Оценка и оценивание, педагогические измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 20:32, реферат

Краткое описание

Процедура оценивания в образовании всегда занимала приоритетное место. Долгое время оценивались лишь ЗУНы.
Педагогическую действительность можно измерить и оценить через качество и количество. Качество развивается через описание, количество отождествляется с мерой числом.
Оценить – значит проанализировать качественное состояние объекта, конечный результат какой-то деятельности.
Применение комплексной оценки работы школы началось сравнительно недавно в связи с аттестацией учебных заведений.

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка и оценивание, педагогические измерения, критерии, парамет.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Ключевые понятия темы:

оценка и оценивание, педагогические измерения, критерии, параметры, показатели, педагогическая экспертиза, экспертный метод, экспертное оценивание и его методики, методы коллективной работы экспертов, экспертная оценка, экспертные выводы.

Процедура оценивания в образовании всегда занимала приоритетное место. Долгое время оценивались лишь ЗУНы.

Педагогическую действительность можно измерить и оценить через качество и количество. Качество развивается через описание, количество отождествляется с мерой числом.

Оценить – значит проанализировать качественное состояние объекта, конечный результат какой-то деятельности.

Применение комплексной оценки работы школы началось сравнительно недавно в связи с аттестацией учебных заведений.

В современных научных исследованиях оценивание часто объединяется со словом «измерение». Цель измерения – получить информацию о признаках объектов. Измерение величин упрощает наблюдение.

Метод измерения – определенная система фиксации и регистрации количественных характеристик исследуемого объекта с помощью разнообразных измерительных средств.

(Ученые утверждают, что  ни одна из известных сегодня  систем оценивания ни является  совершенной).

Понятийный аппарат темы

По Большому толковому

словарю совершенного

украинского языка

(К. Ірпінь, 2001)

Критерий –  основание для оценки, мерило.

 

Параметр –  переменная величина, от которой зависит другая переменная величина (критерий, признак, показатель).

 

Показатель -  свидетельство, доказательство, признак чего-либо.

 

*Показатели -  должны демонстрировать наличие стандарта, относительно которого выносится суждение (И. Ширень).

 

 

 

Данные о состоянии, эффективности, качестве системы образования разделяются на три большие группы:

    • элементы с видимыми количественными признаками и измерениями (количество лет обучения; рабочих дней, часов; число решенных в контрольной работе задач; допущенных ошибок и т.д.);
    • элементы с условно количественными характеристиками. Их оценивание имеет относительный характер, поскольку суть качественному признаку (характеристике) приписывают определенное количественное выражение (определение уровня, объема знаний оценкой в определенной шкале баллов; создание рейтинговых списков лучших);
    • собственно качественные элементы, которые не удается выразить количественными параметрами, поэтому оценивается и субъективно и качественно (старательность, воспитанность, гражданская позиция, отношение к чему-либо).

С начала 70х годов 20в. усилился интерес к проблемам эффективности образования и новым моделям управления.

В широком понимании эффективность системы образования определяется степенью достижения поставленных целей.

В научной литературе рассматривают две формы эффективности образования:

  • внешнюю
  • внутреннюю

критерии

  • развитие системы образования на основе усилия материальных и человеческих ресурсов;
  • отчетность;
  • модернизация на основе потребностей рынка труда;
  • создание новых технологий обучения.
  • результативность УВП (в т.ч. результативность воспитательной системе); результативность обеспечения здоровья и физического развития детей; социальный авторитет учебного заведения;
  • уровень организации образовательной деятельности школы; (состояние материально-технической базы, кадровое обеспечение, социальная защита, система управления);
  • дополнительные направления и показатели образовательной деятельности, характерные для определенного учебного заведения.

 

Критерии качества педагогического оценивания (по К. Корсаку)

1. Объективность -

обеспечивается максимальной стандартизацией проведения.

Дополняется объективностью обработки данных и объективностью интеграции результатов.

2. Надежность -

уровень устойчивости результатов, повторяемость их при дополнительных измерениях в стандартных условиях. Определяется с помощью коэффициента надежности. Зависит от объективности метода, параметров средства измерения, стабильности измерительной характеристики.

3. Валидность - 

определяется параметрами средства и процедуры исполнения, свойствами исследуемого признака. Обеспечение валидности – обязательная предпосылка уверенности, что измеряются первичные, а не вторичные признаки. Высокая валидность – соответствующая надежность полученных данных. Более узкие критериальные признаки: валидность содержания, валидность ответственности, валидность прогноза.

4. Точность метода

определят минимальную или систематическую ошибку, с которой можно осуществить измерение данным методом.


 

* Оцениванию предшествует анализ как необъемлемая функция управления, хотя в теории менеджмента выделяется как отдельная функция. Анализ выступает как этап, предшествующий принятию управленческого решения, связанного с оцениванием.

М. Поташник выделяет в анализе следующие операционные действия:

  • Разделение информации на части (оценивать малую информацию легче, чем объемную). Количество частей зависит от объема информации и является производительным.
  • Сравнение как процедура мыслительная очень продуктивно. Сравнивать следует или с целями управления или с идеальным, необходимым, оптимальным, стандартным. Важно сравнивать и с тем, что было раньше, для выявления тенденций.
  • Обобщение во время анализа полезно объединять с выделением главного, существенного. Обобщение предусматривает логический переход от единичного к обществу, к суждению, оценке.
  • Абстрагирование ориентирует на отказ от конкретных фактов и поиск научно обоснованного алгоритма деятельности. Затем информация выстраивается в соответствии с найденным алгоритмом (моделью).
  • Классификация – логическое распределение фактов, явлений, данных по какому-то признаку, существенному для данной группы.
  • Систематизация – осуществляется на основе выделения в объекте общих признаков.

Экспертный метод –  комплекс логических и математических процедур получения информации, способствующих ее анализу, обобщению с целью подготовки и принятия компетентного управленческого решения. 

Практически реализуется в виде экспертиз: индивидуальных и групповых, очных и заочных. Занимает промежуточное место между социологическими и кибернетическими методами.

 

Основные методы,

используемые в педагогических измерениях

(по В.С. Черепанову)

№ п/п

Название экспертного метода, содержания

Области применения в педагогике

1

Индивидуальная экспертная оценка

Изучение личности учащихся, компетенций учителя, анализ урока.

Рецензирование литературы.

Оценка достижений учащихся 

2

Морфологический экспертный метод (в объекте исследования выделяются основные структурные элементы и рассматриваются многочисленные комбинации элементов, взятых в одном из зафиксированных состояний)

Изучение качества подготовки учителя

3

Оценивание (рейтинг) (метод непрямого наблюдения, заключающийся в изучении явлений через непосредственную оценку наблюдателей)

Изучение структуры деятельности и личности педагогов и учащихся

4

Метод самооценки (оценка исследуемых объектов по шкале самооценки своих способностей)

Организация нравственного воспитания учащихся

5

Метод педагогического консилиума (разновидность методов оценивания и самооценивания, предусматривающих коллективное обсуждение результатов исследований)

Диагностика учебных достижений учащихся

6

Метод групповых экспертных оценок (коллективная экспертная оценка методом Дельфи)

Подведение итогов экспертизы


По основным параметрам деятельности выделяются оценки (А.В. Филиппов):

  • комплексная –

адресуется деятельности в целом, наиболее сложный вид оценки;

  • локальная –

касается какой-либо одной функции или части;

  • экспрессивная –

касается текущей, недостатком таких оценок является возможное влияние на них категоричные суждения и пристрастные высказывания.


 

Уровни оценивания:

  • первый –

низкий по квалификационному уровню («упражнения дилетантов») – педагогическое явление предлагается оценить специалистам, не имеющим высокой квалификации;

  • второй –

средний («мозговой штурм») – явление оценивается педагогами высокой квалификации, не исполнявших функций управления;

  • третий –

высокий – осуществляется экспертами.


 

О. Бондар

Оценивание как функция управления


Информация о работе Оценка и оценивание, педагогические измерения