,10 |
17-.01.2013 18.01.2013 |
Проведение игр на развитие внимания. |
День 11 |
21.01.2013 |
Проведение гимнастики. |
День 12 |
22.01.2013 |
Занятия математикой. |
День 13 |
23.01.2013 |
Декупаж. |
День 14 |
24.01.2013 |
Коммуникация с помощью графических символов, урок рисования. |
День 15 |
25.01.2013 |
Проведение упражнений на развитие коммуникации. |
День 16 |
28.01.2013 |
Прогулка на свежем воздухе, поход в церковь. |
День 17 |
29.01.2013 |
Участие в индивидуальных занятиях с детьми. |
День 18 |
30.01.2013 |
Проведение развивающих игр. |
День 19 |
31.01.2013 |
Проведение сказкотерапии. |
День 20 |
4.02.2013 |
Арттерапия. |
День 21 |
5.02.2013 |
Проведение танцев. |
День 22 |
6.02.2013 |
Занятие агротерапией. |
День 23 |
7.02.2013 |
Зоотерапия. |
День 24 |
8.02.2013 |
Трудотерапия. |
День 25 |
11.02.2013 |
Проведение упражнений на развитие коммуникации. |
День 26 |
12.02.2013 |
Проведение развивающих игр. |
День 27 |
13.02.2013 |
Арттерапия. |
День 28 |
14.02.2013 |
Проведение музыкального занятия. |
День 29 |
15.02.2013 |
Проведение гимнастики. |
День 30,31 |
16.02.2013 17.02.2013 |
Декупаж. |
День 32,33 |
18.02.2013 19.02.2013 |
Проведение игр на развитие внимания. |
День 34,35 |
19.02.2013 20.02.2013 |
Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука. |
День 36,37 |
21.02.2013 22.02.2013 |
Проведение упражнений на развитие коммуникации. |
Отчет о выполнении заданий.
Организация деятельности и структура учреждения социальной направленности.
Калининградская региональная детско-молодёжная общественная организация инвалидов «Мария» это негосударственное учреждение. Функционирует за счет грантов, благотворительности и помощи родителей воспитанников. Организация существует уже 11 лет и была создана по инициативе родителей воспитанников, так как данная категория людей выброшена из государственной системы образования и дальнейшего трудоустройства. Центр располагается в трехкомнатной квартире, которая была предоставлена администрацией района. Организация имеет свой устав, но нам его не показали.
Директором
центра является Кочеткова Зоя
Григорьевна. В центре осуществляют
свою деятельность следующие
специалисты: педагог, психолог, режиссер,
хореограф, музыкант, бухгалтер. Специалисты
центра оказывают коррекционно-
Целями и задачами организации являются:
-защита детей инвалидов;
-защита подростков инвалидов;
-защита семей, воспитывающих инвалидов;
-содействие и участие в реабилитации инвалидов;
-содействие обеспечения жизнедеятельности инвалидов;
-осуществление общественного контроля за материальным обеспечением инвалидов;
-осуществление общественного
контроля по определению в
установленном порядке
-содействие и участие
в создании общественных
Центр посещают
18 человек в возрасте от 5 до 45
лет. Большинство детей имеют
такие заболевания как
Основные направления психологической помощи детям в реабилитационных центрах по развитию у них социально-важных навыков.
Реабилитационный центр для инвалидов - многопрофильное учреждение. Он представлен такими направлениями, как медицинская, социальная, психологическая и профессиональная реабилитация. Каждая состоит из комплекса мер, направленных на компенсацию психофизиологических функций, восстановление социальных и приобретение профессиональных навыков.
Наиболее принципиальной и важной задачей, решаемой реабилитационным центром при работе с детьми-инвалидами, является обеспечение возможности их максимальной и полноценной социальной интеграции. На это и направлен комплекс проводимых в них реабилитационных мероприятий, среди которых особую роль играет психологическая реабилитация детей-инвалидов, психологическая поддержка семей, их воспитывающих.
Эта особая роль психологической реабилитации обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, у детей-инвалидов вследствие различных заболеваний, при этом не только психиатрического или неврологического профиля, как правило наблюдается разнообразные нарушения и отклонения в психологическом развитии. Во-вторых, психологическая атмосфера в семьях, где воспитываются дети-инвалиды, часто оказываются неблагополучной, психолого-педагогическая грамотность недостаточной, что провоцирует дисгармонии в психологическом развитии детей, когда они не имеют объективной обусловленности течением заболевания, или усиление имеющихся у них психологических нарушений. В третьих, результативность психологической реабилитации подразумевает наличие позитивного эффекта в отношении других реабилитационных мероприятий, что особенно отчетливо проявляется в плане повышения успешности восстановительного лечения, получение общего и профессионального образования.
Главная роль в психологической реабилитации отводится психологу. Работая в центрах реабилитации, психолог должен обладать такими качествами, как: эматичность, терпимость, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, интуиция, богатое воображение, уверенность, аутичность поведения, гибкость, высокий уровень интеллекта.
Для профессиональной деятельности в работе с детьми-инвалидами психологу необходимо знать:
1. Закономерности психического развития человека, возрастные особенности развития человека в разные периоды его жизни.
2. особенности проявления
индивидуальных особенностей
3. Закономерности развития
групп и коллективов, особенности
взаимоотношений между людьми
на разных возрастных этапах,
возможные причины конфликтов, составные
благоприятного
4. Современные методики
обследования и тестирования
детей и взрослых, быть в курсе
современных достижений в
Основными средствами, которыми пользуется психолог в своей деятельности, являются: консультация, психологический тренинг, психокоррекция, психотерапия и психологическое просвещение. Задачи службы социально-психологической реабилитации не ограничиваются работой с самими инвалидами. Все они проживают в семьях. Семья не стоит в стороне от жизненно важных проблем инвалида, а является наиболее важной социально-реабилитационной средой. С ней непосредственным образом связана вся жизнедеятельность инвалида. В семье проходит формирование самооценки инвалида, определяется его социальная роль и позиция, от чего в значительной мере зависит его судьба. Семья как реабилитационная среда, не только проявляет внутрисемейную заботу, оказывает физическую помощь, психологическую поддержку, помогает адаптации к современному образу жизни, но и организует восстановительное лечение, обучение, помогает приобрести профессию. Межличностные отношения в семье, позиция родителей, родственников к инвалиду, приспособление место проживания, обучение бытовым навыкам -все это факторы позитивно или негативно отражающиеся на реабилитации инвалида.
Формы и методы работы с семьей очень разнообразны: групповая работа с семьями, в которых имеются инвалиды со сходной патологией или сходные ситуации в семьях; индивидуальная работа с родителями или одним из них. Беседы носят просветительный, информационный и обучающий характер. По существу центр проводит широкое семейное консультирование. Решение проблем в семье благоприятно сказывается на социально-психологическом статусе инвалида - нормализуется настроение, упорядочивается поведение, улучшаются показатели в учебе, устраняется аффективная напряженность.
Целенаправленное проведение психологом мероприятий по психологической реабилитации детей-инвалидов, психологической поддержки семей, их воспитывающих, возможно лишь на основании результатов дифференцированной психодиагностики.
Психодиагностическое направление позволяет определить особенности актуального психического состояния и потенциальных возможностей психического развития индивида. Соответствующие психодиагностические оценки особенностей интеллектуального развития ребенка, эмоционально-мотивационной сферы, личности в целом и отдельных психических функций, оценки прогноза их развития позволяют выделить те «психологические точки», которые в наибольшей мере тормозят процессы социализации и нуждаются в развитии.
Психолог работает и по направлению психодиагностики, характера внутрисемейных отношений, результаты которой, также имеют важнейшее значение в плане проведения реабилитационных мероприятий. Это обусловлено тем, что и сама семья ребенка и его ближайшее окружение также очень часто должны быть объектом психологической реабилитации.
Психолог осуществляет психологическую консультацию для детей и их родителей в широком круге проблем взаимоотношений, общения, позволяющая разрешать всевозможные психологические коллизии, препятствующие самореализации личности. Именно консультативная помощь играет важнейшую роль в плане психопрофилактики возможных отклонений в развитии ребенка.
Психотерапия - это комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, решающие задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности.
Наиболее рациональным в работе с детьми является использование методов игровой терапии, психодрамы, арттерапии.
Психолог работает и по направлению психологического просвещения, приобщения населения, персонала организации к психологическим знаниям. Во многих ведомствах существует система повышения психологического образования своих сотрудников, тесно связанная с их профессиональным совершенствованием.
Следующим направлением является психокоррекция - это коррекция отельных свойств личности и характера в целях усвоения оптимальных способов различных видов деятельности для возможности успешной и эффективной самореализации и социальной интеграции.
Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с различными нарушениями нервно-психологического развития. Термин «коррекция психического развития» впервые использовался в дефектологии как один из вариантов психолого-педагогической помощи аномальным детям. Он означал совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии аномального ребенка.