Память в период молодости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:20, контрольная работа

Краткое описание

XX век часто называют «веком молодых». Настойчивость в отстаивании этого тезиса обычноосновывается на утверждении, что в молодежи заложены образцы и масштабы человеческого совершенства, которые в наше время бурного развития техники и информационного бума, казалось бы, неопровержимо устанавливают преимущество таких качеств молодости, как пластичность и умение быстро приспосабливаться к современным новациям. С молодежью вполне справедливо связывают непосредственное будущее нашей цивилизации и ее дальнейшие перспективы. Цель - изучение психологических особенностей памяти.

Содержание

Введение 3
1.Память в период молодости 6
1.1.Психологическая характеристика периода молодости 6
1.2.Проблема тревожности во взглядах отечественных и зарубежных авторов 9
1.3.Психологическая характеристика памяти 22
1.4.Связь уровня тревожности и кратковременной памяти в период молодости 24
2. Проведение психолого – педагогических исследований 26
2.1. Исследование объема кратковременной памяти по методике Джекобсона. 26
2.2. Тест ситуативной тревожности Спилбергера 28
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Приложение 37

Вложенные файлы: 1 файл

№ 102.Память в период молодости(26.04.11).docx

— 99.32 Кб (Скачать файл)

Более неопределенно  обстоят дела с доказательствами влияния тревожности на личностное развитие, хотя впервые его  отметил еще С. Кьеркегор, считавший тревожность основным фактором, определяющим историю человеческой жизни. Позже эта точка зрения развивалась в философских работах экзистенциалистов и в психологическом плане — в психоаналитических исследованиях.

Современные представления о влиянии тревожности  на развитие личности базируются в  основном на данных клинических исследований, в том числе и полученных на материале пограничных расстройств. Кроме того, таким образом интерпретируются установленные в эмпирических исследованиях  связи между тревожностью и другими  личностными образованиями: например, тревожностью и уровнем притязаний, тревожностью и типами акцентуаций. Естественно, столь же распространена и прямо противоположная интерпретация  получаемых связей, когда тревожность  рассматривается как производная  от этих образований.

Немало  исследований посвящены роли тревожности  в возникновении неврозов и психосоматических  расстройств, в том числе и  у детей.

Значительные  проблемы связаны с соотношением понятий «тревожность» («тревога») и «страх». Разграничение явлений  тревоги и страха, закрепленное в  соответствующих понятиях (Angst —  нем., anxiety — англ., angiosse — фр. —  безотчетный страх-тоска в отличие  от Furcht — нем., fear — англ. и др. — конкретный, эмпирический страх-боязнь), произошло лишь в начале XIX в. и связано с именем С. Кьеркегора, последовательно разводившего конкретный страх (Furcht) и неопределенный, безотчетный страх-тоску (Angst). До этого времени все, что сегодня мы относим к явлениям тревожности и страха, описывалось и обсуждалось под общим понятием «страх» (что часто встречается и в настоящее время).

Сегодня наиболее распространена точка зрения, рассматривающая страх как реакцию  на конкретную, определенную, реальную опасность, а тревожность — как  переживание неопределенной, смутной, безобъектной угрозы преимущественно  воображаемого характера. Согласно другой позиции, страх испытывается при угрозе витальной, когда что-то угрожает целостности или существованию  человека как живого существа, человеческому  организму, а тревожность — при  угрозе социальной, личностной. Опасность в этом случае грозит ценностям человека, потребностям «Я», его представлению о себе, отношениям с другими людьми, положению в обществе. Подобный подход лежит и в основе определения тревожности, данного в едва ли не первой работе по психологическому изучению тревожности в СССР — исследовании, проведенном грузинским психологом Н. В. Имедадзе в 1966 г. Тревожность понимается автором как «эмоциональное состояние, возникшее перед возможностью фрустрации социальных потребностей».

Своеобразным  выражением этой точки зрения является положение Ф. Перлза: «Я склонен считать, что всякая тревога есть боязнь перед публикой. Если это не боязнь перед публикой (т. е. связанная с исполнением), тогда рассматриваемое явление есть страх. Или тревога является попыткой преодолеть страх «ничто», часто представляемое в форме «ничто=смерть». Вместе с тем в другом месте Ф. Перлз рассматривает тревожность и страх с точки зрения отношения к внешней и внутренней угрозе и рассматривает тревожность исходно как чисто физиологическую реакцию: «Страх вызывается некоторым опасным объектом в среде, с которым нужно что-либо сделать или избегать его. Тревожность же внутри — органическое переживание, не имеющее прямого отношения к внешним объектам». И еще: «Тревожность — это переживание трудности дыхания во время заблокированного возбуждения... Само английское слово anxiety (беспокойство, тревога) происходит от латинского augusto — узость, сужение. Тревожность возникает вместе с непроизвольным сжатием груди...».

Выделение в качестве собственно психологического критерия разного характера, продуцируемого этими эмоциональными состояниями  действий, — уходе от ситуации или  борьбы с ней при страхе и недифференцированной поисковой активности при тревоге  — подчеркивается и во многих экспериментальных  работах. Существуют также экспериментальные  данные о различии тревожности и  страха по целому комплексу психологических, физиологических и биохимических  показателей.

В некоторых  исследованиях страх рассматривается  как фундаментальная эмоция, а  тревожность — как формирующееся  на его основе, часто в комбинации с другими базовыми эмоциями, более  сложное эмоциональное образование. Так, согласно теории дифференциальных эмоций, страх — фундаментальная  эмоция, а тревожность — устойчивый комплекс, образующийся в результате сочетания страха с другими фундаментальными эмоциями: «Тревожность... состоит из доминирующей эмоции страха и взаимодействий страха с одной или несколькими  другими фундаментальными эмоциями, особенно со страданием, гневом, виной, стыдом и интересом». Эта позиция  имеет локальный характер и за пределами указанной теории находит  сравнительно мало последователей, особенно в тех случаях, когда речь идет об изучении устойчивых форм тревожности. I. G. Sarason  проводит различие между тревожностью и страхом, исходя из направленности внимания: при страхе внимание индивида направлено вовне, при тревожности — внутрь, человек фиксируется на своем внутреннем состоянии. Нередко, однако, тревожность и страх используют как взаимозаменяемые понятия.

Сложность применения указанных точек зрения к анализу страха и тревоги  у детей, как подчеркивалось неоднократно, связана, по крайней мере, с двумя  обстоятельствами. Во-первых, с тем, что разграничение внешней и  внутренней, определенной и неопределенной угрозы возникает в онтогенезе достаточно поздно. Во-вторых, разграничение «витальной»  и «социальной» угрозы часто достаточно искусственно, во всяком случае для  детей. Определенные затруднения обусловлены  еще и тем, что соответствующие  термины, принятые в зарубежной психологической  литературе (например, англ. — anxiety), на русский язык переводятся и как  «тревожность», и как «страх», и  требуется специальное обращение  к первоисточнику, чтобы понять, как данный термин использовал автор. В целом же в современной психологической  литературе, не посвященной специально проблеме тревожности и страха, в  основном принято пользоваться понятием «страх», когда речь идет о переживании, имеющем конкретный объект, все равно  реального или иррационального, воображаемого, адекватного или  неадекватного характера, и понятием «тревога», «тревожность», когда такой  объект не выделяется.

Кроме того, в последнее время отмечается тенденция понимать тревогу и  как полипредметное переживание, когда  угрожающими являются множество  объектов, по сути все стороны многозначной и неопределенной действительности. При закреплении тревоги на каком-либо объекте все остальные от нее  освобождаются. Так возникает страх [. На наш взгляд, подобное понимание  относится не столько к тревоге  и страху, сколько к соотношению  общей тревожности и ее конкретных видов, в которых выделение сферы  объектов и ситуаций требуется по определению (школьная, тестовая тревожность  и т. п.).

Возможность продуктивного подхода к проблеме различения тревоги и страха для  возрастной психологии мы видим во введенном Ф. Б. Березиным понятии «явления тревожного ряда», позволяющем провести различия между страхом как реакцией на конкретную, объективную, однозначно понимаемую угрозу и иррациональным страхом, возникающим при нарастании тревоги и проявляющимся в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. В этом плане тревога и страх представляют собой разные уровни явлений тревожного ряда, причем тревога предшествует иррациональному страху.

1.3. Психологическая характеристика памяти

 

Память- это сложный психический  процесс, способность мозга хранить  и воспроизводить информацию. Все  люди рождаются с заложенной возможностью запоминать различные события. Но встречаются  люди и с феноменальной фотографической  памятью. Это действительно редкий дар. Такие люди могут запоминать огромное количество информации и воспроизводить эту информацию очень быстро. Можно  предположить, что это сочетание  генетического фактора и определенной тренировки в течении жизни У  маленьких детей объём памяти значительно меньше, чем у взрослого  человека, поэтому мы не помним, что  происходило с нами в младенчестве. С годами человек может держать  в голове всё большее количество различной информации.  

Бытует мнение, что у  людей с возрастом память ухудшается, но на самом деле все зависит от самого человека. И в преклонном возрасте память может быть блестящей, при условии если человек ей пользуется, постигает, что-то новое. Это могут  быть те же кроссворды, заучивание стихов, какие-то курсы, изучение иностранного языка и.т.д. Известно, что люди занимающиеся наукой и в солидном возрасте имеют  прекрасную память. Но когда мы во власти сильных эмоций, спешим, или на нас  давит груз обстоятельств, нас отвлекают, если мы поглощены другим делом и  т.д. в таких условиях любая, даже самая лучшая, память будет давать сбой. Человеческая память - это не только умение запоминать, но и, ках ни парадоксально  это звучит, умение забывать ненужное.

Процессы запоминания  и забывания очень часто не поддаются нашему контролю. В течение  своей жизни мы получаем огромное количество информации, однако болящую  половину узнанного забываем, примирившись с тем, что феноменальная память - не наша сильная сторона При  этом, учеными давно доказано, что  человек пользуется лишь небольшим  процентом возможного потенциала памяти, и предела для совершенствования  собственных возможностей нет.

Большинство исследований доказывают: память человека улучшается вплоть до 20-25 лет, затем держится на одном  уровне до 40-45 лет, в 50 отличается наибольшей восприимчивостью, после чего начинает постепенно угасать. Однако гениальный немецкий поэт Гете в возрасте 83 лет  подарил человечеству свое бессмертное  творение "Фауст", физиолог Павлов до последних дней своей жизни(86 лет)плодотворно трудился и обогащал науку; Лев Толстой и в преклонном возрасте имел острый ум, великолепную память, острое зрение, ясный слух; писатель Аксаков начал создавать свои произведения в 64 года; Галилей сделал главное открытие в 70 лет; Дарвин в 62 года написал "Происхождение человека".....

Забывание, может быть, одним  из методов борьбы со стрессом. Как  правило, мы вытесняем из памяти именно то, что мы не хотим помнить, что-то неприятное, трагическое, то что приносит боль или обиду. Организм старается  вытеснить эту информацию. У психологов есть специальные методики, которые  помогают вытеснить какие-то острые воспоминания, которые мешают человеку жить. Это конечно не абсолютный закон, бывает и по другому. Например с помощью образов, можно мысленно стирать или замазывать яркой  краской неприятные события, "сжигать  в пламени свечи" ненужные даты, телефоны, имена, лица, писать на песке  прутиком события, которые хочется  забыть. Таким же образом можно  научиться снимать зубную и головную боль, усталость, начинающуюся болезнь. В основе всех этих навыков - образ, который действительно может  исцелять. У животных быстро забываются потери потомства. Сами условия существования  этого требуют."

1.4. Связь уровня тревожности  и  кратковременной памяти  в период молодости

 

В последнее время тревожность изучается также как процесс, в частности, в работах Ч. Спилбергера, Ф.Е. Василюка, Ф.Б. Березина, В.М. Астапова.

Экспериментальное изучение влияния тревоги на кратковременную память в молодости дает однозначные результаты. Данные свидетельствуют о том, что тревога способствует успешному запоминанию в относительно простых для человека ситуациях, а препятствует в сложных.

Тревожность как сигнал опасности привлекает внимание к возможным трудностям, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучших результатов. Поэтому оптимальный уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к реальности (адаптивная реальность). Полное отсутствие тревоги препятствует нормальной адаптации и мешает продуктивной деятельности. Чрезмерно высокий уровень тревожности рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности.

Как показали Кэттелл и И. Шейер, высокий уровень тревожности снижает успешность кратковременной памяти. Повышенная личностная тревожность отрицательно влияет на музыкантов, спортсменов и другие виды деятельности. Кроме того, подобные люди менее устойчивы к монотонной работе, чем лица с низкой тревожностью. Однако и низкая тревожность может обусловливать плохую запоминаемость. Все зависит, по видимому, от ситуации и действий которые подлежат усвоению.

Высокая тревожность чаще встречается у людей с мягким (либеральным) стилем деятельности, чем у жестких (автократичных). Замечено, что люди с высокой личностной тревожностью обладают более низкой самооценкой и авторитарным стилем основной деятельности (проводились исследования учителей), избегают социальных контактов.

В противоположность им люди с низким нейротизмом уверены в себе и стремятся к активному саморазвитию. По мнению Е.П. Ильина, есть основания предполагать, что тревожность играет роль в процессе запоминания для некоторых видов деятельности, в частности поопределенным видам спорта. Так, например, нет спортсменов с высокой тревожностью в парашютном спорте, причем, как среди мастеров, так и среди новичков.

 

2. Проведение психолого – педагогических исследований

 

2.1. Исследование объема кратковременной памяти по методике Джекобсона.

 

Целью данного эксперимента является определение объема кратковременного запоминания по методике Джекобсона.

Для данного исследования была выбран  1 человек в возрасте 25 лет. Для этого участнику были предложены чистые листки и ручка для записи. Исследование состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии участнику были зачитаны один из наборов следующих цифровых рядов.

Информация о работе Память в период молодости