Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:20, контрольная работа
XX век часто называют «веком молодых». Настойчивость в отстаивании этого тезиса обычноосновывается на утверждении, что в молодежи заложены образцы и масштабы человеческого совершенства, которые в наше время бурного развития техники и информационного бума, казалось бы, неопровержимо устанавливают преимущество таких качеств молодости, как пластичность и умение быстро приспосабливаться к современным новациям. С молодежью вполне справедливо связывают непосредственное будущее нашей цивилизации и ее дальнейшие перспективы. Цель - изучение психологических особенностей памяти.
Введение 3
1.Память в период молодости 6
1.1.Психологическая характеристика периода молодости 6
1.2.Проблема тревожности во взглядах отечественных и зарубежных авторов 9
1.3.Психологическая характеристика памяти 22
1.4.Связь уровня тревожности и кратковременной памяти в период молодости 24
2. Проведение психолого – педагогических исследований 26
2.1. Исследование объема кратковременной памяти по методике Джекобсона. 26
2.2. Тест ситуативной тревожности Спилбергера 28
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Приложение 37
Более неопределенно обстоят дела с доказательствами влияния тревожности на личностное развитие, хотя впервые его отметил еще С. Кьеркегор, считавший тревожность основным фактором, определяющим историю человеческой жизни. Позже эта точка зрения развивалась в философских работах экзистенциалистов и в психологическом плане — в психоаналитических исследованиях.
Современные
представления о влиянии
Немало исследований посвящены роли тревожности в возникновении неврозов и психосоматических расстройств, в том числе и у детей.
Значительные
проблемы связаны с соотношением
понятий «тревожность» («тревога»)
и «страх». Разграничение явлений
тревоги и страха, закрепленное в
соответствующих понятиях (Angst —
нем., anxiety — англ., angiosse — фр. —
безотчетный страх-тоска в
Сегодня
наиболее распространена точка зрения,
рассматривающая страх как
Своеобразным выражением этой точки зрения является положение Ф. Перлза: «Я склонен считать, что всякая тревога есть боязнь перед публикой. Если это не боязнь перед публикой (т. е. связанная с исполнением), тогда рассматриваемое явление есть страх. Или тревога является попыткой преодолеть страх «ничто», часто представляемое в форме «ничто=смерть». Вместе с тем в другом месте Ф. Перлз рассматривает тревожность и страх с точки зрения отношения к внешней и внутренней угрозе и рассматривает тревожность исходно как чисто физиологическую реакцию: «Страх вызывается некоторым опасным объектом в среде, с которым нужно что-либо сделать или избегать его. Тревожность же внутри — органическое переживание, не имеющее прямого отношения к внешним объектам». И еще: «Тревожность — это переживание трудности дыхания во время заблокированного возбуждения... Само английское слово anxiety (беспокойство, тревога) происходит от латинского augusto — узость, сужение. Тревожность возникает вместе с непроизвольным сжатием груди...».
Выделение
в качестве собственно психологического
критерия разного характера, продуцируемого
этими эмоциональными состояниями
действий, — уходе от ситуации или
борьбы с ней при страхе и недифференцированной
поисковой активности при тревоге
— подчеркивается и во многих экспериментальных
работах. Существуют также экспериментальные
данные о различии тревожности и
страха по целому комплексу психологических,
физиологических и
В некоторых
исследованиях страх
Сложность
применения указанных точек зрения
к анализу страха и тревоги
у детей, как подчеркивалось неоднократно,
связана, по крайней мере, с двумя
обстоятельствами. Во-первых, с тем,
что разграничение внешней и
внутренней, определенной и неопределенной
угрозы возникает в онтогенезе достаточно
поздно. Во-вторых, разграничение «витальной»
и «социальной» угрозы часто достаточно
искусственно, во всяком случае для
детей. Определенные затруднения обусловлены
еще и тем, что соответствующие
термины, принятые в зарубежной психологической
литературе (например, англ. — anxiety), на
русский язык переводятся и как
«тревожность», и как «страх», и
требуется специальное
Кроме того, в последнее время отмечается тенденция понимать тревогу и как полипредметное переживание, когда угрожающими являются множество объектов, по сути все стороны многозначной и неопределенной действительности. При закреплении тревоги на каком-либо объекте все остальные от нее освобождаются. Так возникает страх [. На наш взгляд, подобное понимание относится не столько к тревоге и страху, сколько к соотношению общей тревожности и ее конкретных видов, в которых выделение сферы объектов и ситуаций требуется по определению (школьная, тестовая тревожность и т. п.).
Возможность
продуктивного подхода к
Память- это сложный психический
процесс, способность мозга хранить
и воспроизводить информацию. Все
люди рождаются с заложенной возможностью
запоминать различные события. Но встречаются
люди и с феноменальной
Бытует мнение, что у людей с возрастом память ухудшается, но на самом деле все зависит от самого человека. И в преклонном возрасте память может быть блестящей, при условии если человек ей пользуется, постигает, что-то новое. Это могут быть те же кроссворды, заучивание стихов, какие-то курсы, изучение иностранного языка и.т.д. Известно, что люди занимающиеся наукой и в солидном возрасте имеют прекрасную память. Но когда мы во власти сильных эмоций, спешим, или на нас давит груз обстоятельств, нас отвлекают, если мы поглощены другим делом и т.д. в таких условиях любая, даже самая лучшая, память будет давать сбой. Человеческая память - это не только умение запоминать, но и, ках ни парадоксально это звучит, умение забывать ненужное.
Процессы запоминания
и забывания очень часто не
поддаются нашему контролю. В течение
своей жизни мы получаем огромное
количество информации, однако болящую
половину узнанного забываем, примирившись
с тем, что феноменальная память
- не наша сильная сторона При
этом, учеными давно доказано, что
человек пользуется лишь небольшим
процентом возможного потенциала памяти,
и предела для
Большинство исследований доказывают: память человека улучшается вплоть до 20-25 лет, затем держится на одном уровне до 40-45 лет, в 50 отличается наибольшей восприимчивостью, после чего начинает постепенно угасать. Однако гениальный немецкий поэт Гете в возрасте 83 лет подарил человечеству свое бессмертное творение "Фауст", физиолог Павлов до последних дней своей жизни(86 лет)плодотворно трудился и обогащал науку; Лев Толстой и в преклонном возрасте имел острый ум, великолепную память, острое зрение, ясный слух; писатель Аксаков начал создавать свои произведения в 64 года; Галилей сделал главное открытие в 70 лет; Дарвин в 62 года написал "Происхождение человека".....
Забывание, может быть, одним из методов борьбы со стрессом. Как правило, мы вытесняем из памяти именно то, что мы не хотим помнить, что-то неприятное, трагическое, то что приносит боль или обиду. Организм старается вытеснить эту информацию. У психологов есть специальные методики, которые помогают вытеснить какие-то острые воспоминания, которые мешают человеку жить. Это конечно не абсолютный закон, бывает и по другому. Например с помощью образов, можно мысленно стирать или замазывать яркой краской неприятные события, "сжигать в пламени свечи" ненужные даты, телефоны, имена, лица, писать на песке прутиком события, которые хочется забыть. Таким же образом можно научиться снимать зубную и головную боль, усталость, начинающуюся болезнь. В основе всех этих навыков - образ, который действительно может исцелять. У животных быстро забываются потери потомства. Сами условия существования этого требуют."
В последнее время тревожность изучается также как процесс, в частности, в работах Ч. Спилбергера, Ф.Е. Василюка, Ф.Б. Березина, В.М. Астапова.
Экспериментальное изучение влияния тревоги на кратковременную память в молодости дает однозначные результаты. Данные свидетельствуют о том, что тревога способствует успешному запоминанию в относительно простых для человека ситуациях, а препятствует в сложных.
Тревожность как сигнал опасности привлекает внимание к возможным трудностям, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучших результатов. Поэтому оптимальный уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к реальности (адаптивная реальность). Полное отсутствие тревоги препятствует нормальной адаптации и мешает продуктивной деятельности. Чрезмерно высокий уровень тревожности рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности.
Как показали Кэттелл и И. Шейер, высокий уровень тревожности снижает успешность кратковременной памяти. Повышенная личностная тревожность отрицательно влияет на музыкантов, спортсменов и другие виды деятельности. Кроме того, подобные люди менее устойчивы к монотонной работе, чем лица с низкой тревожностью. Однако и низкая тревожность может обусловливать плохую запоминаемость. Все зависит, по видимому, от ситуации и действий которые подлежат усвоению.
Высокая тревожность чаще встречается у людей с мягким (либеральным) стилем деятельности, чем у жестких (автократичных). Замечено, что люди с высокой личностной тревожностью обладают более низкой самооценкой и авторитарным стилем основной деятельности (проводились исследования учителей), избегают социальных контактов.
В противоположность им люди с низким нейротизмом уверены в себе и стремятся к активному саморазвитию. По мнению Е.П. Ильина, есть основания предполагать, что тревожность играет роль в процессе запоминания для некоторых видов деятельности, в частности поопределенным видам спорта. Так, например, нет спортсменов с высокой тревожностью в парашютном спорте, причем, как среди мастеров, так и среди новичков.
Целью данного эксперимента является определение объема кратковременного запоминания по методике Джекобсона.
Для данного исследования была выбран 1 человек в возрасте 25 лет. Для этого участнику были предложены чистые листки и ручка для записи. Исследование состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии участнику были зачитаны один из наборов следующих цифровых рядов.