Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 07:28, реферат
Психологические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира.
Одним из важнейших психических процессов является память.
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. 0бъем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации,
Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.
Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по-другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сделать, однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти - готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию [2, стр. 79].
3. Значение памяти в осуществлении деятельности
Память есть процесс организации и сохранения
прошлого опыта, делающий возможным его
повторное использование в деятельности
или повторное возвращение в сферу сознания.
Это важнейшая психическая функция, являющаяся
объединяющим звеном в организации психики.
Она обеспечивает целостность и единство
личности. Всякий познавательный процесс
превращается в память, и всякая память
превращается во что-то другое. Память
имеет огромное значение для жизни и деятельности
не только каждого конкретного человека,
но и общества в целом. Уже в древнегреческой
мифологии обнаруживается признание важной
роли памяти в развитии культуры человечества[7,
стр. 201].
Память можно определить как способность
к получению, хранению и воспроизведению
жизненного опыта. Разнообразные инстинкты,
врождённые и приобретённые механизмы
поведения есть не что иное, как запечатлённый,
передаваемый по наследству или приобретаемый
в процессе индивидуальной жизни опыт.
Без постоянного обновления такого опыта,
его воспроизводства в подходящих условиях
живые организмы не смогли бы адаптироваться
к текущим быстро меняющимся событиям
жизни[6].
Благодаря памяти человек имеет представления
о воспринятых ранее вещах или явлениях,
в результате чего содержание его сознания
не ограничивается наличными ощущениями
и восприятиями, но включает в себя и приобретенные
в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем
наши мысли, сохраняем в памяти возникшие
у нас понятия о вещах и законах их существования.
Память позволяет нам использовать эти
понятия для организации наших будущих
действий и поведения.
Если бы человек не обладал памятью, его
мышление было бы весьма ограниченным,
так как проводилось бы лишь на материале,
получаемом в процессе непосредственного
восприятия.
С.Л. Рубинштейн отмечает, что без памяти
не было бы ни основанных на прошлом знаний,
ни навыков. Не было бы психической жизни,
смыкающейся в единстве личного сознания,
и невозможен был бы факт по существу непрерывного
учения, проходящий через всю нашу жизнь
и делающий нас тем, что мы есть. [5, стр.
356].
И. М. Сеченов считал память «основным
условием психической жизни», «краеугольным
камнем психического развития». Память
— это сила, «которая лежит в основе всего
психического развития. Не будь в самом
деле этой силы, каждое действительное
ощущение, не оставляя по себе следа, должно
было бы ощущаться и в миллионный раз своего
повторения точно так же, как и первый,—
уяснение конкретных ощущений с его последствиями
и вообще психическое развитие было бы
невозможностью». Без памяти, говорил
И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия,
«исчезая бесследно по мере возникновения,
оставляли бы человека вечно в положении
новорожденного»[4, стр. 123].
Такими были бы и наши действия: мы ограничивались
бы в них лишь врожденными реакциями на
непосредственные раздражения и были
бы лишены возможности планировать на
основе предшествующего опыта нашу будущую
работу.
Память органически
участвует также в процессе восприятия.
«Видимое и слышимое нами всегда содержит
в себе элементы, уже виденные и слышанные
прежде. В силу этого во время всякого
нового видения и слышения к продуктам
последнего присоединяются воспроизводимые
из склада памяти сходственные элементы,
но не в отдельности, а в тех сочетаниях,
в которых они зарегистрированы в складе
памяти» (И. М. Сеченов).
Всякое восприятие
предполагает понимание того, что воспринимается,
а это возможно лишь при участии воспроизведенных
в памяти представлений из прошлого опыта;4;.
Кратковременная
память имеет большое значение для организации
мышления; материалом последнего, как
правило, становятся факты, находящиеся
или в кратковременной, или в близкой к
ней по своим характеристикам оперативной
памяти.
Исключительно большое значение имеет
двигательная память при занятиях физкультурой
и спортом (катанье на коньках, езда на
велосипеде, плаванье и т.д.).
Особо важную роль
память играет в учебной работе, в процессе
которой учащиеся должны усваивать и прочно
запоминать большое количество, разнообразного
учебного материала. Поэтому педагогически
важно развивать у учащихся хорошую память.
Для успешности
трудовой деятельности имеют значение
различные мнемические свойства: а) объем
памяти; б) скорость запоминания; в) прочность
сохранения усвоенного материала; г) точность
и скорость воспроизведения; д) готовность
памяти к быстрому воспроизведению материала
в нужный момент[1, стр. 44].
Профессиональная
память может оперировать зрительными
образами, слуховыми (у радиста, музыканта),
двигательными (у механика - наладчика,
акробата), осязательными (у врача), обонятельными
(у работников пищевой, парфюмерной промышленности).
Это может быть память на лица (у администратора,
проводника железнодорожного вагона,
педагога), на графический и цифровой материал,
наконец, содержанием профессиональной
памяти могут быть художественные образы,
слова, понятия, идеи.
Профессиональный
опыт хранится в долговременной памяти.
Но в основном профессиональная деятельность
опирается на оперативную память, которая
органически включена в эту деятельность
[1, стр 58].
Заключение
Память - свойство объектов живой и неживой
природы хранить информацию о прошедших
событиях в различных их проявлениях,
обусловленное наличием у объектов структур,
способных перестраиваться (менять ориентацию,
конформацию, физико-химические характеристики
и т. д.) под действием тех или иных факторов
и сохранять длительное время свое новое
состояние при отсутствии действия фактора,
вызвавшего перестройку. Управление памятью
осуществляется за счет механизмов запоминания
новой информации и забывания старой.
Память – основа
психической деятельности. Без неё невозможно
понять основы формирования поведения
мышления, сознания, подсознания. Память
связывает прошлое субъекта с его настоящим
и будущим, является важнейшей познавательной
функцией, лежащей в основе развития и
обучения, причём существенное влияние
имеют факторы мотивации личного характера.
Анализ роли памяти
в деятельности человека показал, что
благодаря памяти человек в состоянии
накапливать информацию, не теряя прежних
знаний и навыков.
Память даёт
возможность сохранять постоянными тенденции
к целесообразному поведению на длительные
интервалы времени и в какой-то мере прогнозировать
поведение на будущее. Поэтому для лучшего
понимания человека необходимо как можно
больше знать о нашей памяти.
Без памяти невозможно нормальное функционирование
ни личности, ни общества. Благодаря своей
памяти, её совершенствованию человек
выделился из животного царства и достиг
тех высот, на которых он сейчас находится.
Таким образом,
в данной работе мы показали первостепенную
роль памяти в деятельности человека,
обусловленность возможности эффективной
деятельность развитой памятью и ее видов.
Список литературы
1. Дружилов, С.А. Основы психологии профессиональной
деятельности инженеров-электриков : монография.
– М.: Академия Естествознания, 2010. – 119
с.
2. Козубовский, В. М.Общая психология: познавательные
процессы [Текст]: учебное пособие /В.М.
Козубовский. - 3-е изд. - Минск: Амалфея,
2008. - 368 с.
3. Крутецкий В. А. Психология. – М.: Просвещение, 1986, 223 с.
4. Маклаков А. Г. Общая психология [Текст]
: учеб. пособ./ Маклаков А. Г.- СПб.: Питер,
2007 - 592 с.
5. Немов Р.С. Психология.Учебник для студентов
высш.пед.учеб.заведений. [Текст]/ Р.С.Немов//В
3-х кн-х. Кн.1 Общие основы психологии.-М.:
ВЛАДОС, 2006.-573с.
6. Общая психология. Под редакцией В. В. Богословского. – М.: Просвещение, 1973 – 547 с.
7. Рубинштейн С.Л. - Основы общей психологии.
[Текст] / С.Л. Рубинштейн .- СПб.: Питер, 2009.
- 720 с.
8. Столяренко Л. Д. Основы психологии. [Текст]:
учеб пособ./ Л. Д. Столяренко – Ростова
на Дону: Издательство «Феникс» , 2007.- 671
с.
9. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М., 1996 – 602 с.
10. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1997 - 352 с.