Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:01, научная работа
Понятие "социометрический статус" ввел Я. Морено. Социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы. Он определяется числом выборов или предпочтений, которые получает каждый член группы по результатам социометрического опроса.
О взаимосвязи доминирующего Эго- состояния подростков и юношей с их социометрическим статусом.
От поведения человека в обществе,
проявляемых им особенностей, отношения
к другим людям зависит его
положение в социальной группе. Это
положение характеризуется
Понятие "социометрический статус" ввел Я. Морено. Социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы. Он определяется числом выборов или предпочтений, которые получает каждый член группы по результатам социометрического опроса.
Существуют различные
Статус личности в социометрической группе зависит от многих ее особенностей, но мы предположили, что на него может оказывать влияние доминирующее Эго- состояние человека, рассматриваемое в теории транзактного анализа.
Транзактный (от лат. transactio – сделка) анализ – психотерапевтическая теория, предложенная американским психологом и психиатром Э. Берном.
Структура личности в концепции транзактного анализа характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эго-состояние – это совокупность связанных друг с другом поведений, мыслей и чувств как способ проявления нашей личности в данный момент. Все три состояния четко отделены друг от друга.
Родитель - социально-нормативное состояние. Содержит социальные установки и стереотипы поведения, усвоенные, преимущественно, от родителей и других авторитетных лиц:
Проявляется Родительская позиция в критичном, оценочном поведении по отношению к другим, в менторских, отеческих высказываниях и замечаниях, в оказании покровительства, защиты, протекционизма. Он оценивает, дает советы, допекает указаниями и наставлениями, но и обнаруживает также готовность к бескорыстной помощи и защите.
Критический Родитель хранит в себе определенные заповеди, запреты, нормы, традиции, всю совокупность предрассудков. В этом состоянии человек учит, направляет, оценивает, запрещает, проводит границы, все понимает, не сомневается, ищет виновного, иронизирует, за все отвечает и за все требует. Он использует такие формулировки как "Ты должен", "Это нельзя", "Надо делать так", "Прекрати это немедленно" и т.д.
Заботливый Родитель выражается через проявление таких качеств, как тепло, ободрение, готовность помочь, сочувствие. Выражения: "Не вешай нос", "Хорошо получилось", "Не ломай себе голову", "Я могу вас понять" и т.п.
Ребенок - это непосредственно-эмоциональное состояние. Содержит "естественные" импульсы, укоренившийся в структуре личности ранний опыт реагирования:
и установки, принятые по отношению к себе и другим:
В процессе общения Д-позиция проявляется обычно в непосредственном отношении к миру, творческой увлеченности, наивности гения, или в архаическом поведении и упрямстве, злости, обидчивости, легкомыслии.
Состояние Ребенок разделено на три компонента:
Естественный Ребенок (Дитя в Дитя) -
Бунтарский Ребенок (Взрослый в Дитя)
Приспосабливающийся Ребенок (Родитель в Дитя).
В приспосабливающемся состоянии люди повинуются, чувствуют себя виноватым или беспомощным, стыдятся, замыкаются в себе, требуют одобрения, обижаются на кого- либо, опасаются чего-либо, предъявляют повышенные требования к себе. Приспосабливающийся Ребенок использует такие выражения, как "Я попробую", "Почему всегда Я?", "Я не смогу этого сделать", "Я 6оюсь", "Я хотел бы". Оно ориентировано на то, что, как кажется человеку, ожидают от него.
На бунтарское состояние оказывают влияние требований людей, которые не соответствуют личным желаниям человека. В таком состоянии человек протестует против более сильных и авторитетных людей, капризен, своенравен, груб, непослушен и агрессивен: "Я этого не хочу", "Оставьте меня в покое", "Проклятье".
Дитя в свободном состоянии радуется, сердится; исследует мир, изобретает, смеется и плачет, не заботится о морали. Это естественный ребенок без следов влияния на него родителей. В нем проявляется игривость, спонтанность, любознательность, наивность, непосредственность, нелогичность, импульсивность, непредсказуемость, хитрость, мечтательность. Он говорит: "Я хочу", "Шикарно", "Мне без разницы", возгласы, крики, междометия. Это очень ценная часть личности.
Взрослый - реалистическое состояние.
Ориентирован на сбор и анализ информации, адаптивен, рассудочен, серьезен, сух.
В этом состоянии человек трезво рассуждает, тщательно взвешивает, логически анализирует, свободен от предрассудков, не поддается рассуждениям, открыто задает вопросы, может делить ответственность между собой и другими.
Каждый из этих трех аспектов личности воспринимает окружающий мир по-разному. Каждый из них - Родитель, Взрослый и Ребенок - заслуживает одинакового уважения, так как каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной.
Участниками нашего исследования выступили учащиеся Саранской гимназии № 29 и студенты физико- математического факультета МГПИ им. М.Е.Евсевьева. Всего участвовало 33 человека.
Целью исследования являлось определение связи между доминирующим Эго- состоянием подростков и юношей и их социометрическим статусом в социальной группе.
Мы предположили, что у представителей этих двух возрастных групп будут различия в доминирующем Эго- состоянии, которое будет влиять на их социометрический статус.
Определение доминирующего Эго- состояния проводилось с помощью методики «Три Я», а социометрический статус определялся посредством «Социометрии».
Испытуемых подростков было 19. При исследовании было выявлено, что 8(43%) из них в качестве доминирующего имеют Эго- состояние Взрослый, 7(36%)- Родитель, 4(21%)- Ребенок.
Значит, доминирующим Эго- состоянием у подростков является Взрослый. По нашему предположению, это связано с тем, что у большинства детей в классе хорошо развито чувство взрослости. Пообщавшись с ними, можно заметить, что они очень рассудительны, большинство имеют определенные цели в жизни, стремятся достичь чего- то.
Среди юношей 7(50%) из 14 имеют доминирующее Эго- состояние Взрослый, 2(14%)- Родитель, 5(36%)- Ребенок.
Доминирующим Эго- состоянием юношей тоже является Взрослый. Это объясняется тем, что исследования проводились среди студентов. А к этому времени у человека обычно происходит личностное и профессиональное самоопределение, складывается система мировоззрений и происходит выбор жизненного пути. Человек в этом возрасте способен рассуждать, анализировать, быть ответственным за себя и других. Именно эти черты характеризуют Взрослого.
Исследование показало, что более высоким социометрическим статусом обладают 5 подростков, что составляет 62,5%, и 5 юношей, что составляет 71,4%, с доминирующим Эго- состоянием Взрослый.
Высокий социометрический статус подростков и юношей с доминирующим Эго- состоянием Взрослый объясняется авторитетом среди сверстников, который они имеют у других, ведь в этом состоянии человек способен тщательно взвешивать и анализировать ситуацию, находить верные пути решения, брать на себя ответственность, быть организатором в группе.
Низкий социометрический статус у 4 подростков(57,2%) и 2 юношей(100%) с доминирующим Эго- состоянием Родитель.
Из- за чувства взрослости подростки стремятся к самостоятельности; претендуют на равноправие в отношениях со старшими; отстаивают свои взгляды, оценки, вкусы; стремятся высвободиться из- под контроля взрослых. Поэтому они плохо воспринимают указания, советы, опеку, свойственные Родителю. И, соответственно, он имеет низкий статус в группе.
Низкий социометрический статус юношей связан с тем, что в юношеском возрасте присутствуют идеализм и максимализм, а состояние родителя содержит социальные установки и стереотипы поведения. Поэтому юноши с таким доминирующим Эго- состоянием получают мало выборов.
Среди подростков с Эго- состоянием Ребенок 2 обладают высоким социометрическим статусом(50%) и 2- низким(50%).
У юношей с Эго- состоянием Ребенок 2 имеют высокий социометрический статус(40%) и 3- низкий(60%). Так как Ребенок часто проявляет капризность, обидчивость, хвастливость и самонадеянность, то среди юношей они имеют низкий социометрический статус.
Таким образом, в подростковом
и юношеском возрасте доминирующим
у большинства является Эго- состояние Взрослый,
который способствует более высокому
социометрическому статусу.