Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:47, отчет по практике
Мероприятия и исследования, которые проводились в ходе практики в детском доме.
1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; 2)развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.; 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками; 4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, учителям.
Основные задачи психологической службы детского дома:
1) реализация
в работе с детьми
Работает психолог с детьми, учителями, администрацией образовательного учреждения, органами опеки и милиции и пр. При этом главное, что в центре всей работы психолога находятся интересы ребенка как формирующейся личности.
Основной деятельностью
психолога является психодиагностика
– выявление особенностей психического
развития ребенка, сформированности определенных
психологических
Психологическая служба предполагает работу практического психолога непосредственно в детском доме. Это позволяет психологу более основательно вникнуть в воспитательную ситуацию. Он имеет возможность сочетать изучение личности и поведения ребенка в реальных жизненных условиях с углубленным анализом его индивидуальных особенностей. Анализируя «систему всех влияний» на ребенка, психолог получает оценку результативности своей деятельности.
Далее я приведу некоторые методики, использованные мною при прохождении производственной практики.
Диагностика воли
Существует множество методик исследования воли и волевых качеств личности. Нами был использован тест на оценку силы воли.
Тест. Какая у тебя сила воли.
Бланк опросника
Таблица 1.
Варианты ответов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Да |
|||||||||||||||
Нет |
|||||||||||||||
Не знаю |
Тест был проведен среди учащихся 8-ого класса, чтобы узнать, насколько развита воля у подростков в возрасте 14-15 лет.
Учащимся предлагается с помощью теста изучить степень развития силы воли (раздать листы с тестом).
Инструкция: ответьте на данные вопросы с максимальной объективностью. Необходимо выбрать и отметить в таблице знаком + или – один из трех ответов 1-да; 2 – не знаю; 3 – нет.
Обработка результатов: ответ «да» оценивается в 2 балла; «не знаю» - 1 балл; «нет» - 0 ; затем суммируются полученные баллы.
Общее количество опрошенных учащихся - 48 человек.
Покажем процентное
соотношение ответов и
Ответов от 0 до 12 очков - 1 человека = 20%
От 13 до 21 - 3 человека = 60%
От 22 до 30 - 1 человек = 20%
Диаграмма 1.
ВЫВОД:
Если вы набрали:
0 - 12 баллов. С
силой воли дела обстоят у
Вас неважно. Вы просто
13 - 21 балл. Сила
воли у Вас средняя. Если
столкнетесь с препятствием, то
начнете действовать, чтобы
22 - 30 баллов. С силой воли у Вас все в порядке. На вас можно положиться - вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли - это хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта. Если вы набрали от 0 до 12 очков, то с силой воли у вас неблагополучно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, к обязанностям относитесь спустя рукава, и это является причиной самых разных неприятностей. [15. С. 112-119.]
Исходя, из опросов и полученной диаграммы можно сказать, что большинству опрошенных подростков присуща средняя воля, ребят с сильной волей и твердостью и ребят, у которых воля очень слабая одинаковое количество.
Воля благотворно отражается на учебе, т.к. ребята могут самостоятельно делать домашнюю работу, творческие задания, делать выводы и принимать решения, что способствует повышению их интеллектуального уровня и развитию личности, положительно влияет на их будущее.
Исследование объема памяти
Одной из основных характеристик памяти является ее объем. Именно это качество памяти мы решили исследовать у детей младшего школьного возраста.
В процессе памяти существенную роль играет кратковременное запоминание, т.е. сохранение на короткий срок следов предъявленного материала
Исследование проводилось в несколько этапов; на базе 2-ого класса. Участие принимали 6 человек.
1 Этап.
На этом этапе мы определяем непосредственный объем памяти.
Опыт производится на цифровом
материале. Читать материал надо громко,
отчетливо и однотонно, не выделяя
отдельных элементов с
Пример цифрового материала : 8; 35; 1; 16; 30; 5; 81; 12; 25; 7.
Инструкция: «Слушайте меня внимательно! Я назову вам несколько цифр. Когда я кончу, по моей команде «пишите», вы напишите их на листочках в том же порядке, как я их называла. Внимание! Начинаем!»
Оценка
результатов
10 получают дети в возрасте от 6 до 9 лет, если объем их кратковременной памяти составляет 7-8 единиц.
В 8 баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам.
4 балла получает 6-9-летний ребенок, имеющий объем кратковременной памяти, составляющий 3-4 единицы.
2 балла ставится ребенку 6-9-летнего возраста в том случае, если его объем кратковременной памяти составляет 1-2 единицы.
В 0 баллов оценивается память 6-9-летнего ребенка, имеющая показатель, равный нулю.
Наше исследование дало следующие результаты
Таблица 2.
7-8 единиц |
5-6 единиц |
3-4 единицы |
1-2 единицы |
0 | |
Количество детей |
1 чел. |
3 чел. |
2 чел. |
- |
- |
Таким образом, 10 баллов получили 1 человек; 8 баллов – 3 человек; 4 балла – 2 человека; 2 и менее баллов никто не получил.
Диаграмма 1.
Из диаграммы 1 видно, что детей, имеющих хорошо развитую по объему кратковременную память, получившие 10 баллов гораздо меньше, чем детей со среднеразвитой кратковременной памятью. Радует факт, что детей с плохими результатами не оказалось.
2.Этап
Зависимость объема памяти от степени осмысленности материала.
Это исследование проводилось не со всеми ребятами. В нем приняли участие также 6 человек (случайная выборка), обработка результатов имеет достаточно длительный процесс.
Методика включает два опыта, которые строятся по одинаковой схеме и отличаются друг от друга только характером предъявляемого для запоминания материала; в первом опыте предъявляются не связанные между собой слова; во втором опыте - связанные между собой слова.
Процедура опытов. Испытуемому в первом опыте последовательно предъявляются 4, 6 и 8 слов с предложением воспроизвести их в том же порядке. Весь экспериментальный материал заготавливается заранее.
Не следует предлагать как трудные слова, так и очень различные по количеству содержащихся букв, а также и редко употребляемые слова. Лучше всего предъявлять слова из 4-5 букв. Интервалы между предъявлениями рядов из 4, 6 и 8 слов – 2-3 мин, а между опытами - 10 мин.
Воспроизведенные испытуемым элементы рядов экспериментатор фиксирует в протоколах не наименованиями элементов, а порядковыми номерами их воспроизведения. Так, например, если были предъявлены слова: стол, крот, рука, диван, а испытуемый воспроизвел: крот, стол, рука, диван, то в протоколе это должно быть записано, как в табл. 1.
Таблица 3.
Предъявлено |
Стол |
Крот |
Рука |
Диван |
Примечание |
№ предъявлений |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
воспроизведено |
2 |
1 |
3 |
4 |
Первый опыт включил следующие слова:
Стул, нога, ваза, муха
Ухо, нота, круг, шкаф, болт, тигр
Вата, сумка, сок, мел, кот, окно, лист, друг.
Результаты исследования приведены в Таблице 4.
Таблица 4.
1-ый ряд
Ф.И.О. |
Стул |
Нога |
Ваза |
Муха |
Катя А |
1 |
2 |
4 |
3 |
Жена В. |
2 |
3 |
4 |
1 |
Лена К. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Саша К. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Вера Л. |
2 |
1 |
3 |
4 |
Вова Л. |
1 |
2 |
3 |
4 |
2-ой ряд
Ф.И.О. |
Ухо |
Нота |
Круг |
Шкаф |
Болт |
Тигр |
Катя А |
1 |
2 |
3 |
6 |
4 |
5 |
Жена В. |
1 |
- |
4 |
6 |
2 |
5 |
Лена К. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Саша К. |
1 |
2 |
4 |
- |
5 |
6 |
Вера Л. |
2 |
3 |
1 |
4 |
5 |
6 |
Вова Л. |
1 |
2 |
4 |
3 |
5 |
6 |