Память, ее свойства и возможности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:30, реферат

Краткое описание

Психология очень тонкая наука с некоторыми качествами, отличающими ее от других наук. Для того чтобы понимать и грамотно пользоваться этой наукой, нужно специально заниматься, решать различные задачи. Но с другой стороны психология известна каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Содержание

Память и ее виды
2. Закономерности памяти
3. Процессы памяти
4.Совершенствование памяти и ее рекорды

Вложенные файлы: 1 файл

Память.docx

— 58.81 Кб (Скачать файл)

Совершенствование памяти.

Химический и физический подходы- памяти путем воздействия на функциональное  состояние  мозга. Химический подход, который  включает  использование  фармакологических средств, известен с незапамятных времен. Эти средства; чай,  кофе  (кофеин),стрихнин, нивалин, пилокарпин, фенатин, этимизол, этиразол,  центрофеноксин, пирацетам, неотропил, пирамен. Можно  принять  и  адаптегоны (адаптация).  К ним относятся корень  Жень-Шеня, препараты из китайского  лимонника  и  элеутерококка.  Сахароза - пищевой сахар,  быстро  восстанавливает  силы,  т.к. организм быстро усваивает дисахариды, которые так же есть и  в  адаптогенах. Кроме того, адаптогены обеспечивают  более  экономное  расходование  энергии мышцами,  улучшает   синтез   белков,   что   имеет   прямое   отношение   к биохимическому механизму памяти. Физический подход заключается в изучении  влияния физических  факторов  на процессы запоминания и на фазы памяти вообще.     Важнейшим направлением в физическом  подходе является  электрическая стимуляция мозговых структур. Существует  еще  одна  возможность  целенаправленного  воздействия  на функции памяти - с помощью фокусированного ультразвукового эффекта.      Механизмы памяти должны быть всегда подвижны.  Их нужно постоянно тренировать, ежедневно выделяя для этого час или хотя бы 20-25 минут.       Лучше всего функционирует память между 8 и 12  часами  дня,  затем ее эффективность начинает постепенно падать. После 17 часов  запоминание  снова улучшается и, если человек не очень устал, к  19  часам  достигает  высокого уровня. Используйте  по  возможности  все  способы   восприятия информации, комбинируйте их и через некоторое время память ваша станет надежней,  лучше. Очень важно при запоминании новой информации постараться  сопоставить  ее  с  полученной   ранее, развивая тем самым ассоциативную память.

 

Заключение

Память есть у всех живых  существ,  но  наиболее  высокого  уровня  своего развития  она  достигает  у  человека.  Такими  мнемическими  возможностями, какими  обладает он, не располагает никакое другое существо в мире. У человека есть речь как мощное  средство  запоминания,  способ  хранения информации в виде текстов  и  разного  рода  технических  записей.  Ему  нет необходимости полагаться только на свои органические  возможности,  так  как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой  информации находятся  вне  его   и  одновременно  в   его   руках:   он   в   состоянии совершенствовать  эти  средства  практически  бесконечно,  не  меняя   своей собственной природы.

Но все же полностью  полагаться на технику, компьютеры и  блокноты не стоит. Люди часто ходят  в спортивные залы, совершенствуют свое тело, а про мозг забывают. Мозг используется обычным человеком всего на 5-7%. А если его развитие запустить, памяти будет хватать на 3-4 единицы и никакие способы не помогут восстановить утраченную память. Поэтому развивать нужно ее ежедневно, уделяя совсем, немного времени, и тогда в будущем не возникнет никаких проблем.

 

 

 

 

     

 

 

 

Список литературы

1. Дружинина В.Н. Учебник  нового века. Психология: Учебник  для гуманитарных вузов. Питер  – 2006.

2. Климов Е.А. Основы  психологии: Учебник для вузов.  Москва – 19

3. Петровский А.В., Ярошевский  М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. -3-е изд.  Москва – 2002.

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психология очень тонкая наука с некоторыми качествами, отличающими  ее от других наук. Для того чтобы  понимать и грамотно пользоваться этой наукой, нужно специально заниматься, решать различные задачи. Но с другой стороны психология известна каждому  человеку. Она представлена ему в виде собственных  ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи,  воли,  воображения, интересов,  мотивов,  потребностей,  эмоций,  чувств  и   многого   другого. Психические явления мы непосредственно  можем  обнаружить  у  самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

  Психология - это наука   о  закономерностях  возникновения,  проявлении  и развития психической деятельности и сознания человека.

 Изучение памяти началось  много  веков  назад,  когда  человек  стал догадываться о том, что он  способен  запоминать  и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с  процессом  обучения, а попытки объяснения  памяти  всегда  совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.

  Так, древние греки считали, что информация в виде каких-то материальных частиц  попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как  на  глине  или воске. Наличие у человека представлений  говорит  о  том,  что  наши  восприятия оставляют в коре мозга какие  -  то  следы,  которые  сохраняются  некоторое время.  То  же  надо  сказать  и  наших  мыслях  и  чувствах.   Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или  узнавание  того,  что  было  в нашем прошлом опыте, называется памятью. Память — совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические, так и психические процессы.

Общая характеристика памяти

Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли1. Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения2.

Процессы памяти

При характеристике памяти выделяют следующие ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а  также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала 

 




 

Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:

1) запечатление - кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;

2) непроизвольное  запоминание – непреднамеренное  сохранение в памяти неоднократно  воспринимаемого материала;

3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.

Запоминание может протекать с различной  степенью осмысления материала. В соответствии с этим положением различают механическое и смысловое (логическое) запоминание. Смысловое запоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и  отношения объектов, механическое запоминание  – на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю  сторону явлений.











 

Успех запоминания  определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид  повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.

Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.

Процессом, противоположным сохранению, выступает  забывание. Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу.

Забывание в значительной степени зависит  от предыдущей деятельности, непосредственно  предшествующей запоминанию. Забывание  материала под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию, получило название проактивного торможения, а забывание материала под влиянием деятельности, следующей за заучиванием, - ретроактивного.

Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:

  • узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта;
  • воспоминание, которое осуществляется в отсутствие  объекта восприятия;
  • припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач;
  • реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.

Виды памяти

Наиболее распространенной является классификация П.П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти

 

 

 





 

 









 

 

В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения  материала

Двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки.

Эмоциональная (аффективная) память характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации.

Образная память позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта. Это память о внешнем виде объекта и его местонахождении в пространстве. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память.

Словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания.

В зависимости от характера  деятельности

Произвольная память характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока.

Непроизвольная память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.

В зависимости от способа  запоминания

Механическая память не опирается на осмысление запоминаемого материала.

Смысловая память основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях запоминаемого материала.

В зависимости от продолжительности  хранения материала в памяти

Ультракороткая память (иконическая – для зрительного и эхоническая – для слухового восприятия) – вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную.

Кратковременная память – определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются «стиранию» под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа.

Долговременная память обусловливается структурно-химическими изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение запоминаемого материала на длительное время, возможно, на всю жизнь.

Оперативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти3.

Характеристики продуктивности оперативной памяти

К основным характеристикам продуктивности оперативной памяти относят объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения, лабильность, помехоустойчивость














 

 

Память есть у всех живых  существ,  но  наиболее  высокого  уровня  своего развития  она  достигает  у  человека.  Такими  мнемическими  возможностями, какими  обладает он, не располагает никакое другое существо в мире. У человека есть речь как мощное  средство  запоминания,  способ  хранения информации в виде текстов  и  разного  рода  технических  записей.  Ему  нет необходимости полагаться только на свои органические  возможности,  так  как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой  информации находятся  вне  его   и  одновременно  в   его   руках:   он   в   состоянии совершенствовать  эти  средства  практически  бесконечно,  не  меняя   своей собственной природы.

Но все же полностью  полагаться на технику, компьютеры и  блокноты не стоит. Люди часто ходят  в спортивные залы, совершенствуют свое тело, а про мозг забывают. Мозг используется обычным человеком всего на 5-7%. А если его развитие запустить, памяти будет хватать на 3-4 единицы и никакие способы не помогут восстановить утраченную память. Поэтому развивать нужно ее ежедневно, уделяя совсем, немного времени, и тогда в будущем не возникнет никаких проблем.

Информация о работе Память, ее свойства и возможности