Палеопсихологическая теория Поршнева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 00:56, реферат

Краткое описание

В период зарождения психоанализа Зигмунд Фрейд часто обращался к сопоставлению своих открытий в области онтогенеза человеческой психики с филогенезом: первичный и вторичный процессы. Менее известен его интерес к широко обсуждавшейся во второй половине XIX века проблеме «недостающего звена» между обезьяной и человеком в биологической эволюции. В психоаналитической литературе второй половины XX века, затрагивающей филогенез, проблематика собственно психики человека уже полностью исчезает. Причину понять не сложно: филогенетических исследований человеческой психики, сопоставимых по глубине с ушедшим далеко вперед психоанализом, просто нет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Онтогенез и филогенез человеческой психики…………………………………4
Палеопсихология Поршнева…………………………………………………..…5
Интердикция, суггестия, контрсуггестия………………………………………..5
Дивергенция неоантропов и палеоантропов…………………………………….6
Палеопсихология Поршнева и психоанализ: перспективы сближения……….9
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы………………………………………...…14

Вложенные файлы: 1 файл

Цвигун Н. 2 курс Историческая психология .docx

— 36.86 Кб (Скачать файл)

Хотя Шпиц и утверждал, что незнакомец для ребенка является исключительно сигналом опасности («мама меня бросила»), в его описаниях  реакции на незнакомца отчетливо  видна поглощенность ребенка  исключительно проблемой отношений  с «чужими» - стремление исключить  ними контакт; до «своих» в этот момент ему как будто вовсе нет  дела. Вот яркий пример такого описания: «Реакция восьмимесячного ребенка на незнакомого человека охватывает широкий диапазон выражений - он может испытывать робость или опустить глаза, словно смутившись, закрыть глаза руками или задрать юбку к глазам, спрятать лицо под одеялом и т.д. За исключением первой и самой мягкой формы, все эти действия служат тому, чтобы не допустить восприятия лица незнакомца. Лучшим свидетельством того, что ребенок по-прежнему пытается желаемым образом заставить незнакомого человека исчезнуть, является то, что ребенок снова и снова оглядывается на незнакомца. Он украдкой смотрит между пальцами, выглядывает из-под одеяла - и снова прячется». К матери ребенок обращается в этот период, как показано выше, только в двух случаях: либо это крик об экстренной помощи - «прогони чужого», либо, чуть позже, это едва уловимая «просьба» о подсказке - «чужим» признать незнакомца или «своим»?

В той же работе Шпиц писал: «Когда “я” дифференцируется от “не-я”, происходит осознание “не-я”, но не осознание “я”. Точно так же, когда в восьмимесячном возрасте устанавливается либидинозный объект, происходит осознание объекта, которое можно увидеть и доказать, но не осознание Самости». Оставалось только заменить единственное число (Я) на множественное (МЫ), а в тревоге восьмимесячного увидеть, в первую очередь, не противопоставление ребенком себя и объекта, а противопоставление им чужих (ОНИ) и своих (МЫ).

Та же близость к поршневской палеопсихологией обнаруживается, как показано выше, и во многих результатах исследований Кляйн.

Дальнейшее привлечение  палеопсихологии Поршнева к психоаналитическим исследованиям и, соответственно, привлечения психоанализа к развитию палеопсихологии, основы которой заложены Поршневым, представляется в высшей степени плодотворными.

 

 

 

Заключение

Имя профессора Бориса Федоровича Поршнева хорошо известно ученому миру и в нашей стране, и за рубежом. Разработке проблем, связанных с этой новой отраслью знания, Б. Ф. Поршнев отдал много сил. Но случилось так, что это фундаментальное исследование, над которым он работал почти 25 лет, не увидело света при жизни автора. Донести его до читателя взялась группа ученых, предпославших к книге настоящее предисловие и внесших ряд подстрочных примечаний к тексту работы.

Скажем сразу, что в  интересной и весьма ценной работе Б. Ф. Поршнева имеется немало спорных  положений. Читатель с самого начала должен быть готов к критическому восприятию оригинального исследования. Как это нередко бывает в научном творчестве, автор, увлекшись новой и очень важной гипотезой, проявляет порой склонность к чрезмерной абсолютизации той или иной идеи, к превращению ее в исходную, решающую в понимании рассматриваемого круга вопросов. Такой абсолютизации подверглась в книге идея о речи-сознании в процессе происхождения человека. В сложнейшем процессе формирования человека Б. Ф. Поршнев подчеркивает особую роль второй сигнальной системы человеческой речи в возникновении и развитии общества, высказывая по этому вопросу много интересных и своеобразных идей.

При чтении ряда разделов книги  может сложиться впечатление, что  автор, особо выделяя роль речи в  становлении человека, оставляет  в тени факторы, которые обусловили ее возникновение и развитие. Нужно  сказать, что Б. Ф. Поршнев дает для  этого некоторый повод отдельными попытками ограничить значение процесса создания и употребления элементарных орудий труда в процессе становления  человека.

Эти и другие подобные недостатки не означают, что Б. Ф. Поршнев отвергал трудовую теорию возникновения человека, человеческого сознания и речи. Напротив, он был охвачен желанием углубить и уточнить эту теорию. Ему было ясно, что при упрощенном толковании мысли, согласно которой труд порождает сознание, возникает порочный круг, ибо человеческий труд всегда является целеполагающей, разумной деятельностью. Вот почему Б. Ф. Поршнев старается вскрыть смысл и значение высказываний Маркса и Энгельса об "инстинктивном труде", показать, каким образом этот "инстинктивный труд" в своем развитии превращался в человеческий труд, стал осмысленной человеческой деятельностью. На многих страницах книги Б. Ф. Поршнев, используя новейшие научные данные, пытается развить и конкретизировать мысли Энгельса о происхождении человека и человеческого общества.

Как известно, в наиболее систематизированном виде взгляды  классиков марксизма на проблему происхождения человека изложены в  работе Ф. Энгельса "Роль труда в  процессе превращения обезьяны в  человека". Эта работа содержит ряд  глубочайших научных догадок, положений, высказанных за много лет до того, как наука нашла им подтверждение. Большое число крайне интересных и ценных положений изложено Энгельсом  здесь в весьма краткой форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайман П. Развитие в психоанализе. М., 2001.
  2. Лурия А.Р., Хомская Е.Д. (ред.) (1966) Лобные доли и регуляция психических процессов (Нейропсихологические исследования). M., 1966.
  3. Лурия А.Р. (1969) Высшие корковые функции человека. M., 1969.
  4. Поршнев Б.Ф. (1964)Принципы социально-этнической психологии (Доклад на VII Всемирном конгрессе антропологических и этнографических наук. М., август 1964). М., 1964.
  5. Поршнев Б.Ф. (1968) Антропогенетические аспекты физиологии высшей нервной деятельности и психологии // Вопросы психологии. 1968, №5
  6. Поршнев Б.Ф. (1971а) Контрсуггестия и история (Элементарное социально-психологическое явление и его трансформация в развитии человечества) // История и психология. М., 1971.
  7. Поршнев Б.Ф. (1974) О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). М., 1974.
  8. Поршнев Б.Ф. (2007) О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). [Издание 2-е, дополненное и исправленное.] СПб, 2007.
  9. Розен П. (1971) Фрейд и его последователи. СПб., 2005.
  10. Семенова О.А. (2007) Формирование произвольной регуляции деятельности и ее мозговых механизмов в онтогенезе // Физиология человека, 2007, том 33, №3.
  11. Шпиц Р., Коблинер У.Г. (1965) Первый год жизни. Психоаналитическое исследование нормального и отклоняющегося развития объектных отношений. М., 2006.

 


Информация о работе Палеопсихологическая теория Поршнева