Отчет по практике в детском доме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:47, отчет по практике

Краткое описание

Мероприятия и исследования, которые проводились в ходе практики в детском доме.
1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; 2)развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.; 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками; 4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, учителям.

Вложенные файлы: 1 файл

otchet_po_proizvodstvennoy_praktike_v_detskom_dome.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

Основные  задачи психологической службы детского дома:

 

1) реализация  в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; 2)развитие индивидуальных особенностей  детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений,  увлечений, жизненных планов и др.; 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками; 4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, учителям.

Работает психолог с детьми, учителями, администрацией образовательного учреждения, органами опеки и милиции и пр. При этом главное, что в центре всей работы психолога находятся интересы ребенка как формирующейся личности.

Основной деятельностью  психолога является психодиагностика – выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и т.д. Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, - учителям, воспитателям.

Психологическая служба предполагает работу практического психолога непосредственно в детском доме. Это позволяет психологу более основательно вникнуть в воспитательную ситуацию. Он имеет возможность сочетать изучение личности и поведения ребенка в реальных жизненных условиях с углубленным анализом его индивидуальных особенностей. Анализируя «систему всех влияний» на ребенка, психолог получает оценку результативности своей деятельности.

Далее я приведу  некоторые методики, использованные мною при прохождении производственной практики.

 

Диагностика воли

Существует  множество методик исследования воли и волевых качеств личности. Нами был использован тест на оценку силы воли.

Тест. Какая у тебя сила воли.

  1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая Вам неинтересна, независимо от того, позволяют ли время и обстоятельства оторваться и потом снова вернуться к ней?
  2. Преодолеете ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное (например, пойти в школу в выходной день)?
  3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию - на учебе или в быту, в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны, с максимальной объективностью?
  4. Если Вам прописана диета, сможете ли преодолеть все кулинарные соблазны?
  5. Найдете ли Вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вечером?
  6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
  7. Быстро ли Вы отвечаете на письма?
  8. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение стоматолога, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и последний момент не изменить своего намерения?
  9. Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство, которое Вам настойчиво рекомендуют врачи?
  10. Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, даже если выполнение его принесет Вам немало хлопот?
  11. Без колебаний ли Вы отправляетесь в путешествие в незнакомый город?
  12. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
  13. Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?
  14. Отвлечет ли Вас очень интересная телепередача от выполнения срочной работы?
  15. Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не казались Вам слова противной стороны?

 

Бланк опросника

Таблица 1.

Варианты ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Да

                             

Нет

                             

Не знаю

                             

 

Тест был проведен среди учащихся 8-ого класса, чтобы узнать, насколько развита воля у подростков в возрасте 14-15 лет.

Учащимся предлагается с помощью теста изучить степень развития силы воли (раздать листы с тестом).

Инструкция: ответьте на данные вопросы с максимальной объективностью. Необходимо выбрать и отметить в таблице знаком + или – один из трех ответов 1-да; 2 – не знаю; 3 – нет.

Обработка результатов: ответ «да» оценивается в 2 балла; «не знаю» - 1 балл; «нет» - 0 ; затем суммируются полученные баллы.

Общее количество опрошенных учащихся - 48 человек.

Покажем процентное соотношение ответов и развитость воли:

Ответов от 0 до 12 очков - 1 человека = 20%

От 13 до 21 - 3 человека = 60%

От 22 до 30 - 1 человек = 20%

Диаграмма 1.

ВЫВОД:

Если вы набрали:

0 - 12 баллов. С  силой воли дела обстоят у  Вас неважно. Вы просто делаете  то, что легче и интереснее, даже  если это может повредить Вам. К обязанностям нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной неприятностей для Вас. Ваша позиция выражается примерно так: "Что мне, больше всех нужно?" Любую просьбу, любую обязанность Вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом этой оценки, может быть это поможет Вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что переделать в своем характере. Если удастся - то от этого Вы только выиграете.

13 - 21 балл. Сила  воли у Вас средняя. Если  столкнетесь с препятствием, то  начнете действовать, чтобы преодолеть  его. Но если увидите обходной  путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное  Вами слово сдержите. Неприятную  работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего - тренируйте волю;

22 - 30 баллов. С  силой воли у Вас все в порядке. На вас можно положиться - вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли - это хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта. Если вы набрали от 0 до 12 очков, то с силой воли у вас неблагополучно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, к обязанностям относитесь спустя рукава, и это является причиной самых разных неприятностей. [15. С. 112-119.]

Исходя, из опросов  и полученной диаграммы можно сказать, что большинству опрошенных подростков присуща средняя воля, ребят с сильной волей и твердостью и ребят, у которых воля очень слабая одинаковое количество.

Воля благотворно отражается на учебе, т.к. ребята могут самостоятельно делать домашнюю работу, творческие задания, делать выводы и принимать решения, что способствует повышению их интеллектуального уровня и развитию личности, положительно влияет на их будущее.

 

Исследование  объема памяти

Одной из основных характеристик памяти является ее объем. Именно это качество памяти мы решили исследовать у детей младшего школьного возраста.

В процессе памяти существенную роль играет кратковременное запоминание, т.е. сохранение на короткий срок следов предъявленного материала

Исследование проводилось  в несколько этапов; на базе 2-ого  класса. Участие принимали 6 человек.

1 Этап.

На  этом этапе мы определяем непосредственный объем памяти.

Опыт производится на цифровом материале. Читать материал надо громко, отчетливо и однотонно, не выделяя  отдельных элементов с интервалами  между ними в 1 сек.

Пример  цифрового материала : 8; 35; 1; 16; 30; 5; 81; 12; 25; 7.

Инструкция: «Слушайте меня внимательно! Я назову вам несколько цифр. Когда я кончу, по моей команде «пишите», вы напишите их на листочках в том же порядке, как я их называла. Внимание! Начинаем!»

Оценка  результатов                      

10 получают дети  в возрасте от 6 до 9 лет, если  объем их кратковременной памяти составляет 7-8 единиц.

В 8 баллов оценивается  объем кратковременной памяти ребенка  в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам.

4 балла получает 6-9-летний ребенок, имеющий объем кратковременной памяти, составляющий 3-4 единицы.

2 балла ставится ребенку 6-9-летнего возраста в том случае, если его объем кратковременной памяти составляет 1-2 единицы.

В 0 баллов оценивается  память 6-9-летнего ребенка, имеющая показатель, равный нулю.

Наше исследование дало следующие результаты

Таблица 2.

 

7-8 единиц

5-6 единиц

3-4 единицы

1-2 единицы

0

Количество  детей

1 чел.

3 чел.

2 чел.

-

-


 

Таким образом, 10 баллов получили 1 человек; 8 баллов – 3 человек; 4 балла – 2 человека; 2 и менее баллов никто не получил.

Диаграмма 1.

Из диаграммы 1 видно, что детей, имеющих хорошо развитую по объему кратковременную память, получившие 10 баллов гораздо меньше, чем детей со среднеразвитой кратковременной памятью. Радует факт, что детей с плохими результатами не оказалось.

2.Этап

Зависимость объема памяти от степени осмысленности  материала.

Это исследование проводилось не со всеми ребятами. В нем приняли участие также 6 человек (случайная выборка), обработка результатов имеет достаточно длительный процесс.

Методика включает два опыта, которые строятся по одинаковой схеме и отличаются друг от друга только характером предъявляемого для запоминания материала; в первом опыте предъявляются не связанные между собой слова; во втором опыте - связанные между собой слова.

Процедура опытов. Испытуемому в первом опыте последовательно предъявляются 4, 6 и 8 слов с предложением воспроизвести их в том же порядке. Весь экспериментальный материал заготавливается заранее.

Не следует  предлагать как трудные слова, так  и очень различные по количеству содержащихся букв, а также и редко  употребляемые слова. Лучше всего  предъявлять слова из 4-5 букв. Интервалы между предъявлениями рядов из 4, 6 и 8 слов – 2-3 мин, а между опытами - 10 мин.

Воспроизведенные  испытуемым элементы рядов экспериментатор  фиксирует в протоколах не наименованиями элементов, а порядковыми номерами их воспроизведения. Так, например, если были предъявлены слова: стол, крот, рука, диван, а испытуемый воспроизвел: крот, стол, рука, диван, то в протоколе это должно быть записано, как в табл. 1.

Таблица 3.

Предъявлено

Стол

Крот

Рука

Диван

Примечание

№ предъявлений

1

2

3

4

 

воспроизведено

2

1

3

4

 

 

Первый  опыт включил следующие слова:

Стул, нога, ваза, муха

Ухо, нота, круг, шкаф, болт, тигр

Вата, сумка, сок, мел, кот, окно, лист, друг.

Результаты  исследования приведены в Таблице 4.

Таблица 4.

1-ый ряд

Ф.И.О.

Стул 

Нога 

Ваза

Муха 

Катя А

1

2

4

3

Жена В.

2

3

4

1

Лена К.

1

2

3

4

Саша К.

1

2

3

4

Вера Л.

2

1

3

4

Вова Л.

1

2

3

4


 

2-ой ряд

Ф.И.О.

Ухо

Нота 

Круг 

Шкаф 

Болт 

Тигр 

Катя А

1

2

3

6

4

5

Жена В.

1

-

4

6

2

5

Лена К.

1

2

3

4

5

6

Саша К.

1

2

4

-

5

6

Вера Л.

2

3

1

4

5

6

Вова Л.

1

2

4

3

5

6

Информация о работе Отчет по практике в детском доме