Ощущения и восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 23:57, доклад

Краткое описание

С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.
Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Содержание

1. Понятие об ощущении и восприятии
2. Виды ощущений и восприятий
3. Основные закономерности ощущений (адаптация, пороги и пр.)
4. Основные особенности восприятия (предметность, контрастность и пр.)
5. Восприятие пространства, времени и движений

Вложенные файлы: 1 файл

1_Oschuschenia_i_vospriatia.docx

— 36.54 Кб (Скачать файл)

Сенсибилизация

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий  процесс возбуждения, который легко  распространяется. В результате возбуждения  повышается чувствительность другого  анализатора. При действии сильного раздражителя возникает процесс  возбуждения, имеющий, наоборот, тенденцию  к концентрации.

Синестезия

Взаимодействие  ощущений проявляется еще в одном  роде явлений, называемом синестезией.

Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы.

  1. Основные особенности восприятия (предметность, контрастность и пр.)

 

Наиболее  важные особенности восприятия - предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

1. Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т. е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность восприятия не врожденное качество; существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. Предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

2. Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

3. Структурность

С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям  и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение  некоторого времени. Если человек слушает  какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее  ноты продолжают еще звучать у  него в уме, когда поступает новая  нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т. е. воспринимает ее структуру в целом.

4. Константность - восприятие объектов как относительно постоянных по форме, размеру, цвету и т. д.

Например, если посмотреть на ваши пальцы: одни - на расстоянии вытянутой руки, другие - вдвое ближе; пальцы будут казаться точно одного размера, в то время  как изображение пальцев дальней  руки на сетчатке глаза будет составлять только половину величины изображения  пальцев ближней руки.  
Константность восприятия не является врожденной. Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия). Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную структуру воспринимаемого объекта. При этом вариации, вызванные изменением условий восприятия и активными движениями органов чувств наблюдателя, сами по себе сколько-нибудь не ощущаются; воспринимается лишь нечто относительно постоянное.

Свойство  константности обеспечивает относительную  стабильность окружающего мира, отражая  единство предмета и условий его существования.

5. Осмысленность

Хотя восприятие возникает в результате непосредственного  воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у  человека теснейшим образом связано  с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т. е. отнести воспринятый предмет  к определенной группе, классу предметов.

Подводя итог, можно заключить, что восприятие - активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета.

5. Восприятие пространства, времени и движений

 

Восприятие пространства играет большую  роль во взаимодействии человека с  окружающей средой, являясь необходимым  условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражение  объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их, рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.

Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека с  характерной для него системой координат. Сам ощущающий человек - материальное тело, занимающее определенное место  в пространстве и обладающее известными пространственными признаками (величиной, формой, тремя измерениями тела, направлениями движений в пространстве). Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются  в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической  деятельности, называемое пространственным анализом.

Особую роль в пространственной ориентировке выполняет двигательный анализатор, с помощью которого устанавливается  взаимодействие между различными анализаторами. К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные  связи между обоими полушариями  в анализаторной деятельности. Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрия. Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенном отношении ведущей, доминирующей. Было показано, что отношения между сторонами анализатора в смысле их доминирования динамичны и неоднозначны. Так, глаз, доминирующий по остроте зрения, может быть не ведущим по величине поля зрения и т. д.

Восприятие формы предметов

Восприятие формы предметов  обычно осуществляется с помощью  зрительного, тактильного и кинестезического анализаторов.

Наиболее информативный признак, который нужно выделить при ознакомлении с формой, это контур. Именно контур служит раздельной гранью двух реальностей, т. е. фигуры и фона. Благодаря микродвижениям глаз может выделять границы объектов (контур и мелкие детали).

Аналогичный процесс мы имеем в  осязательном восприятии. Чтобы определить на ощупь форму невидимого предмета, необходимо брать этот предмет, поворачивать его, прикасаться к нему с разных сторон.

Зрительное восприятие формы предмета определяется условиями наблюдения: величиной предмета, его расстоянием  от глаз наблюдателя, освещенностью, контрастом между яркостью объекта и фона и т. п.

Восприятие величины предмета

Воспринимаемая величина предметов  определяется величиной их изображения  на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаза  к четкому видению различно удаленных  предметов осуществляется с помощью  двух механизмов: аккомодации и конвергенции.

Аккомодация - это изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны. Так, при взгляде на близко расположенные предметы происходит мышечное сокращение, в результате чего уменьшается степень натяжения хрусталика и его форма становится более выпуклой. С возрастом хрусталик постепенно становится менее подвижным и теряет способность к аккомодации, т. е. к изменению своей формы при взгляде на различно удаленные предметы. В результате развивается дальнозоркость.

Аккомодация обычно связана с конвергенцией, т. е. сведением зрительных осей на фиксируемом предмете.

Восприятие глубины и  удаленности предметов

Аккомодация и конвергенция действуют  лишь в очень небольших пределах, на небольших расстояниях: аккомодация - в пределах 5-6 метров, конвергенция - до 450 метров. Между тем человек  способен различать глубину воспринимаемых предметов и занимаемого ими  пространства на расстоянии до 2500 метров.

Восприятие глубины и удаленности  предметов осуществляется главным  образом благодаря бинокулярному  зрению.

Восприятие глубины может достигаться  благодаря вторичным признакам, являющимся условными сигналами  удаленности видимая величина предмета, линейная перспектива, загораживание одних предметов другими, их цвет

Восприятие направления

Один из важных моментов пространственного  различения - это восприятие направления, в котором находятся объекты  по отношению к другим объектам или  наблюдателю. Направление, в котором  мы видим объект, определяется местом его изображения на сетчатке глаза  и положением нашего тела по отношению  к окружающим предметам. Для человека характерно вертикальное положение  тела по отношению к горизонтальной плоскости земли. Это положение, созданное общественно-трудовой природой человека, является исходным для определения  направления, в котором человек  распознает окружающие предметы.

Восприятие направления, в котором  находятся объекты, возможно не только с помощью зрительного, но и с  помощью слухового и обонятельного  анализаторов. Для животных нередко  звук и запах единственные сигналы, действующие на расстоянии и предупреждающие об опасности.

 

Восприятие направления звука  осуществляется при бинауральном слушании.

Зрительные иллюзии

Всегда ли восприятие дает нам адекватное отражение предметов объективного мира? Описаны многочисленные факты  и условия ошибок в восприятии, главным образом зрительные иллюзии.

1) Иллюзия стрелы. Она основана на принципе сходящихся и расходящихся линий: стрела с расходящимися наконечниками кажется длиннее, хотя фактически обе стрелы одинаковой длины.   2) Иллюзия железнодорожных путей. Линия, расположенная в более узкой части пространства, заключенного между двумя сходящимися прямыми, кажется длиннее, хотя на самом деле обе шпалы одинаковой длины. 3) Переоценка вертикальных линий. Высота цилиндра кажется больше, чем ширина полей, хотя они равны. 4) Иллюзия веера. Параллельные линии вследствие влияния фона ближе к центру кажутся выпуклыми, а дальше от центра - вогнутыми. 5) Иллюзия пересечения. На одной прямой лежат линии АХ, а не ВХ, как кажется. 6) Иллюзия концентрических окружностей.

Восприятие времени и  движения

Восприятие времени

Время, как и пространство, - одна из основных форм существования материи. Восприятие времени есть отражение  объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность  ориентироваться в окружающей среде. Ориентировка во времени у человека осуществляется с помощью корковых отделов мозга.

Слуховые ощущения отражают временные  особенности действующего раздражителя: его продолжительность, ритмический  характер и т. п. И. М. Сеченов называл  слух измерителем времени, а слуховую память - памятью времени.

Восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени  определяется характером переживаний. Обычно время, которое было заполнено  интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем  время, проведенное в бездействии.

Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные - субъективно несколько  растягивают временные промежутки.

Временные восприятия у детей складываются довольно поздно, проделывая значительный путь развития. С общим ходом психического развития, с овладением знаниями в  процессе обучения связано и повышение точности дифференцировки отрезков времени. Школьники лучше всего ориентируются в тех промежутках времени, которые связаны с их повседневной деятельностью.

Восприятие движения

Восприятие движения - это отражение  изменения положения, которое объекты  занимают в пространстве. Восприятие движения имеет жизненно важное значение.

Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. Человек может получать сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями: непосредственно воспринимая акт перемещения и на основе умозаключения о движении объекта, который некоторое время находился в другом месте. Движение воспринимается непосредственно, если скорость движущегося объекта такова, что за единицу времени он проходит расстояние не меньше, чем могут различить глаза при данной остроте зрения и дистанции наблюдения. В противном случае мы воспринимаем не само движение, а лишь его результат. Таково умозаключение о движении минутной и часовой стрелок в часах.

С помощью зрения мы можем получать информацию о движении объектов двумя  различными способами: при фиксированном  взоре и с помощью прослеживающих движений глаз

Информация о работе Ощущения и восприятия