Память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 19:12, реферат

Краткое описание

Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека. Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием различных мнемонических средств. Так, например, у человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная.

Содержание

1.Введение.
2.Виды памяти и их особенности.
3.Особенности и взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти.
4.Индивидуальные различия памяти у людей.
5.Законы памяти:
1) Впечатление и эмоции.
2) Повторение.
3) Ассоциации.
4) Осмысленное восприятие.
6. Некоторые эффекты и законы памяти.
7. Заключение.
8. Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Память.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по психологии

на тему:

«Память»

 

 

 

                                           Выполнила:   Беляева Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012.

Содержание.

  1. Введение.
  2. Виды памяти и их особенности.
  3. Особенности и взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти.
  4. Индивидуальные различия памяти у людей.
  5. Законы памяти:

     1) Впечатление и эмоции.

     2) Повторение.

     3) Ассоциации.

     4) Осмысленное восприятие.

6. Некоторые эффекты и законы памяти.

7. Заключение.

8. Литература.

 

 

  1. Введение.

 

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счёт накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

Память – запоминание, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

В памяти различают такие  основные процессы: 1) запоминание,

2) сохранение,3) воспроизведение, 4) забывание.

Память является жизненно важной основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.

Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека. Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием различных мнемонических средств. Так, например, у человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная.

В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.

 

  1. Виды памяти и их особенности.

Классификация основных видов  памяти.

 

По продолжительности

сохранения

информации.

 

По характеру целей

деятельности

 

По характеру

психической

активности.

Мгновенная

Кратковременная

Оперативная

Долговременная

Генетическая

Произвольная

Непроизвольная

 

Двигательная

Эмоциональная

Образная

Словесно-логическая




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Эксплицитная

Имплицитная

 Долговременная

 

 

Зрительная

Слуховая

Осязательная

Обонятельная

Вкусовая




 

 

 

 

 

 

  1. По продолжительности сохранения информации:

Мгновенная  память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 сек.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 сек.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления.

     Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

" Мозг среднего  человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает  и тысячной доли того, что видит глаз".

     Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

     Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

 

     Долгое  время психологи не разделяли  долговременную память на отдельные ее виды.

     Сегодня  исследователи памяти выделяют три вида долговременной памяти.

  1. Эксплицитная- память, в которой человек сознательно вспоминает

прошлое событие, причем это воспоминание переживается как  происходящее в определенном месте и времени.

  1. Имплицитная- память, связанная с навыками.
  2. Собственно долговременная память.

 

     Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).

 

  1. По преобладающему в процессе функционирования памяти анализатору:

     Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П.Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно- логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

 

     Двигательная (или моторная) память- это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие движения. При воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь - в - точь в том виде, как раньше. Но общий характер движений сохраняется. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движений письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы подаем руку, приветствуя знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т.д.

     Наиболее  точно движения воспроизводятся  в тех условиях, в которых они  выполнялись ранее. В совершенно  новых условиях мы часто воспроизводим движения с большим несовершенством. Также очень сложно повторить движения, если они раньше были частью какого-то сложного движения, а сейчас их надо воспроизвести отдельно. Все это объясняется тем, что движения воспроизводятся нами не изолированно от того, с чем они были раньше связаны, а только на основе уже образовавшихся ранее связей.

     Двигательная память у детей возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и т.д. Особо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи. Развитие памяти происходит и в более позднее время.

 

    Эмоциональная память- это память на чувства, переживания. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

     Надо отметить, что воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.

    По силе воспроизведенное чувство может быть сильнее или слабее первичного. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость - спокойным удовлетворением; в другом случае, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев - усиливается. Существенные перемены могут произойти и с содержанием нашего чувства- то, что раньше воспринималось как досадное недоразумение, со временем может восприниматься как забавный случай.

     Первые проявления эмоциональной памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальное проявление эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно- рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

 

     Образная память- это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и т.д.  Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.

     У человека  преобладающим является зрительное  восприятие. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. Дейл Карнеги объясняет этот феномен тем, что "нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу".

     Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.

 

     Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.

 

     Суть образной  памяти заключается в том, что  воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Следует иметь в виду особенности, характерные для представлений - их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Поэтому воспроизведение воспринятого часто расходится с оригиналом, с течением времени эти различия могут углубляться.

 

     Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

     Словесно- логическая память - выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

     Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Словесно-логическая память проявляется в двух случаях: 1)запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а подлинное сохранение подлинных выражений не требуется;

2)запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей.

     Оба этих вида памяти  могут не совпадать друг с  другом. Например, есть люди, которые  хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучивать материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст "своими словами". Развитие обоих видов памяти происходят не параллельно.

 

  1. По характеру целей деятельности

     В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

     Произвольная - требуются волевые усилия человека и цель запоминания (заучивание стихов.

    Непроизвольная- запоминание и воспроизведение, осуществляющееся автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания.

Непроизвольное запоминание  не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

 

  1. Особенности и взаимосвязь кратковременной

и долговременной памяти.

     Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. 
   Кратковременная и долговременная память взаимосвязаны и работают как единая система.

     Кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, перерабатывающего самый большой объем информации, сразу отсеивающего ненужную и оставляющего потенциально полезную.

     Объем кратковременной памяти индивидуален и ограничен. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. При переполнении объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там информацию, и последняя безвозвратно исчезает.

     Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и отложиться лишь то, что было когда-то в кратковременной памяти. В кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств, перевод в долговременную память - благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести гораздо больше информации, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти.

Информация о работе Память