Восприятие движения
есть отражение действительного движения
предметов в пространстве в течение определенного
времени. Предмет может перемещаться в
пространстве в разных направлениях по
отношению к наблюдателю и с разной скоростью.
Он может двигаться вдоль луча зрения
наблюдателя (вперед, назад), перпендикулярно
лучу зрения (вправо, влево; вверх, вниз)
и в других направлениях. Восприятие движения
происходит и при движении самого наблюдателя.
Восприятие движения
осуществляется в результате взаимодействия
нескольких анализаторов: зрительного,
двигательного, вестибулярного, слухового
(при звучании движущегося предмета). Иногда
в восприятии участвует и кожный анализатор:
о направлении и скорости движения можно
судить и по движению воздуха, вызванному
движущимся объектом. Взаимодействие
анализаторов при восприятии движения
опирается на условные связи, образовавшиеся
в коре больших полушарий в прошлом опыте
человека.
Рассмотрим физиологический
механизм нескольких типичных случаев
зрительного восприятия движения.
Если наблюдатель
следит взором за предметом, который движется
перпендикулярно лучу его зрения, то в
мозг поступают раздражения:
- от мышц обоих глаз,
следящих за предметом;
- от мышц головы
при ее повороте в сторону движения предмета;
- от сетчаток
глаз, на которых возникают изображения,
фиксируемого взором предмета.
Когда человек следит
взором за движением объекта, изображения
его на сетчатках глаз почти не меняются,
особенно если объект находится далеко.
Основным сигналом направления и скорости
движения объекта в этом случае являются
мышечные раздражения от глаз и головы.
Если объект движется
по фронту перед неподвижным взором наблюдателя,
то главным сигналом направления и скорости
движения объекта служит направление
и скорость перемещения изображения предмета
на сетчатках глаз наблюдателя. Конечно,
и при неподвижном взоре в кору мозга идут
импульсы возбуждения от мышц глаз и головы,
сигнализирующие определенное их положение
в пространстве.
Если наблюдатель
следит взором за объектом, который движется
вдоль луча его зрения (вперед, назад),
то физиологический механизм восприятия
несколько меняется. Так, по мере приближения
объекта изображение на сетчатках постепенно
увеличивается. Когда объект далеко, напряжение
глазных мышц ослаблено. Когда же он приблизится
на расстояние в несколько десятков метров,
включается механизм конвергенции и аккомодации:
зрительные оси укорачиваются, кривизна
хрусталика увеличивается. Усилие напряженности
глазных мышц и связанное с этим определенное
увеличение изображения на сетчатках
глаз служат сигналом приближения объекта
к наблюдателю. Скорость этих изменений
сигнализирует скорость движения объекта.
Экспериментально
установлено (исследования В. Я. Дымерского
и др.), что точность восприятия движения
предметов зависит от нескольких условий:
- чем ближе к наблюдателю
движущийся объект, тем точнее восприятие
его скорости и направления;
- восприятие движения
объекта при движении его перпендикулярно
лучам зрения наблюдателя точнее, чем
при движении вдоль лучей зрения;
- восприятие движения
при видении центральным зрением точнее,
чем при видении периферическим зрением;
- восприятие направления
и скорости движения прослеживающим взором
точнее, чем неподвижным взором;
- восприятие точнее,
если движение объекта происходит на фоне
неподвижных объектов;
- точность восприятия
движения увеличивается, если человек
упражняется в оценках расстояний и оценках
времени.
Из данных экспериментов
следует, что чем более выражены движения
органа зрения в момент восприятия, тем
более адекватным оно будет. Во многих
случаях к «пассивным» движениям присоединяются
специально исследующие движения глаз
и активная работа мысли наблюдателя,
который сравнивает особенности движения
нескольких объектов в поле его зрения,
умозаключает о нем на основании ряда
дополнительных признаков.
2.4.3 Восприятие времени
Восприятие времени
— это отражение объективной длительности,
скорости и последовательности явлений
действительности. Восприятие времени
имеет рефлекторный характер. Внешние
и внутренние раздражители действуют
на организм в течение определенного времени.
Длительно действующий раздражитель до
известного момента вызывает стойкое
возбуждение в нервных клетках коры головного
мозга. Раздражитель, действующий прерывисто,
вызывает периодическую смену возбуждения
торможением. Эта смена сигнализирует
окончание действия одного и начало действия
другого раздражителя. По частоте смены
нервных процессов мы определяем длительность,
скорость и последовательность явлений
окружающего мира.
Восприятие времени
осуществляется посредством взаимодействия
нескольких анализаторов — зрительного,
слухового, двигательного, кожного, органического.
Эксперименты показали, что наибольшая
точность восприятия времени достигается
при помощи слухового анализатора. Так,
частоту коротких звуковых сигналов человек
различает при интервалах в 1/100 сек., частоту
прикосновений — при интервалах в 1/40 сек.,
а частоту мельканий — при интервалах
в 1/10—1/20 сек. Большая частота действия
указанных раздражителей дает впечатление
непрерывности. Еще можно отметить, что
слуховые ощущения являются «превосходными
измерителями маленьких промежутков времени».
Что касается двигательного
анализатора, то российскими психологами
(Д. Г. Элькониным и др.) выявлена его ведущая
роль в восприятии времени. Она особенно
заметна при действии ритмических раздражителей,
когда отчетливо проявляется так называемый
двигательный аккомпанемент, точно повторяющий
ритм раздражителя. Например, слушая четко
ритмизированное музыкальное произведение,
человек движениями рук, ног, иногда головы,
туловища, речевого аппарата воспроизводит
ритм звуков с его акцентами и паузами.
При длительном действии ритмического
раздражителя двигательный аккомпанемент
выражается в соответствующих изменениях
дыхания и сердечно-сосудистой деятельности.
Ритм движений служит источником сигналов,
поступающих в кору больших полушарий
в качестве обратной условной связи. Намеренное
торможение движений и болезненные нарушения
двигательного анализатора ведут к ошибочному
воспроизведению не только ритма, но и
быстроты, последовательности и длительности
действия слуховых, кожных и прочих раздражителей.
В восприятии времени
принимают участие и органические ощущения.
Время играет большую роль в удовлетворении
естественных потребностей организма.
Если животное кормить через каждые 30
минут, то очень скоро слюна будет выделяться
ровно на 30-й минуте, что означает образование
условного рефлекса на время. Такие рефлексы
образуются и у человека.
И. П. Павлов считал,
что на восприятие времени оказывает влияние
цикличность в жизнедеятельности организма.
Циклы периодически повторяются, поэтому
время становится важным фактором ориентации
животных и человека в окружающем мире.
У человека в образовании
условных рефлексов на время принимает
участие речь. Через речь дети усваивают
от взрослых основные понятия о времени
и научаются пользоваться на практике
мерами времени. Для определения продолжительности
и последовательности крупных отрезков
времени люди часто избирают временные
ориентиры в виде значительных событий
в личной, семейной и общественной жизни.
Речь позволяет человеку точно выразить
и точно характеризовать особенности
ритма, темпа и других временных соотношений
воспринимаемых объектов и их свойств.
Точность восприятия
времени у человека зависит от содержательности
и разнообразия его деятельности и от
эмоциональных переживаний, вызванных
этой деятельностью.
Если в данный момент
субъект занят каким-либо важным и интересным
для него делом, то время для него «бежит»,
и минуты кажутся секундами. Наоборот,
если человек не знает, чем заполнить свое
время, или вынужден выполнять неинтересное
и даже неприятное дело, то время для него
«тянется», и те же минуты кажутся часами.
Ученики, сидящие на скучном уроке, мучительно
ждут звонка, и урок им кажется бесконечным.
Экспериментальное
изучение восприятия времени обнаружило
следующие закономерности:
- наиболее точно
испытуемые оценивают длительность промежутков
времени, заполненных значительным количеством
раздражителей {звуков, движений, прикосновений).
При этом точность оценки увеличивается,
если раздражители даются в ритмической
последовательности.
- неточно, в сторону
преувеличения длительности, оцениваются
кратковременно действующие раздражители
(звуки, движения прикосновения), интервалы
времени, не заполненные раздражителями,
и интервалы, заполненные действиями,
вызывающими у испытуемых отрицательные
эмоции — ожидание, нетерпение, тревогу,
подавленность.
- неточно, но в сторону
преуменьшения длительности, оцениваются
продолжительно действующие раздражители
и интервалы времени, заполненные действиями,
вызывающими у человека положительные
эмоции — веселость, радостное удивление,
торжественная приподнятость и т. п.
Точность субъективной
оценки временных отношений увеличивается
в результате упражнений, что убедительно
доказывает анализ деятельности спортсменов,
музыкантов, летчиков, фотографов, рабочих-многостаночников
и лиц, обслуживающих различные автоматы.
В оценке времени
наблюдаются некоторые индивидуальные
различия. Люди тормозного типа чаще всего
допускают ошибки в восприятии времени.
Лица уравновешенного типа (как подвижного,
так и спокойного) дают довольно высокую
точность оценки времени. Люди возбудимого
типа допускают значительные ошибки при
чрезмерной силе раздражителей.
2.4.4 Зрительные восприятия
3рительный анализатор
представляет собой сложную систему
физиологических механизмов. Наблюдения
показывают, что глаза человека
никогда не остаются неподвижными.
Непрестанное движение является
необходимым условием построения
адекватного образа.
Восприятие яркости
и цвета. Зрительная система человека
чувствительна к электромагнитным колебаниям,
длина волны которых лежит в диапазоне
от 380 до 720 нанометров. Эта область электромагнитных
колебаний называется видимой частью
спектра. Рецепция падающего на сетчатку
света представляет собой только первую
ступень в сложной цепи процессов, приводящих
к зрительному отражению окружающего
нас мира. Структура процесса восприятия
цвета меняется в зависимости от оптических
свойств поверхности предметов. Эти поверхности
могут светиться, излучая больше света,
чем на них падает; блестеть, отражая весь
падающий на них свет; отражать лишь часть
падающего света и быть прозрачными, то
есть не оказывать свету существенных
препятствий. Большинство окружающих
нас предметов частично поглощают и частично
отражают падающий на них свет. Цвет этих
предметов характеризуется отражательной
способностью. Поэтому для восприятия
цвета предметов зрительная система должна
учитывать не только свет отраженный поверхностью
предмета, но также характеристики освещающего
эту поверхность света. Одни и те же предметы
в разных условиях освещения (при дневном
свете, при электрической лампе, при оранжево-красном
закате) отражают свет разного спектрального
состава. Однако, уголь в солнечный день
отбрасывает гораздо больше света, чем
кусок мела в сумерки, и тем не менее мы
воспринимаем уголь черным, а мел белым.
Это говорит о константности восприятии
цвета, что имеет большое значение для
правильной ориентации в окружении. Константное
восприятие цвета обеспечивается благодаря
оценке относительной яркости поверхностей,
находящихся в поле зрения наблюдателя,
учитывается роль прошлого опыта.
Р. Грегори, в своих
трудах, рассмотрел проблему изучения
цветового зрения. Известно, что существует
всего несколько «основных» цветов. Каким
же образом мы воспринимаем столь большую
гамму цветов? Юнг предполагал, что существует
только три «основных» цвета. Он обнаружил,
что можно создать любой цвет, видимый
в спектре (в том числе и белый) путем смешения
трех, но не менее чем трех, световых лучей,
подбирая соответствующую интенсивность
света. Но таким способом невозможно получить
коричневый цвет, цвета металлов. Грегори
предположил, что когда три цветовых потока
объединяются в сложные структуры и особенно
когда они изображают предметы, мы видим
большее разнообразие цветов, чем в тех
случаях, когда те же самые цветовые потоки
предъявляются в виде простых структур.
На основании этого Грегори сделал вывод,
что нельзя представлять себе цветовое
зрение в виде простой системы. Восприятие
цвета обусловлено не только стимуляцией
глаза определенной длиной волны и интенсивностью
света, но и тем, изображает ли совокупность
цветовых пятен предметы; тогда вступает
в действие внешние корковые уровни мозговых
процессов [9].
2.5 Восприятие речи
Включает сложный
комплекс психоакустических, психофизиол.
и психол. механизмов: первичную обработку
речевых звуков в периферической части
слухового анализатора (улитка, кортиев
орган), передачу информации в центральную
нервную систему и осознание как лингвистического
значения речевого высказывания, так и
глубинного психол. смысла сказанного
говорящим. Важнейшая роль в речевом восприятии
принадлежит специфическим речевым центрам,
расположенным в норме в коре левого полушария
- центру Вернике в левой височной области
и центру Брока в левой лобной области.
Нарушение центра Вернике (травма, инсульт)
приводит к нарушению восприятия фонетических
и синтаксических значений речи и непониманию
ее смысла (сенсорная афазия). Нарушение
центра Брока приводит к нарушению моторики
речи (моторная афазия). В восприятии смысла
речи участвуют оба речевых центра: проговаривание
трудных фраз облегчает их понимание особенно
у детей (А. Р. Лурия). Данное явление наблюдается
и у взрослых в форме микродвижений артикуляторных
голосовых органов при восприятии как
речи (Е. Н. Соколов), так и пения (В. П. Морозов).
На основании такого рода наблюдений и
опытов выдвинута моторная теория восприятия
речи (A. M. Либерман, Ф. С. Купер, К. С. Харрис,
П. Ф. Макнеил). Несмотря на дискуссию, которую
данная теория вызвала в науч. кругах (Л.
А. Чистович, В. И. Галунов), есть основание
признать реальность моторного механизма
восприятия речи. Известно, что речевоспринимающий
центр Вернике тесно связан мощным нервным
проводником (дугообразный пучок) с двигательными
речевым центром Брока, образуя единый
слухоречедвигательный комплекс. Взаимосвязь
слуховых рецепций с речевой моторикой
лежит в основе овладения речью ребенком,
обучения иностранным языкам, искусством
пения, а также обеспечивает самоконтроль
говорящим и поющим акустических параметров
речи и пения. Для адекватного восприятия
и понимания речи одной акустической информации,
воспринимаемой слухом, оказывается недостаточно:
от 20 до 50 % звуков речи не проговаривается
(редукция) и мозг принимает решение об
их наличии в потоке речи лишь по вероятностному
принципу. Поэтому дополнительным психофизиол.
механизмом надежности восприятия чужой
речи является информация о работе собственных
артикуляторных органов слушателя, которую
он получает в результате параллельного
микромоделирования процесса говорения,
по принципу анализа через синтез. Речевое
восприятие не ограничивается пониманием
лишь ее вербального смысла. Значительная
информация об эмоционально-содержательной
стороне речи заключается в невербальных
ее особенностях, способных как усилить
вербальный смысл речи, так и его ослабить
вплоть до полного отрицания субъектом
восприятия (напр., радушные слова, произнесенные
холодным или злорадным тоном). Если восприятие
и декодирование вербального смысла и
логики речи осуществляется центрами
левого полушария мозга, то в восприятии
невербального смысла (кто и как говорит)
ведущая роль принадлежит правому полушарию.
При этом левое полушарие работает по
принципу последовательного посегментного
(послогового) анализа речевого потока,
а правое - по принципу интегральной симультанной
оценки более крупных временных фрагментов
речи (слов, синтагм) и сличения их с хранящимися
в слуховой памяти индивида эталонами
их целостного звучания. Взаимодействие
вышеуказанных вербальных и невербальных
механизмов мозга обеспечивает высокую
надежность и помехоустойчивость восприятия
речи человеком.[10]