Память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:06, контрольная работа

Краткое описание

Если “научение-это процесс, позволяющий накапливать информацию в нервной системе”, то память можно определить как “совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением”. Рецепторы и особенно ретикулярная формация выполняют роль фильтров, выделяя в каждый момент времени те входные сигналы, которые признаются важными для организма. Только после этого мозг “обращает внимание” на эту важную информацию и решает, как ее обрабатывать и сохранять.

Содержание

Введение
1. Структура памяти 4
2. Процессы, связанные с памятью 8
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 51.96 Кб (Скачать файл)

Исследования  П. И. Зинченко в этом плане убедительно  доказали, что установка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности этого процесса; непроизвольное запоминание может  оказаться эффективнее произвольного. В опытах Зинченко непреднамеренное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их классификация (без задачи запомнить), оказалось  определенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача картинки запомнить.

Посвященное той  же проблеме исследование Д. А. Смирнова подтвердило, что непроизвольное запоминание  может быть продуктивнее, чем намеренное: то, что испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе деятельности, целью которой 5ыло не запоминание, запомнилось прочнее, чем то, что  они старались запомнить специально. Анализ конкретных условий, при которых  непроизвольное запоминание, т.е., по существу, запоминание, включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным, вскрывает характер зависимости  запоминания от деятельности, в ходе которого оно совершается.

3апоминается,  как и осознается, прежде всего,  то, что составляет цель нашего  действия. Однако то, что не включено  в целевое содержание действия, в ходе которого совершается  непроизвольное запоминание, запоминается  хуже, чем при произвольном запоминании,  направленном именно на данный  материал. При этом все же необходимо  учитывать, что подавляющее большинство  наших систематических знаний  возникает в результате специальной  деятельности, цель которой —  запомнить соответствующий материал  с тем, чтобы сохранить его  в памяти. Такая деятельность, направленная  на запоминание и воспроизведение  удержанного материала, называется  мнемической деятельностью. В  мнемической деятельности перед  человеком ставится задача избирательно  запомнить предлагаемый ему материал. Во всех этих случаях человек  должен четко отделить тот  материал, который ему было предложено  запомнить, от всех побочных  впечатлениях и при воспроизведении  ограничиться именно им. Поэтому  мнемическая деятельность всегда  носит избирательный характер.

Мнемическая деятельность представляет собой специфически человеческое образование, ибо только у человека запоминание становится специальной  задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и сознательное обращение  к прошлому в целях припоминания заученного материала – специальная  форма сознательной деятельности.

Одной из основных задач психологической науки  с самого начала было измерить доступный  человеку объем памяти, быстроту, с  которой он может запоминать материал. Эта задача не является простой. Измеряя  память, необходимо принять все меры, чтобы объем материала, который  запоминает испытываемые, не был уложен в определенные смысловые структуры (это сделало бы измерении “чистой” памяти невозможным и не позволило  бы выделить те единицы, в которых  объем памяти может быть выражен).

Задача измерения  объема памяти в ее наиболее чистом виде была разрешена известным немецким психологом Эббингаузом. Для исследования объема памяти он предлагал испытуемому  ряд бессмысленных слогов, которые  давали наименьшие возможности для  осмысления. Предлагая испытуемому  запомнить 10-12 слогов и отмечая число  удержанных членов ряда, Эббингауз  принял это число за объем “чистой” памяти. Первым и главным результатом  этого исследования было установление среднего объема памяти, которое характеризировало  человека. Оказалось, что в среднем  человек легко запоминает после  первого чтения 5-7 отдельных элементов: это число значительно колеблется, и если люди с плохой памятью удерживают только 4-5 изолированных элементов, то люди с хорошей памятью оказываются в состоянии сразу после первого чтения удержать 7-8 изолированных и бессмысленных элементов. В целом необходимо отметить, что как объем памяти, так и прочность запоминания зависят от многих условий.

Механическое  и осмысленное запоминание. Успех  запоминания зависит также от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком  порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную близость объектов запоминания. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Оно опирается главным образом  на обобщенные связи второй сигнальной системы. Доказано, что осмысленное  запоминание во много раз продуктивнее механического. Механическое запоминание  неэкономно, требует многих повторений; механически заученное человек  не всегда может припомнить к месту  и ко времени. Осмысленное запоминание  требует от человека значительно  меньше усилий и времени и более  действенно.

Условия, способствующие осмысленному и прочному запоминанию. Осмысление материала достигается  разными приемами и, прежде всего  выделением в изучаемом материале  главных мыслей и группированием их в виде плана. Каждое наименование плана — это обобщенный заголовок  определенной части текста. Переход  от одной части к следующим  частям — это логическая последовательность основных мыслей текста. При воспроизведении  текста материал концентрируется вокруг заголовков плана, стягивается к  ним, что облегчает его припоминание. Необходимость составить план приучает человека к вдумчивому чтению, сопоставлению  отдельных частей текста, уточнению  порядка и внутренней взаимосвязи  вопросов.

Установлено, что  учащиеся, которые при запоминании  текстов составляли план, обнаруживают более прочные знания, чем дети, запомнившие текст без плана.

Полезным приемом  осмысления материала является сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями  и пр. Осмыслению материала помогает также его конкретизация, пояснение  общих положений, правил примерами  решение задач в соответствии с правилами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т.п. Существуют и другие приемы осмысления. Прочность запоминания во многом зависит от повторения. Повторение— важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Но чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого ставятся разные задачи перед заучивающим: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т.д. При активном повторении происходит оживление второсигнольных связей. Оно связано с осмыслением материала.

Разнообразие  форм повторения способствует образованию  новых связей изучаемого материала  с практикой, жизнью. В результате запоминание делается более полным. Пассивное повторение не дает эффекта. В одном эксперименте учащиеся заучивали  тексты путем пятикратных повторений. Анализ эффективности каждого чтения показал, что как только повторение приобретает пассивный характер, - заучивание становится непродуктивным. Очень важно правильно распределить повторение во времени, психологии известны 2 способа повторения: концентрированное  и распределенное. При первом способе  материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. Например, если для  заучивания стихотворение требуется 12 повторений, то человек 12 раз подряд читает его, пока не выучит. При распределенном повторении чтения отделены друг от друга  некоторыми промежутками.

Распределенное  повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и энергию, способствуя более прочному усвоению знаний. В одном из исследований две группы пятиклассников заучивали  стихотворение разными способами: первая группа — концентрированным, вторая — распределенным. Полное заучивание при концентрированном способе  потребовало 24 повторения, а при  распределенном способе — только 10, т.е. в 2,4 раза меньше.

Распределенное  повторение обеспечивает и большую  прочность знание. Повторения особенно полезны в первые часы и дни  после ознакомления с материалом 40 тех пор, пока нервные связи  в коре не укрепились и (согласно с  химической гипотезой памяти) в нервных  клетках не произошли структурные  изменения белковых молекул. После  этого повторения могут проводиться  реже и с большими промежутками времени.

Продуктивность  запоминания в целом и по частям. В психологии известны 3 способа  заучивания: целостный, частичный и  комбинированный. Первый способ состоит в том, что материал (текст, стихотворение и др.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе (частичном) материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, затем третья и т.д. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз, в зависимости от объема и характера его, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком. Если же материал, например, стихотворный текст, велик по объему, то он делится на строфы, логически законченные части, и заучивание происходит таким образом: сначала прочитывается 1-2 раза от начала до конца, выясняется общий смысл его, затем заучивается каждая часть, после чего материал снова читается целиком.

Из указанных  способов наиболее целесообразным является комбинированный (исследования М. Н. Шардакова). Он обеспечивает равномерное запоминание  всех частей материала, требует глубокого  осмысления, умения выделить главное. Такая деятельность осуществляется при большей coqpeдoтoчeннocти внимания, отсюда и большая ее продуктивность. В опытах М. Н. Шардакова учащимся, которые заучивали стихотворение  комбинированным способом, потребовалось  всего 9 повторений, при заучивании в целом — 14, а при заучивании по частям — 16 повторений.

Способы заучивания следует применять в зависимости  от характера материала. При заучивании связного текста лучше пользоваться комбинированным способом, частичный  лучше применять при заучивании иностранных слов, географических названий. Небольшой по объему и легкий текст  можно заучивать целиком.

Успех запоминания  также обеспечивается самоконтролем. Очень важно при заучивании делать попытку воспроизводить материал. Это  важно на всех этапах усвоения. Такие  попытки помогают установить, что  мы запомнили, какие ошибки допустили  при воспроизведении и на что  следует обратить внимание в последующем  чтении.

Продуктивность  запоминания зависит и от характера  материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного: логически  связанный текст воспроизводится  полнее, чем разрозненные предложения. Существует различие в запоминании  описательных и объяснительных текстов: учащиеся младших и средних классов  лучше запоминают художественные отрывки  и естественнонаучные описания, хуже — общественно-исторические тексты; в старших классах это различие почти отсутствует. Одним из условий успешного запоминания является также систематизация материала. Приведенный в систему, он легче запоминается, дольше хранится в памяти. Исследования А.А. Смирнова, Л.В. Занкова выявили значительное преимущество в запоминании сгруппированного текста перед несгруппированным. Систематизация может протекать в разных направлениях: путем объединения объектов запоминания по одному какому-либо признаку, например, распределение предметов по группам в зависимости от цвета, величины и формы и пр., путем объединения материала (например, по истории) в хронологическом следовании событий и путем систематизации его в соответствии с предложенной схемой, например, при обобщенной характеристике географических зон и т.п.

Кодирование

Процесс кодирования  начинается уже на стадии сенсорной  памяти, когда распознаются физические характеристики стимула. Далее он несколько  углубляется во время передачи информации в кратковременную память, так  как здесь происходит первая перегруппировка  разных элементов запоминаемого. Однако основной процесс кодирования происходит на стадии долговременной памяти, так  как именно здесь осуществляются анализ и идентификация различных  характеристик информации.

Хранение (архивизация)

Архивизация - это  накопление материала в памяти. В  зависимости от того, вовлекается  ли при этом эпизодическая или  семантическая память, архивизация  происходит по-разному. Это важное подразделение  двух форм памяти ввел Тульвинг. 

В эпизодической  памяти хранится вся информация о  различных событиях нашей жизни. По сути своей эта память автобиографична. Что касается семантической памяти, то она включает все те структуры, которые свойственны данной культуре и позволяют познавать мир. Кроме  того, в семантической памяти хранятся правила, лежащие в основе языка  и различных умственных операций. Таким образом, семантическая память служит своего рода каркасом для событий  текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти. Так, благодаря  семантической памяти мы знаем, что  такое экзамен, друг, отрочество или справедливость вообще, как понятия, но когда мы имеем дело с конкретными проявлениями этих понятий в нашей жизни, это отображается уже в эпизодической памяти.

Несмотря на различие этих двух функций памяти, они дополняют друг друга и  в различной степени обе определяют, как будет организована информация для хранения в памяти. Для долговременного  хранения, как в архиве, требуется  такая организация, которая позволяла  бы не только классифицировать, но и  быстро извлекать информацию. Можно  выделить несколько способов “укладки”  информации в памяти; они зависят  от сложность и других особенностей запоминаемого материала.

Прежде всего, существуют такие формы организации  памяти, которые определяются чисто  внешними причинами - самой сущностью  того, что следуют запомнить. Во-первых, возможна пространственная организация, позволяющая установить связи и  “опорные точки” в нашем физического  и социальным окружении. Именно такая  организация лежит в основе построения “когнитивных карт”. Линейная организация  позволяет найти какое-либо слово  в словаре или имя в телефонной книге благодаря тому, что мы знаем  алфавит. Этот же принцип дает нам  возможность ориентироваться в  днях недели и месяцах или, например, находить нужную страницу в книге.

Информация о работе Память