Память. Способы управления эмоциональными состояниями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 11:28, реферат

Краткое описание

Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности1.
Процессы памяти:
запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ 7 ВАРИАНТ.docx

— 40.06 Кб (Скачать файл)

В теории и практике педагогического процесса употребляется и такое понятие как прием. Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. Беседа, диспут, разъяснение - это примеры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность - приемы поощрения. Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющих решать те, или иные педагогические задачи. 
Еще одно важное понятие в этом ряду - форма организации педагогического воздействия. Выделяют следующие наиболее важные формы организации педагогического воздействия:

  • учебный процесс;
  • внеаудиторная работа;
  • семейное воспитание;
  • воспитательная деятельность молодежных организаций;
  • воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации (в той мере, в какой она доступна).5

Рассмотрим названные выше методы воздействия на личность.

Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований, наиболее важные из них:

  • высокий авторитет педагога.
  • опора на жизненный опыт воспитанников.
  • искренность, конкретность и доступность убеждения.
  • сочетание убеждения и практического приучения.
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Упражнение - это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Приучение - это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по другому: приучение - это упражнение с целью выработки хороших привычек. Упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического и эстетического восприятия и развития. Без систематического применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы6. В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений:

  • упражнения в полезной деятельности;
  • режимные упражнения;
  • специальные упражнения.

Упражнения в полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал самоутверждаться в труде и через труд. Режимные упражнения - это такие упражнения, главный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс - режим, который приводит к синхронизации психофизиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах его деятельности. Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков. В учебном процессе все упражнения - специальные, а в воспитательной работе - это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой. Так, первокурсников «тренируют» вставать при входе преподавателя. Специальные упражнения применяются и с целью преодоления недостатков. Так, нарушителя дисциплины делают ответственным за порядок. Упражнение лишь на самых ранних стадиях можно рассматривать как простое повторение. В дальнейшем упражнение - это совершенствование, которое идет нарастающим итогом. Так же, как репетиция спектакля не есть его простое повторение, а этап все большего приближения к тому состоянию, которое материализирует режиссерский замысел, этап совершенствования на пути к эталону.

Методы обучения подразделяют по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические. Их классифицируют также в зависимости от основных дидактических задач на

  • методы приобретения новых знаний;
  • методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых - оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим (дополнительным) принято называть основными.

Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача - не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой.

Поощрение - это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения - возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех.

Наказание - один из самых старейших методов воспитания. Наказание - это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности - чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств.

Главное чувство наказанного - чувство отчужденности, отстраненности от других, от коллектива.

Педагогические требования к применению мер наказания состоят в следующем:

  • нельзя наказывать за неумышленные поступки;
  • нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного;
  • сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;
  • строго соблюдать педагогический такт;
  • опора на понимание и поддержку общественного мнения;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Шенцев М. В. Информационная модель памяти . , С.Пб.2005. – С.70

2 Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007 - С. 59-60

3 Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. 2003. – С. 207-208

4 Столяренко А.М. Психология и педагогика. Издательство: Юнити-Дана, 2010. – С. 208-212

5 Резепов И. Психология и педагогика. Шпаргалка. Издательство: Окей-книга Серия: К экзамену готов! 2008. – С. 29-30

6 Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. 2003. – С. 355-356

7 Столяренко А.М. Психология и педагогика. Издательство: Юнити-Дана, 2010. – С. 422-424

 

 


Информация о работе Память. Способы управления эмоциональными состояниями