Ощущение. Сущность,свойства и виды восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 12:39, контрольная работа

Краткое описание

Психика человека активна и существует как познавательная деятельность, направленная на познание мира, в котором живет человек. Познание как внутреннего мира человека, так и внешнего осуществляется с помощью психических процессов, одним из которых является ощущение.
Ощущения представляют собой осознаваемый психический образ или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, поступающих из внешней или внутренней среды.
Способность к ощущению есть у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения имеются только у тех живых организмов, у которых есть головной мозг с высокоразвитой корой.

Содержание

Понятие «ощущение» …………………………………………………3
Сущность, виды и свойства восприятия ……………………………..7
Тестовое задание……………………………………………………...12
Литература ……………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

котрольнаяпсихология.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Если же диспарантность не превышает определенной величины, возникает восприятие глубины.

Для восприятия глубины  немалое значение имеют мускульно-двигательные ощущения, возникающие при сокращении и расслаблении глазных мышц. Медленное приближение пальца к носу вызывает заметные проприоцептив-ные ощущения как результат напряжения мышц глаза. Эти ощущения идут от мышц, сближающих и разводящих оси глаз, и от мышцы, изменяющей кривизну хрусталика.

При одновременном видении  двумя глазами соответствующие  возбуждения от правого и левого глаза интегрируются в мозговой части зрительного анализатора. Возникает впечатление объемности воспринимаемого предмета.

При удаленности предметов  большое значение в восприятии пространства имеет взаиморасположение светотеней, которое зависит от расположения предметов. Человек подмечает эти особенности и научается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.

Восприятие и наблюдение человека характеризуются как общими закономерностями, так и индивидуальными особенностями. Всем людям свойственны общие проявления психики, благодаря чему происходит отражение основных закономерностей действительности. Наличие общего в отражательной психической деятельности дает возможность людям понимать друг друга, приходить к понятным для всех заключениям, объективно отражать окружающий мир.

Индивидуальные различия в восприятии и наблюдении:

Восприятие и наблюдение человека характеризуются как общими закономерностями, так и индивидуальными  особенностями. Всем людям свойственны общие проявления психики, благодаря чему происходит отражение основных закономерностей действительности. Наличие общего в отражательной психической деятельности дает возможность людям понимать друг друга, приходить к понятным для всех заключениям, объективно отражать окружающий мир.

Воспринимает и наблюдает  конкретный человек. Поэтому в процессе восприятия и наблюдения каждый из нас обнаруживает свои индивидуальные особенности. Это объясняется психическим  складом личности, апперцепцией. Индивидуальные особенности могут зависеть также от различий встроении и функционировании органов чувств. Это определяет остроту зрения, чуткость слуха, тонкость обоняния, вкуса, осязания.

Индивидуальные особенности  придают восприятию каждого человека особую окраску, делают отражение индивидуально-своеобразным. Индивидуальный характер восприятий и наблюдений проявляется в их динамике, точности, глубине, степени их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски.

В человеческой практике и при психологическом изучении особенностей восприятия людей сложились знания о следующих основных типах восприятия и наблюдения: синтетическом, аналитическом, аналитико-синтетическом и эмоциональном.

 

 

3. Утановите соответствие  между основными понятиями и  понятиями, выражающими их признаки, особенности, другие характеристики:

а) деятельность;

б) внимание;

в) ощущение;

г) восприятие;

1) константность;

2) активность;

3) навык;

4) мотив;

5) анализатор;

6) непроизвольность;

7) апперцепция.

 

а) деятельнсть – это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование;

2) активность. Выступает  в соответствии с деятельностью,  как динамическое условие ее  становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения;

3) навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью  освоения и отутствием поэлеметнтарной  сознательной регуляции и контроля;

4) мотив – побуждение  к деятельности;

 

б) внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой;

6) непроизвольность –  это вид внимания, которое возникает  само собой, вызванное действием  сильного, контрастного или нового, неожданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик на разражение;

 

в) ощущение – это отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга;

5) анализатор – нервный  аппарат, осуществляющий функцию  анализа и синтеза раздражителей,  исходящих из внешней и внутренней  среды организма;

 

г) восприятие – это  целостный образ предметов и  явлений, возникающий в результате синтеза ощущений;

1) константность –  это одна из характеристик  восприятия, способствующая мир  воспринимать не только как  организованный, но также как  постоянный и неизменный;

7) аперцепция – это  зависимость восприятия от прошлого  опыта, от общего содержания  психической деятельности еловека и его индивидуальных особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Учебная литература, монографии, статьи

1. Краткий психолоический  словрь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.

2. Островский Э. В., Чернышова Л. И. Психология и педагогика: Учеб. Пособие / Под ред. Э. В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2008.

3. Петрвский А. В., Ярошевский  М. Г. Психология: Учебник для  студентов высших педагогических  учебных заведений. – М.: Академия, 1998.

4. Психология. Учебник  для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.

Электронные ресурсы

1. Компьютерная обучающая программа по дисциплине «Психология и педагогика» / А.Н. Романов, В.С. Торопцов, Д.Б. Григорович, Л.А. Галкина, В.В. Корягин, И.А. Уледова (в процессе регистрации). — URL: http://repository.vzfei.ru.


Информация о работе Ощущение. Сущность,свойства и виды восприятия