Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:01, реферат
Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память. Общая характеристика памяти
Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли. Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Процессы памяти
При характеристике памяти выделяют следующие ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала.
Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:
1) запечатление
- кратковременное и
2) непроизвольное
запоминание –
3) преднамеренное
запоминание (заучивание) – целенаправленное
запоминание с целью
При заучивании
материала существенны
Успех запоминания
определяется правильной организацией
повторений, которые должны быть осознанными,
осмысленными и активными. Лучший вид
повторения – это включение усвоенного
материала в последующую
Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.
Процессом, противоположным
сохранению, выступает забывание. Забывание
– это процесс, заключающийся
в невозможности
Забывание в
значительной степени зависит от
предыдущей деятельности, непосредственно
предшествующей запоминанию. Забывание
материала под влиянием деятельности,
предшествующей запоминанию, получило
название проактивного торможения, а
забывание материала под
Для уменьшения
забывания необходимо понимание, осмысление,
повторение информации.
Воспроизведение
– процесс памяти, в результате
которого происходит актуализация закрепленного
ранее материала. Воспроизведение
имеет несколько уровней:
узнавание, которое
возникает при повторном
воспоминание, которое
осуществляется в отсутствие объекта
восприятия;
припоминание, представляющее
собой наиболее активную форму воспроизведения,
во многом зависящую от четкости поставленных
задач;
реминисценция
– непроизвольное воспроизведение
давно, казалось бы, забытого.
Воспроизведение
строго индивидуально. Объем, последовательность
воспроизведения зависят от отношения
субъекта к воспринимаемым событиям,
его интереса, интеллекта, возраста,
жизненного опыта, занятий.
Виды памяти
Наиболее распространенной
является классификация П.П. Блонского,
выделявшего следующие виды памяти.
В зависимости
от особенностей запоминания и воспроизведения
материала
Двигательная
память позволяет нарабатывать практические
и трудовые навыки. В основе двигательной
памяти лежат процессы запоминания,
сохранения в сознании двигательных
актов, совокупности движений, передвижения
человека в пространстве.
Эмоциональная
(аффективная) память состоит в запечатлении
и сохранении в сознании переживаний
и чувств. Она характеризуется
быстротой формирования, особой прочностью
сохранения, непроизвольностью
Образная память
позволяет сохранять в сознании
образы однажды воспринятого жизненно
важного объекта. Это память о
внешнем виде объекта и его
местонахождении в
Словесно-логическая
память на словесные стимулы отражает
как внешние объекты и события,
так и внутренние переживания. Словесно-логическая
память – ведущий вид памяти.
В зависимости
от характера деятельности
Произвольная
память характеризуется
Непроизвольная
память осуществляется непреднамеренно,
попутно, на неосознанном уровне.
В зависимости
от способа запоминания
Механическая
память не опирается на осмысление
запоминаемого материала.
Смысловая память
основывается на обобщениях и систематизированных
ассоциациях запоминаемого
В зависимости
от продолжительности хранения материала
в памяти
Ультракороткая
память (иконическая – для
Кратковременная
память – определенная фаза в упрочении
памяти, отражающая ранние этапы фиксации
информации. На ранних этапах фиксации
следы информации подвижны и поддаются
«стиранию» под влиянием любых внешних
воздействий. Эти этапы связаны
с нейродинамическими процессами, обеспечивающими
поддержание функциональных связей
нейронов, участвующих в центральной
интеграции воспринимаемого образа.
Кратковременная память обеспечивает
первичную ориентировку при одномоментном
восприятии обстановки.
Время функционирования
кратковременной памяти – не более
30 сек. Ее объем ограничен 5 - 7 объектами.
Однако при воспроизведении образов
кратковременной памяти из них может
извлекаться дополнительная информация.
Долговременная
память обусловливается структурно-
Оперативная память
обеспечивает непосредственно осуществляемые
человеком актуальные действия, операции.
В оперативной памяти образуется
«рабочая смесь» из материалов, поступающих
из кратковременной и