Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 14:06, отчет по практике
Цель исследования: определить особенности базовых убеждений личности студентов техникума.
Гипотеза исследования: базовые убеждения личности являются отражением психологической безопасности образовательной среды учебного учреждения - ведущего компонента, влияющего на психическое здоровье субъектов учебно-воспитательного процесса.
В процессе исследовательской работы со студентами группы №12 было установлено следующее:
Наглядно данные результаты представлены на рисунке 5.
Рисунок 5. Уровень базового убеждения студентов группы №12 о благосклонности окружающего мира.
2. Анализ результатов убеждений
в осмысленности мира у
Из результатов диагностики можно сделать вывод, что прерогатива студенческого возраста не принимать как само собой разумеющееся, что в жизни есть смысл, но осмеливаться задумываться над этим. В целом данная группа студентов показала в большинстве своем смысложизненные ориентации.
Наглядно данные результаты представлены на рисунке 6.
Рисунок 6. Уровень базового убеждения студентов группы 12 в осмысленности мира.
3. Анализ результатов убеждений в собственной ценности, способности управлять событиями, везении у студентов группы 12 показал, что 90 % студентов (9 человек) считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Прослеживается внутренний контроль над процессом — настоящее "планируется мною", "идет от меня", "зависит лично от меня", "зависит от моих усилий и способностей".
В тоже время стоит обратить внимание на низкие баллы у Юркова - 2,92. По результатам ответов данного студента можно сделать вывод о низком уровне субъективного контроля: доминирование внешнего контроля над внутренним - настоящее "планируется другими", "зависит от случая", "идет извне", "не поддается моему контролю". Студент не видит связи между своими действиями и значимыми для него событиями его жизни, не считает себя способными контролировать их развитие и полагает, что большинство их является результатом случая или действий других людей.
Наглядно данные результаты представлены на рисунке 7.
Рисунок 7. Уровень базового убеждения студентов группы 12 в собственной ценности, способности управлять событиями, везении.
Но следует обратить внимание на студентов Юркова и Алину М. Не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей. Приписывают свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей. Склонны приписывать ответственность за неудачи другим людям или считать их результатом невезения. Низкий уровень представлений об осмысленности мира и ценности собственного "Я" у Юркова связанными между собой. Прослеживаются душевные переживания некоторой "чуждости".
Наглядно сводные результаты по исследованию особенностей базовых убеждений студентов группы 12 представлены на рисунке 8.
Рисунок 8. Сводные результаты исследования особенностей базовых убеждений личности студентов группы 12
Результаты диагностики позволяют сделать вывод о том, что данный возраст относится к фазе индивидуализации, в рамках которой человеку свойственно обособляться от оценок окружающих, становиться ответственным за свое поведение и собственную личность.
Сравнительный анализ среднего балла оценки базовых убеждений студентов группы №11 и группы № 12 наглядно представлен в таблице 7 и на рисунке 9.
Таблица 7 Средний бал оценки базовых убеждений студентами группы №11 и группы № 12
№11 |
№12 | |
Благосклонность окружающего мира |
3,56 |
4,24 |
Общее отношение к осмысленности мира |
3,58 |
3,66 |
Собственная ценность, способность управлять событиями, везение |
3,87 |
4,05 |
Рисунок 9. Сравнительный анализ оценки базовых убеждений студентов группы №11 и группы № 12 .
Среднестатистические показатели базовых убеждений двух групп студентов позволяет сделать вывод о том, что в целом образовательная среда учебных заведений не является психологически травматичной для них. В целом по группам наблюдается норма показателей по всем шкалам выше 3,5 баллов. Данные результаты говорят в целом об оптимистичном отношении студентов к миру, окружающим людям и себе самому, что способствует большей психологической стабильности и успешности в повседневной жизни. Но следует заметить, что уровень базовых убеждений у студентов вузов более высок, что говорит о развитии смыслообразующих мотивов личности, способности адекватно оценивать мир и свои возможности, высоком уровне самооценки и самоконтроле у студентов данной группы.
В тоже время не стоит забывать и о полученных индивидуальных результатах студентов как группы №11, так и группы №12, нуждающихся в более детальном исследовании психического состояния на момент душевных травм, низкой самооценки и психолого-педагогическом сопровождении.
Заключение
Анализируя различные подходы к вопросу об образовательной среде, мы выяснили, что термин "образовательная среда" выступает как основное родовое (Ясвин В.Я.) для таких понятий, как школьная, семейная и пр… Выделяются также такие среды, как эмоциональная, окружающая, культурная, социально-культурная, этническая и т.д. Говоря об образовательной среде в школьной практике, мы чаще всего имеем в виду конкретную среду учебного заведения. Так как образовательная среда составляет совокупность материальных факторов; пространственно-предметных факторов; социальных компонентов; межличностных отношений. Все данные факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды, но и люди организовывают, создают образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие.
Социальный компонент образовательной среды содержательно относится к такой характеристике, как "школьная среда" (Ковалев Г.А.). Целый ряд терминов имеет непосредственное отношение к содержанию социального компонента образовательной среды: психологический климат, психологический настрой, социально-психологическая обстановка, "дух" школы. Социальный компонент образовательной среды связан с особенностями социальной организации среды (макроусловия), с возрастными, половыми, этническими особенностями (микроусловия). Но это и характер общения субъектов образовательной среды.
Можно выделить такие характеристики образовательной среды, как активность-пассивность, свобода-зависимость. Данные характеристики создают атмосферу творческой образовательной среды, которая способствует свободному развитию активного ребенка (Я. Корчак).
В психологическом отношении развивающее образование должно обеспечить формирование и у ученика, и у учителя способности быть субъектом своего развития. (Лебедева В.П.).
Т.е. мы можем говорить об удовлетворении всего иерархического комплекса потребностей личности. В психологии существуют различные подходы к типологии потребностей, которые мотивируют деятельность человека. Это, конечно же, группа потребностей по А. Маслоу: физиологические потребности, потребность в безопасности, любви, уважении, потребность в самоактуализации. По Маслоу процесс самоактуализации - это процесс постоянного саморазвития и практической реализации возможностей. И эти возможности развития обеспечивает образовательная среда. Еще А.С.Макаренко отмечал, что "воспитывает не только сам воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом".
Итак, вопрос об образовательной среде, ее создании, компонентах, характеристиках очень актуален на данном этапе развития образовательных учреждений.
Нами было проведено исследование особенностей базовых убеждений студентов двух групп. Результаты исследования позволили наглядно увидеть всю картину субъективного отношения к миру, справедливости, самоценности, самоконтролю, собственной удачливости каждого диагностированного студента. Позволили определить необходимость оказания психолого-педагогической помощи отдельным студентам.
Среднестатистические показатели базовых убеждений двух групп студентов позволяет сделать вывод о том, что в целом образовательная среда учебных заведений не является психологически травматичной для них. В целом по группам наблюдается норма показателей по всем шкалам выше 3,5 баллов. Данные результаты говорят в целом об оптимистичном отношении студентов к миру, окружающим людям и себе самому, что способствует большей психологической стабильности и успешности в повседневной жизни. Но следует заметить, что уровень базовых убеждений у студентов вузов более высок, что говорит о развитии смыслообразующих мотивов личности, способности адекватно оценивать мир и свои возможности, высоком уровне самооценки и самоконтроле у студентов данной группы.
В тоже время не стоит забывать и о полученных индивидуальных результатах студентов как группы 11, так и группы №12, нуждающихся в более детальном исследовании психического состояния на момент душевных травм, низкой самооценки и психолого-педагогическом сопровождении.
Приложение 1
Шкала базовых убеждений (ШБУ), методика Ронни Янов-Бульмана /перевод и адаптация О. Кравцовой.
Бланк методики
Инструкция: Отметьте, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений.
СН – совершенно не согласен; НС – не согласен; СкН- скорее не согласен; СкС- скорее согласен; С – согласен; ПС- полностью согласен
№ |
утверждение |
СН |
НС |
СкН |
СкС |
С |
ПС |
1 |
Неудача с меньшей вероятность постигает достойных, хороших людей |
|
|
|
|
|
|
2 |
Люди по природе своей недружелюбны и злы |
|
|
|
|
|
|
3 |
Кого в этой жизни постигнет несчастье – дело случая |
|
|
|
|
|
|
4 |
Человек по натуре добр |
|
|
|
|
|
|
5 |
В этом мире гораздо чаще происходит что-то хорошее, нежели плохое |
|
|
|
|
|
|
6 |
Течение нашей жизни во многом определяется случаем |
|
|
|
|
|
|
7 |
Как правило, люди имеют то, что заслуживают |
|
|
|
|
|
|
8 |
Я часто думаю, что во мне нет ничего хорошего |
|
|
|
|
|
|
9 |
В мире больше добра, чем зла |
|
|
|
|
|
|
10 |
Я вполне везучий человек |
|
|
|
|
|
|
11 |
Несчастье случается с людьми из-за ошибок, которые они совершили |
|
|
|
|
|
|
12 |
В глубине души людей не очень волнует, что происходит с другими |
|
|
|
|
|
|
13 |
Обычно я поступаю таким образом, чтобы увеличить вероятность благоприятного для меня исхода дела |
|
|
|
|
|
|
14 |
Если человек хороший, к нему придут счастье и удача |
|
|
|
|
|
|
15 |
Жизнь слишком полна неопределенности – многое зависит от случая |
|
|
|
|
|
|
16 |
Если задуматься, то мне очень часто везет |
|
|
|
|
|
|
17 |
Я почти всегда прикладываю усилия, чтобы предотвратить несчастья, которые могут случиться со мной |
|
|
|
|
|
|
18 |
Я о себе невысокого мнения |
|
|
|
|
|
|
19 |
В большинстве случаев хорошие люди получают то, что заслуживают в жизни |
|
|
|
|
|
|
20 |
Собственными поступками мы можем предотвращать несчастья |
|
|
|
|
|
|
21 |
Оглядываясь на свою жизнь, я понимаю, что случай был ко мне благосклонен |
|
|
|
|
|
|
22 |
Если принимать меры предосторожности, можно избежать несчастий |
|
|
|
|
|
|
23 |
Я предпринимаю действия, чтобы защитить себя от несчастий |
|
|
|
|
|
|
24 |
В общем-то, жизнь – это лотерея |
|
|
|
|
|
|
25 |
Мир прекрасен |
|
|
|
|
|
|
26 |
Люде в большинстве своем добры и готовы прийти на помощь |
|
|
|
|
|
|
27 |
Я обычно выбираю такую стратегию поведения, которая принесет мне максимальный выигрыш |
|
|
|
|
|
|
28 |
Я очень доволен тем, какой я человек |
|
|
|
|
|
|
29 |
Если случаются несчастья, то обычно это потому, что люди не предприняли необходимых мер защиты |
|
|
|
|
|
|
30 |
Если посмотреть внимательно, то увидишь, что мир полон добра |
|
|
|
|
|
|
31 |
У меня есть причины стыдиться своего характера |
|
|
|
|
|
|
32 |
Я удачливее, чем большинство людей |
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов. К каждой из 8 шкал относится 4 утверждения (см. ключ). Значение по каждой из шкал определяется средним арифметическим баллом по соответствующим утверждениям. Для прямых утверждений это баллы, отмеченные респондентом, а для обратных (помеченных в "ключе" знаком минус) – реверсивные значения (противоположные отмеченны относительно середины шкалы, т.е. "1" соответствует "6", "2" – "5", "3" – "4" и так далее).
Первичные категории убеждений могут также оцениваться как 3 обобщённых направления отношений:
Общее отношение к благосклонности окружающего мира вычисляется как среднее арифметическое между BW и ВР (благосклонность мира и доброта людей).
Общее отношение к осмысленности мира, т.е. контролируемости и справедливости событий, вычисляется как среднее арифметическое между показателями J (справедливость мира), С (контролируемость мира) и реверсивным R (случайность). Для получения показателя реверсивного R нужно суммировать баллы, обратные отмеченны по R относительно середины шкалы.
Убеждение относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения вычисляется как среднее арифметическое между SW (ценность "Я"), SC (самоконтроль) и L (везение).
Ключ:
BW |
5 |
9 |
25 |
30 |
BP |
-2 |
4 |
-12 |
26 |
J |
1 |
7 |
14 |
19 |
C |
11 |
20 |
22 |
29 |
R |
3 |
6 |
15 |
24 |
SW |
-8 |
-18 |
28 |
-31 |
SC |
13 |
17 |
23 |
27 |
L |
10 |
16 |
21 |
32 |
В норме показатели по всем шкалам выше середины, то есть не менее 3,5 баллов. В норме показатели по всем шкалам в сумме должны быть выше 12 баллов.
Приложение 2
КАК ПОМОГАТЬ ПЕРЕЖИВШИМ ТРАВМУ
Информация о работе Отчет по практике на ГАОУ СПО «Бугульминский машиностроительный техникум»