Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:30, реферат
Психология очень тонкая наука с некоторыми качествами, отличающими ее от других наук. Для того чтобы понимать и грамотно пользоваться этой наукой, нужно специально заниматься, решать различные задачи. Но с другой стороны психология известна каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
Память и ее виды
2. Закономерности памяти
3. Процессы памяти
4.Совершенствование памяти и ее рекорды
Совершенствование памяти.
Химический и физический подходы- памяти путем воздействия на функциональное состояние мозга. Химический подход, который включает использование фармакологических средств, известен с незапамятных времен. Эти средства; чай, кофе (кофеин),стрихнин, нивалин, пилокарпин, фенатин, этимизол, этиразол, центрофеноксин, пирацетам, неотропил, пирамен. Можно принять и адаптегоны (адаптация). К ним относятся корень Жень-Шеня, препараты из китайского лимонника и элеутерококка. Сахароза - пищевой сахар, быстро восстанавливает силы, т.к. организм быстро усваивает дисахариды, которые так же есть и в адаптогенах. Кроме того, адаптогены обеспечивают более экономное расходование энергии мышцами, улучшает синтез белков, что имеет прямое отношение к биохимическому механизму памяти. Физический подход заключается в изучении влияния физических факторов на процессы запоминания и на фазы памяти вообще. Важнейшим направлением в физическом подходе является электрическая стимуляция мозговых структур. Существует еще одна возможность целенаправленного воздействия на функции памяти - с помощью фокусированного ультразвукового эффекта. Механизмы памяти должны быть всегда подвижны. Их нужно постоянно тренировать, ежедневно выделяя для этого час или хотя бы 20-25 минут. Лучше всего функционирует память между 8 и 12 часами дня, затем ее эффективность начинает постепенно падать. После 17 часов запоминание снова улучшается и, если человек не очень устал, к 19 часам достигает высокого уровня. Используйте по возможности все способы восприятия информации, комбинируйте их и через некоторое время память ваша станет надежней, лучше. Очень важно при запоминании новой информации постараться сопоставить ее с полученной ранее, развивая тем самым ассоциативную память.
Заключение
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире. У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы.
Но все же полностью полагаться на технику, компьютеры и блокноты не стоит. Люди часто ходят в спортивные залы, совершенствуют свое тело, а про мозг забывают. Мозг используется обычным человеком всего на 5-7%. А если его развитие запустить, памяти будет хватать на 3-4 единицы и никакие способы не помогут восстановить утраченную память. Поэтому развивать нужно ее ежедневно, уделяя совсем, немного времени, и тогда в будущем не возникнет никаких проблем.
Список литературы
1. Дружинина В.Н. Учебник нового века. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. Питер – 2006.
2. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. Москва – 19
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. -3-е изд. Москва – 2002.
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/
Психология очень тонкая наука с некоторыми качествами, отличающими ее от других наук. Для того чтобы понимать и грамотно пользоваться этой наукой, нужно специально заниматься, решать различные задачи. Но с другой стороны психология известна каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
Психология - это наука
о закономерностях
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.
Так, древние греки считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске. Наличие у человека представлений говорит о том, что наши восприятия оставляют в коре мозга какие - то следы, которые сохраняются некоторое время. То же надо сказать и наших мыслях и чувствах. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в нашем прошлом опыте, называется памятью. Память — совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические, так и психические процессы.
Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли1. Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения2.
При характеристике памяти выделяют следующие ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала
Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:
1) запечатление - кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;
2) непроизвольное
запоминание –
3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.
Запоминание
может протекать с различной
степенью осмысления материала. В соответствии
с этим положением различают механическое
и смысловое (логическое) запоминание.
Смысловое запоминание
Успех запоминания
определяется правильной организацией
повторений, которые должны быть осознанными,
осмысленными и активными. Лучший вид
повторения – это включение усвоенного
материала в последующую
Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.
Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание. Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу.
Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию. Забывание материала под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию, получило название проактивного торможения, а забывание материала под влиянием деятельности, следующей за заучиванием, - ретроактивного.
Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.
Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:
Наиболее распространенной является классификация П.П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти
В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала
Двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки.
Эмоциональная (аффективная) память характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации.
Образная память позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта. Это память о внешнем виде объекта и его местонахождении в пространстве. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память.
Словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания.
В зависимости от характера деятельности
Произвольная память характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока.
Непроизвольная память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.
В зависимости от способа запоминания
Механическая память не опирается на осмысление запоминаемого материала.
Смысловая память основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях запоминаемого материала.
В зависимости от продолжительности хранения материала в памяти
Ультракороткая память (иконическая – для зрительного и эхоническая – для слухового восприятия) – вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную.
Кратковременная память – определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются «стиранию» под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа.
Долговременная память обусловливается структурно-химическими изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение запоминаемого материала на длительное время, возможно, на всю жизнь.
Оперативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти3.
К основным характеристикам продуктивности оперативной памяти относят объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения, лабильность, помехоустойчивость
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире. У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы.
Но все же полностью полагаться на технику, компьютеры и блокноты не стоит. Люди часто ходят в спортивные залы, совершенствуют свое тело, а про мозг забывают. Мозг используется обычным человеком всего на 5-7%. А если его развитие запустить, памяти будет хватать на 3-4 единицы и никакие способы не помогут восстановить утраченную память. Поэтому развивать нужно ее ежедневно, уделяя совсем, немного времени, и тогда в будущем не возникнет никаких проблем.