Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:29, практическая работа

Краткое описание

Цель: экспресс диагностика эмоционального состояния испытуемого.
Описание: для проведения данной методики необходимо наличие трех карточек 7х7 красного, зеленого и синего цветов.

Вложенные файлы: 1 файл

диагностика ЭВС.docx

— 65.27 Кб (Скачать файл)

Оценка эмоционального состояния  по типу сдвига цветовой чувствительности.

Цель: экспресс диагностика эмоционального состояния испытуемого.

Описание: для проведения данной методики необходимо наличие трех карточек 7х7 красного, зеленого и синего цветов.

Процедура проведения: испытуемому предлагаются все три карточки. Ему необходимо выбрать из 3 наиболее понравившуюся карточку, после осуществления выбора карточка откладывается. Затем из 2 оставшихся испытуемый выбирает наиболее привлекательную для него карточку. Так повторяется три раза подряд, это необходимо для определения общей тенденции.

Инструкция: посмотри на эти карточки и выбери ту карточку цвет, который тебе сей час нравится больше (убираем выбранную карточку), а теперь какая тебе больше нравится? Процедура повторяется три раза.

Обработка результатов: при обработке оценивается последовательность сочетания цветов, указанная испытуемым дважды (общая тенденция).

 

Соответствие  эмоциональных состояний типу цветовой чувствительности.

К – С – З

К – З – С                    Положительное эмоциональное состояние.

 

З – К – С

З – С – К                    Нейтральное эмоциональное состояние.

 

С – З – К

С – К – З                    Отрицательное эмоциональное состояние.

 

Выборы

Эмоциональное состояние

Характеристика

К – С – З

Активные аффекты. Состояние аффективного возбуждения (АВ)

Диапазон изменений от переживания  чувства нетерпения, возмущения, до состояния гнева, ярости

К – З – С

Состояние функционального возбуждения (ФВ)

Эмоции, связанные с удовлетворением  потребностей. Диапазон – от переживания  чувства удовлетворения до восторга, ликования. Доминирование положительных  эмоций.

З – К – С

Состояние функционального расслабления (ФР)

Отсутствие выраженных переживаний. Оценивается человеком как спокойное  состояние, самое оптимальное для  реализации человеческих отношений, контактов, различных видов деятельности, где  не требуется напряжение.

З – С – К

Состояние функциональной напряженности, настороженности (ФН)

Ориентировочные реакции характеризуются  повышением внимания, активностью, встречаются  в тех случаях, где требуется  проявление подобных качеств. Оптимальный  вариант состояния функциональной системы.

С – З – К

Состояние функционального торможения (ФТ)

Неудовлетворение потребностей (печаль, тоскливость, напряженность), от состояния  грусти до подавленности, от озабоченности  до тревоги. Полярно ФВ. Доминирование  отрицательных эмоций. Перенапряжение всех систем организма.

С – К – З

Состояние аффективного торможения.

Встречается в клинике глубоких эндогенных депрессий. Диапазон – от состояния растерянности психологического дискомфорта, до страха. Полярно АВ. Доминирование сильных отрицательных эмоций.


 

 

 

 

 

 

Бланк ответов

 

Ф.И.О.___________________________________    

Возраст_________________

Дата  проведения_______________________

 

 

 

№ пробы

Порядок выбора

1.

 

2.

 

3.

 


 

 

 

Самооценка психического состояния:

 Самочувствие, Активность, Настроение (САН).

 

Цель: оперативная оценка САН

Описание: Опросник, который состоит из 30 пар противоположных характеристик. По содержанию эти характеристики входят в 3 группы: самочувствие, активность, настроение. По 10 пар в каждой шкале. Выраженность каждой полярности может быть представлена в баллах от -3 до 3.

Процедура проведения: Испытуемый должен оценить в баллах каждую из предлагаемых характеристик своего состояния.

Инструкция: “Выразите количеством баллов от -3 до 3 свое состояние, имея ввиду, что баллы 2, 3, и -2, -3 более близки к предлагаемым оценкам, а 0, 1 и -1 менее. При этом баллы 3, 2 соответствуют оценкам левого столбца, а -2, -3 – правого”.

Обработка результатов: По каждой группе подсчитывается средний балл. Для этого суммируются баллы по каждой группе и делятся на 10.

Шкала самочувствие: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Шкала настроение: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30

Шкала активность (с противоположным знаком): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21. 22, 27, 28

минимальное значение -3

среднее значение 0

максимальное  значение +3

Оценки превышающие 0 баллов говорят о благоприятном состоянии, чем ближе к 3, тем выше характеристика. Чем ближе к -3, тем менее благоприятное состояние. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны оценки не только его отдельных показателей, но и их соотношение. Так, у отдохнувшего человека оценки САН примерно равны, а по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения Самочувствия и Активности, по сравнению с Настроением.

 

 

 

              

 

 

                                                Бланк ответов

Ф.И.О.___________________________________. 

Возраст_________________

Дата  проведения_______________________

 

Инструкция: Вам необходимо, прочитав каждую пару противоположных характеристик оценить свое состояние по шкале от 3 до -3 в зависимости от степени выраженности этого состояния в данный момент. Выбранный Вами  вариант отметьте в бланке.

 

1. Самочувствие хорошее          3 2 1 0 1 2 3         Самочувствие  плохое

2. Чувствую  себя сильным        3 2 1 0 1 2 3         Чувствую себя слабым

3. Пассивный                              3 2 1 0 1 2 3         Активный

4. Малоподвижный                    3 2 1 0 1 2 3         Подвижный

5. Веселый                                   3 2 1 0 1 2 3         Грустный

6. Хорошее  настроение              3 2 1 0 1 2 3         Плохое  настроение

7. Работоспособный                   3 2 1 0 1 2 3         Разбитый

8. Полный сил                             3 2 1 0 1 2 3        Обессиленный

9. Медлительный                        3 2 1 0 1 2 3         Быстрый

10. Бездеятельный                      3 2 1 0 1 2 3         Деятельный

11. Счастливый                           3 2 1 0 1 2 3         Несчастный

12.Жизнерадостный                   3 2 1 0 1 2 3         Мрачный

13. Напряженный                       3 2 1 0 1 2 3         Расслабленный

14. Здоровый                               3 2 1 0 1 2 3         Больной

15. Безучастный                          3 2 1 0 1 2 3         Увлеченный

16. Равнодушный                        3 2 1 0 1 2 3         Взволнованный

17. Восторженный                      3 2 1 0 1 2 3         Унылый

18. Радостный                             3 2 1 0 1 2 3          Печальный

19. Отдохнувший                        3 2 1 0 1 2 3          Усталый

20. Свежий                                  3 2 1 0 1 2 3          Изнуренный

21. Сонливый                               3 2 1 0 1 2 3          Возбужденный

22. Желание  отдохнуть               3 2 1 0 1 2 3          Желание работать

23. Спокойный                            3 2 1 0 1 2 3          Озабоченный

24. Оптимистический                 3 2 1 0 1 2 3          Пессимистичный

25. Выносливый                          3 2 1 0 1 2 3          Утомляемый

26. Бодрый                                   3 2 1 0 1 2 3          Вялый

27. Соображать  трудно               3 2 1 0 1 2 3          Соображать легко

28. Рассеянный                            3 2 1 0 1 2 3          Внимательный

29. Полный надежд                     3 2 1 0 1 2 3          Разочарованный

30. Довольный                             3 2 1 0 1 2 3          Недовольный

 

 

 

 

Методика “Несуществующее животное”

Цель: диагностика личностных особенностей.

Описание: методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной. Методика используется при обследовании детей и взрослых в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпритируются символично.

Процедура проведения: Предлагается лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка.

Инструкция: "Придумайте и нарисуйте животное, которое не существует, его не существовало раньше ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных играх и назови несуществующим названием".

Психолог отмечает все реакции:

- вербальные;

- невербальные;

- стирания и к чему они  приводят;

- порядок рисования объектов, наличие  пауз.

По окончанию рисования ему  предлагают придумать название и  ответить на вопросы: (уточнение рисунка, беседа: где живет, с кем, чем питается, какое оно по характеру, настроение у него, что любит, а что нет, есть ли друзья, враги, как с ними борется, чего боится).

Представь себе, что оно встретило  волшебника, который может исполнить  три желания и что оно загадает.

Анализ данных проводится путем  интерпритации рисунка и особенности рассказа.

Признаки агрессии на рисунке:

- острые импульсивные линии,  сильный нажим;

- общий характер агрессивный,  нападающий;

- наличие агрессивных приспособлений (когти, шипы, иглы, пластины и  т.д.)

- вербальная агрессия (жало, пасть,  зубы, изрыгает огонь)

Иногда животное снабжено агрессивными приспособлениями, но характер использования  будет указывать не на агрессию, а на страх агрессии. Распознать это поможет интерпритация беседы. Если ребенок говорит, что это нужно чтобы защищаться, обороны и т.д., то можно говорить о страхе агрессии.

Признаки агрессии в рассказе:

- злой характер;

- питается животными, людьми;

- очевидные указания на агрессию (рушить, ломать, убивает, поедает), причем, если признаки агрессии не  наблюдаются в поведении, а  в рисунке, рассказе они не  выявлены – это агрессия подавляемая;

- удаленное место жительства;

- одиночество животного.

Интерпретация.

Общие замечания.

Метод интерпретации рисуночных тестов, в том числе и «Рисунка несуществующего  животного построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: "Всякая мысль заканчивается движением").

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в  соответствующих группах мышц суммируется  определенное напряжение энергии, необходимой  для осуществления ответного  движения (на представление - мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться.

Тенденция движения имеет направление  в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме  состояния мышц, фиксирует отношение  к пространству, т.е. возникающую  тенденцию.

Пространство, в свою очередь, связано  с эмоциональной окраской переживания  и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также  с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева  от субъекта, связано с прошлым  периодом и бездеятельностью (отсутствием  активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди  и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Положение рисунка на листе.

В норме рисунок расположен по средней  линии вертикально поставленного  листа. Лист бумаги лучше всего взять  белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более  выражено) трактуется как высокая  самооценка, как недовольство своим  положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение  и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части  — обратная тенденция: неуверенность  в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции  к самоутверждению.

Центральная смысловая  часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Информация о работе Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности