Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 12:06, доклад
Методический арсенал психологии высшего образования включает в себя практически весь набор методов, процедур и частных методик исследования, обследования или психологического воздействия, которые используются во всех отраслях или разделах психологической науки: наблюдение, эксперимент, клиническая беседа, интервью, формализованные и малоформализованные диагностические методики, анализ продуктов деятельности, генетико-формирующие методы, моделирование (в том числе с использованием ЭВМ), тренинг, различные методы количественного анализа (корреляционный, факторный, кластерный) и многие другие.
Но валентности того или иного объекта или ситуации не остаются одинаковыми для одного и того же человека и тем более для разных людей; они зависят от многих внутренних факторов. Пища перестает иметь высокую положительную валентность, если человек сыт, а склонность к риску, желание испытать себя или продемонстрировать свои достоинства перед другими людьми могут пересилить чувство опасности, боязнь боли или неудачи. Вопрос о валентности неудачи также очень сложен. У одних испытуемых задачи, с которыми они не справились, вызывают реакцию избегания, а для других приобретают особую привлекательность вследствие желания исправить ошибку и проверить свои возможности. Некоторые испытуемые избегают ситуаций, где успех несомненен, а предпочитают трудные задачи. Как правило, такое поведение свойственно людям с высоким уровнем интеллекта и креативности. Для них также характерно доминирование мотивации стремления к успеху над мотивам избегания неудач.
Представляет интерес феномен так называемого полевого поведения (К. Левин), когда действие совершается субъектом главным образом под влиянием высокой положительной валентности объекта, а не за счет актуализации соответствующей потребности. Происходит "отщепление" валентности вещи от потребности, и объект как бы навязывает нам определенное поведение, а субъект подчиняется этому "давлению" в отличие от ситуации намеренного волевого действия. Человеку, оказавшемуся перед хорошо сервированным столом, трудно отказаться от "дегустации" блюд, даже если он совершенно сыт, а увидев белую нитку на темном костюме, трудно подавить в себе импульс снять ее, даже если человек вам совершенно незнаком (пример Б. В. Зейгарник).
Силу потребностей и мотивов можно измерять величиной препятствий, которые животное или человек готовы преодолеть для удовлетворения потребности. В экспериментальной ситуации сила мотивации может моделироваться величиной поощрения или наказания. В экспериментах на животных часто используется метод голодания или вынужденного сексуального воздержания для изменения пищевой или сексуальной потребности, а также изменения силы удара электрическим током для варьирования потенциала реакции избегания.
Интерес для педагогики представляют опыты по выявлению оптимальной силы мотивации при решении задач разной сложности. В экспериментах на животных и людях обнаружилось, что слишком сильная или слишком слабая мотивация негативно влияют на успешность решения задачи фиксированной сложности, что соответствует нашему повседневному опыту. Но неожиданным, на первый взгляд, является факт сдвига оптимума мотивации в сторону ее ослабления при решении задач большей сложности (закон Йеркса - Додсона). Этот результат может быть объяснен негативным воздействием сопровождающего состояние потребности эмоционального возбуждения, деструктивное влияние которого на деятельность тем сильнее, чем сложнее сама деятельность.
Закон Йеркса-Додсона не соблюдается, когда речь идет о познавательной мотивации. Чем сильнее познавательная мотивация у учащегося или у ученого, тем более сложные задачи они способны решить. У животных аналогом познавательной потребности выступает потребность в новых впечатлениях и ориентировке. Уровень развития этой потребности может служить критерием уровня развития психики. Так, у высших животных "познавательная" потребность во многих случаях успешно конкурирует с пищевой или сексуальной в борьбе за контроль над поведением. Но только у человека познавательная потребность может занять ведущее место во всей иерархической системе потребностей.
Другой важнейшей потребностью, которая лежит у истоков социализации человека и развития его личности, является потребность в общении. Она впервые проявляется у ребенка в возрасте нескольких недель в форме знаменитого комплекса оживления, специфической моторной и эмоциональной реакции на мать или человека, ее заменяющего. Именно благодаря потребности в общении у взрослого открываются возможности включать ребенка в разные формы совместной деятельности, обучать его человеческим способам удовлетворения своих биологических потребностей и формировать новые, специфически человеческие потребности. В самом обществе новые потребности появляются и развиваются через развитие новых форм материального и духовного производства.
В последнее время все большее число авторов начинают говорить о существовании у ребенка особой потребности в персонализации, т. е. потребности стать личностью и занять определенную позицию в человеческом сообществе. Эта гипотеза весьма правдоподобна, поскольку, только став полноценным членом общества, ребенок может удовлетворить все другие свои потребности, в том числе и органические. При этом следует подчеркнуть, что в ходе онтогенетического развития идет не простое добавление новых, социальных потребностей к уже существующим биологическим, а преобразуется вся система потребностей. Социальные способы и средства удовлетворения органических потребностей человека качественно изменяют сами эти потребности и предметы, способные их удовлетворить.
Среди различных классификаций потребностей и мотивационных тенденций наибольшую известность получили: классификация инстинктоподобныхмотивационных диспозиций или склонностей, по Мак-Даугалу; психогенных потребностей, по Мюррею, и иерархия групп мотивов и потребностей, по Маслоу.
Мак-Даугал выделил 18 мотивационных диспозиций: пищедобывание, отвращение, сексуальность, страх, любознательность, покровительство и опека, общение, самоутверждение, подчинение, гнев, призыв о помощи, создание (построение), приобретательство, смех (высмеивание кого-то), комфорт, отдых и сон, бродяжничество (перемещение в поисках новых впечатлений), телесные нужды (кашель, чихание, дыхание, дефекация и др.). Список Мюррея еще более обширный: агрессия, аффилиация (вхождение в общность), доминирование, достижение, защита, игра, избегание вреда и неудач, независимость, неприятие, осмысление, привлечение внимания к себе, поиск помощи, поиск понимания, покровительство, противодействие, стремление к порядку, сексуальные отношения, унижение, приобретение, познание, созидание, обучение и др.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем различие между мотивом и потребностью?
2. Может ли "неопредмеченная"
потребность побуждать
3. Перечислите три функции
4. Как можно измерить силу мотивации?
5. Что такое оптимум мотивации
и как он меняется с
6. В чем состоит специфика потребностей человека, какие потребности свойственны только человеку?
7. Что такое полевое поведение,
чем оно отличается от
8. Назовите несколько потребностей, свойственных человеку, по классификации Г. Мюррея.
7-Тема. Эмоциональная сфера личности. Воля Темперамент. Характер.
Эмоции - это особый класс психических
процессов и состояний, которые
в форме непосредственно-
Тесная связь эмоций с потребностями и мотивами хорошо схвачена формулой С. Л. Рубинштейна, суть которой состоит в том, что эмоции являются субъективной (психической) формой существования потребностей. Можно также сказать, что в эмоциях субъекту непосредственно открывается смысл происходящего в мире, в самом человеке и смысл его собственной деятельности.
Эмоции могут выполнять и другие важные функции:
побуждения (стремление пережить определенную эмоцию может стать особым мотивом деятельности);
стимулирования (чувства возмущения, обиды, гордости, ревности и т.п. могут подтолкнуть человека к выбору того или иного действия вопреки рационально принятому решению);
активации (повышение уровня возбуждения
нервной системы и всего
экспрессии (передача информации о
своем состоянии другому
эвристики;
"аварийного" разрешения ситуации, осуществляемого, как правило, с помощью аффекта (агрессия, бегство, оцепенение).
Можно выделить несколько уровней проявления эмоциональной сферы личности:
1. Органическая аффективно-
2. Аффекты - стремительно и бурно
протекающие эмоциональные
3. Предметные эмоции, переживаемые по поводу конкретных событий или в связи с конкретными объектами. Они подразделяются на интеллектуальные (любопытства, удивления, новизны), эстетические (чувство красоты, гармонии, ритма) и моральные (чувство стыда, справедливости, чести).
4. Чувства, имеющие обобщенный
и устойчивый характер. Они возникают
как результат консолидации
5. Настроение - разлитое общее эмоциональное
состояние, являющееся, скорее, не
предметным, а личностным. Оно как
бы отражает целостное
6. Иногда к эмоциональным
Из приведенных в данной классификации
эмоциональных процессов и
На возникновение аттракции влияют внешние данные, социальный статус, образование, профессия, личностные достоинства человека, компетентность в общении. Но при этом "слишком" большая выраженность у человека положительных качеств снижает аттракцию к нему. Важное значение для возникновения симпатии имеют такие, казалось бы, простые и легко осваиваемые приемы поведения, как умение постоянно смотреть в глаза собеседнику, улыбаться, находиться на короткой дистанции от собеседника, демонстрировать открытость и т.п. Но и здесь аттракция снижается, если самораскрытие переходит определенные границы.
Для педагога может представлять интерес типология видов любви, предложенная Т. Кемпером. Он выделяет два независимых фактора: власть (способность силой заставить сделать то, что угодно вам) и статус (желание партнера по общению идти навстречу вашим требованиям).
Романтическая любовь - взаимный высокий статус и взаимная высокая власть, поскольку каждый партнер может "наказать" другого, лишив его проявлений своей любви.
Братская любовь - взаимный высокий
статус и взаимно низкая власть,
поскольку отсутствуют
Харизматическая любовь - один партнер обладает и статусом и властью (тот, кто обладает харизмой), а другой - только статусом. Такие отношения могут наблюдаться в диаде "учитель - ученик".
Измена - один партнер обладает и статусом и властью, а другой - только властью.
Влюбленность (безответная) - один из партнеров обладает и статусом и властью, а другой может не обладать ни тем ни другим.
Поклонение (например, подросток поклоняется поп-звезде) - один партнер обладает статусом, не обладая властью, а другой не обладает ни тем ни другим.
Любовь между родителем и маленьким ребенком. Ребенок обладает высоким статусом и низкой властью, а родитель - низким статусом (поскольку любовь к нему еще не сформировалась), но высоким уровнем власти.
Понятие еще об одном типе эмоциональных отношений все чаще проникает в педагогическую литературу и в описание педагогической практики. Речь идет об эмпатии (вчувствовании). Термин этот широко используется в гуманистической психологии и определяется К. Роджерсом как состояние, позволяющее воспринимать внутренний мир другого человека с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. При этом недопустимо полное отождествление себя с другим человеком - "как будто становишься другим, но без потери ощущения "как будто"". Практикующий эмпатию должен как бы временно жить другой жизнью. Этот прием может помочь в решении многих педагогических задач.
Воля
Мотив побуждает, стимулирует и придает смысл конкретной деятельности. Означает ли это, что человек никогда не совершает поступки, которые слабомотивированы или по крайней мере мотивированы слабее, чем конкурирующие с ними за поведенческий выход акты? Опыт показывает, что такие акты совершаются, и достаточно часто. Человек способен преодолевать свои желания или нежелания и принимать решение об исполнении, а затем и выполнять действие "мотивационно недостаточно обеспеченное". Но для того, чтобы описанный феномен имел место, необходимо: выбрать действие, создать побуждение для его выполнения и довести действие до конечного результата (т. е. не дать ему прекратиться на полпути). Эти функции выполняет воля.