Ощущение и восприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 14:26, реферат

Краткое описание

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами.
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 42.07 Кб (Скачать файл)

Нельзя лучше выразить, в чём  заключается сущность художественного  творчества. Даже в портрете художник не фотографирует, не воспроизводит, а  преобразует воспринимаемое. Суть этого преобразования заключается в том, что оно не удаляется, а приближается к действительности, что оно как бы снимает с неё случайные наслоения и внешние покровы. В результате глубже и вернее выявляется её основной рисунок. Продукт такого воображения даёт часто по существу более верную, глубокую, более адекватную картину или образ действительности, чем это в состоянии сделать фотографирующее воспроизведение непосредственно данного.

Образ, внутри преобразованный идеей  художественного произведения так, что во всей своей жизненной реальности он оказывается пластическим выражением определённого идейного содержания, является высшим продуктом творческого  художественного воображения. Мощное творческое воображение узнаётся не столько по тому, что человек может  измышлять, не считаясь с реальными требованиями действительности и идеальными требованиями художественного замысла, а скорее по тому, как он умеет преобразовать действительность повседневного восприятия, обременённую случайными, лишёнными выразительности штрихами, в соответствии с требованиями действительности и художественного замысла. Воображение создаёт в наглядных образах, таких похожих и вместе с тем не похожих на наши потускневшие и стёртые в повседневной обыденности восприятия, чудесно оживший, преображённый и тем не менее как будто более подлинный мир, чем данный нам в повседневном восприятии.

Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлёт от действительности, более  или менее значительное отклонение от неё. Художественное творчество выражается не только в портрете; оно включает и сказку и фантастический рассказ. В сказке, в фантастическом рассказе отклонения от действительности могут быть очень велики. Но и в сказке, и в самом фантастическом рассказе отклонения от действительности должны быть объективно мотивированы замыслом, идеей, которая воплощается в образах. И чем эти отклонения от действительности значительнее, тем объективно мотивированнее должны они быть. Творческое воображение прибегает в художественном произведении к фантастике, к отклонению от некоторых сторон действительности, с тем чтобы придать образную наглядность действительности, основному замыслу или идее, отражающей опосредованно какую-то существенную сторону действительности.

Не менее необходимо воображение  – в других формах – в научном творчестве.

Ещё великий английский химик XVIII в. Дж. Пристли, открывший кислород, утверждал, что действительно великие открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный медлительный и трусливый ум», способны делать лишь учёные, которые «дают полный простор своему воображению». Т. Рибо склонен был даже утверждать, что если мы «подведём итоги количеству воображения, затраченному и воплощённому, с одной стороны - в области художественного творчества, а с другой - в технических и механических изобретениях, то мы найдём, что второй значительно больше первого».

Роль воображения в научном  творчестве очень высоко расценивал и Ленин. Он писал:»… нелепо отрицать роль фантазии и в самой строгой науке». «Напрасно думают, - замечает В.И. в другом месте, - что она (фантазия. - С.Р.) нужна только поэту. Это глупый предрассудок. Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности…».

Участвуя вместе с мышлением  в процессе научного творчества, воображение  выполняет в нём специфическую  функцию, отличную от той, которую выполняет  в нём мышление. Специфическая  роль воображения заключается в  том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и  этим содействует её разрешению. И  только поскольку творчество, открытие нового совершается благодаря преобразованию наглядно-образного содержания, оно  может быть отнесено за счёт воображения. В реальном мыслительном процессе в  единстве с понятием в той или  иной мере, в той или иной форме  участвует и наглядный образ. Но образное содержание восприятия и  представление памяти, воспроизводящее  это содержание, иногда не даёт достаточных  опорных точек для разрешения встающей перед мышлением проблемы. Иногда нужно преобразовать наглядное  содержание для того, чтобы продвинуть разрешение проблемы; тогда воображение  вступает в свои права.

Очень рельефно эта роль воображения  выступает в экспериментальном  исследовании. Экспериментатор, задумывая  постановку опыта, должен, исходя из своих  теоретических гипотез и учитывая уже установленные законы данной научной области, вообразить, представить себе такую непосредственно не данную ситуацию, которая, удовлетворяя всем этим условиям, дала бы возможность проверить исходную гипотезу. Это построение конкретной ситуации эксперимента в представлении экспериментатора, предваряющем эксперимент, является актом воображения, оперирующего в научном исследовании.

Необходимое для преобразования действительности и творческой деятельности воображение  в процессе этой творческой деятельности и формировалось. Развитие воображения  совершалось по мере того, как создавались  всё более совершенные продукты воображения. В процессе создания поэзии, изобразительного искусства, музыки и  их развития формировались и развивались  всё новые, более высокие и  совершенные формы изображения. В великих творениях народного творчества, в былинах, сагах, в народном эпосе, в произведениях поэтов и художников - в «Илиаде» и «Одиссее», в «Песне о Роланде», «Слове о полку Игореве» - воображение не только проявлялось, но и формировалось. Создание великих произведений искусства, учивших людей по-новому видеть мир, открывало новое поле для деятельности воображения.

Не в меньшей мере, но лишь в  других формах формируется воображение  в процессе научного творчества. Раскрываемая наукой бесконечность в большом  и малом, в мирах и атомах, в  неисчислимом многообразии конкретных форм и их единстве, в непрерывном  движении и изменении, даёт для развития воображения в своём роде не меньше, чем может дать и самое богатое  воображение художника.

Наконец, воображение формируется  в практической деятельности - особенно в революционные эпохи, когда  практическая деятельность людей ломает установившиеся нормы и рутинные представления, революционизируя мир.

Мышление и интеллект

 

Мышление и интеллект - близкие  термины. Их родство становится еще  яснее при переводе на слова из обыденного русского языка. В этом случае интеллекту будет соответствовать  слово «ум». Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные различия интеллекта. Мы можем также сказать, что ум ребенка с возрастом  развивается, - этим передается проблематика развития интеллекта.

Термину «мышление» мы можем поставить  в соответствие в нашем обыденном  языке слово «обдумывание» или (менее нормативно, но, возможно, более  точно) «думание». Слово «ум» выражает свойство, способность; обдумывание - процесс. Решая задачу, мы думаем, а не «умничаем» - здесь сфера психологии мышления, а не интеллекта. Таким образом, оба  термина выражают различные стороны  одного и того же явления. Интеллектуальный человек - это тот, кто способен к  осуществлению процессов мышления. Интеллект - способность к мышлению. Мышление - процесс, в котором реализуется  интеллект.

Мышление и интеллект с давних пор считаются важнейшими и отличительными чертами человека. Недаром для  определения вида современного человека используется термин «homo sapiens» - человек разумный. Человек, потерявший зрение, слух или способность к движению, конечно, несет тяжелую утрату, но не перестает быть человеком. Ведь глухой Бетховен или слепой Гомер рассматриваются нами как великие личности. Тот же, кто потерял разум, кажется нам пораженным в самой человеческой сути.

Описание различных видов и  типов мышления строится на предпосылке, что нет мышления вообще: мышление неоднородно и подлежит детализации. Разные виды мышления подразделяются по своему функциональному назначению, развитию, строению, используемым средствам, познавательным возможностям.

В психологии наиболее распространенной является следующая классификация  видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Данная классификация строится на генетическом принципе и отражает три последовательных уровня развития мышления. Каждый из названных  видов мышления определяется двумя  критериями. Один из них (первая часть  названий) - это та конкретная форма, в которой необходимо предъявить субъекту познаваемый объект или  ситуацию для того, чтобы ими можно  было успешно оперировать:

объект как таковой в своей  материальности и конкретности;

объект, изображенный на рисунке, схеме, чертеже;

объект, описанный в той или  иной знаковой системе.

Другой критерий (вторая часть названий) - это основные способы, с помощью  которых человек познает окружающий мир:

через практическое действие с объектом;

с помощью оперирования образными  представлениями;

на основе логических понятий и  других знаковых образований.

Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать  реальные объекты и познавать  отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практические познавательные предметные действия являются основой всех более поздних форм мышления. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане  образа или представления. Субъект  оперирует наглядными изображениями  объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет  объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение  наглядно-образными представлениями  расширяет сферу действия практического  мышления.

На уровне словесно-логического  мышления субъект может, оперируя логическими понятиями, познавать существенные закономерности и не наблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Описанные виды мышления образуют этапы  развития мышления в филогенезе и  онтогенезе. Они сосуществуют у взрослого  человека и функционируют при  решении различных задач. Поэтому  их нельзя оценивать с точки зрения большей или меньшей ценности. Словесно-логическое мышление не может  быть «идеалом» мышления вообще, Конечной точкой интеллектуального развития.

Интеллект (от лат. intellectus - разумение, понимание, постижение) в психологии определяется как общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей. Интеллект не сводится к мышлению, хотя мыслительные способности составляют основу интеллекта. В целом интеллект представляет собой систему всех познавательных способностей человека: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения и мышления. Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

В 1937 г. первый вариант своего теста  для измерения интеллекта предложил  Д. Векслер. Он создал шкалу измерения  интеллекта не только для детей, но и для взрослых. Интеллектуальная шкала Векслера для детей переведена на русский язык, адаптирована и  широко применяется в нашей стране. Шкала Векслера существенно отличалась от теста Стэнфорд-Бине. Задания, которые предлагались испытуемым по методике Л. Термена, были одинаковы для всех возрастов. Основой для оценки служило число правильных ответов, которое давал испытуемый. Затем это число сравнивалось со средним количеством ответов для испытуемых данной возрастной группы. Такая процедура существенно упрощала подсчет IQ. Д. Векслером была предложена качественная классификация уровней развития интеллекта, основанная на частоте встречаемости определенного IQ:

и ниже - умственный дефект (слабоумие);

- 79 - пограничный уровень развития;

- 89 - сниженная норма интеллекта;

- 109 - средний уровень интеллекта;

- 119-хорошая норма;

- 129-высокий интеллект;

и выше - весьма высокий интеллект.

В настоящее время интерес к  тестам интеллекта значительно ослаб, прежде всего, это связано с невысокой  прогностической ценностью данных методов: испытуемые, имеющие высокие  показатели по тестам интеллекта, не всегда добиваются высоких достижений в  жизни, и наоборот. В связи с  этим в психологии даже появился термин «хороший интеллект», под которым  понимают интеллектуальные способности, эффективно реализуемые в реальной жизни человека и способствующие его высоким социальным достижениям.

Сегодня, несмотря на попытки выделить новые «элементарные интеллектуальные способности», исследователи в основном склоняются к мнению, что общий  интеллект существует как универсальная  психическая способность. В связи  с успехами в развитии кибернетики, теории систем, теории информации и  др. наметилась тенденция понимать интеллект как познавательную деятельность любых сложных систем, способных  к обучению, целенаправленной переработке  информации и саморегулированию. Результаты психогенетических исследований свидетельствуют  о высоком уровне генетической обусловленности  интеллекта. Невербальный интеллект  более тренируем. Индивидуальный уровень  развития интеллекта определяется также  рядом средовых влияний: «интеллектуальным климатом» семьи, порядком рождения ребенка в семье, профессией родителей, широтой социальных контактов в раннем детстве и т.д.

 

Заключение

 

Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных  закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого  мира необходимы для полноценной  ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы  деятельности человека и основные формы  его активности.

Ощущение - это процесс первичной  обработки информации, который представляет собой отражение отдельных свойств предметов и явлении, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение внутренних свойств организма. Ощущение выполняет функцию ориентации субъекта в отдельных, самых элементарных свойствах объективного мира.

Восприятие (перцепция) - это отражение  в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии  на органы чувств. В отличие от ощущений в процессах восприятия (ситуации, человека) формируется целостный  образ предмета, который называется перцептивным образом. Образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Информация о работе Ощущение и восприятие