Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 02:39, курсовая работа
Память это основа личности. По представлению древних греков богиня памяти Мнемозина мать девяти муз, покровительница всех известных тогда наук и искусств. “Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком” (Ч. Айтматов). И, наоборот, среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям. Приведём несколько примеров. Историки утверждают, что персидский царь Кир, А. Македонский и Ю. Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афин. Академик А.Ф.Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов
Введение 3
Глава 1. Память, её особенности и классификация видов 6
1.1 Определение памяти и её физиологический механизм 6
1.2 Процессы памяти 10
1.3 Влияние различных видов деятельности на запоминание 17
Глава 2. Методы и приёмы улучшения памяти человека 23
2.1 Упражнения для развития памяти по Ф.Лёзеру 23
2.2 Основные принципы запоминания новой информации 26
2.3 Приемы и упражнения для развития памяти, облегчения процессов запоминания 28
Заключение 33
Список используемой литературы
Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно его рассмотреть, обращая внимание на форму, отличительные признаки (предметы), которые редко встречаются у других людей и пр.
Первое условие для запоминания имени - оно должно быть произнесено громко и отчетливо. Его следует повторить раз - другой, чтобы зафиксировать в памяти. Некоторые пользуются способом связывания имени со зрительным образом лица, которому оно принадлежит, с эго характерными приметами и т.д.
1. Когда материал интересен для запоминающего.
2. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал.
3. Когда у запоминающего
4. Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации.
5. Когда при заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один - два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений.
6. Когда число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений).
7. Когда между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа.
8. Когда процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами отдыха 10-15 минут.
Рассмотрим некоторые приемы и упражнения для развития памяти, облегчения запоминания.
1. Образование смысловых фраз
из начальных букв
2. Ритмизация — перевод
3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова — чтобы запомнить медицинские термины, «супинация» и «пронация», используют созвучную и шуточную фразу «суп несла и пролила» ).
4. Нужно находить яркие, необычные
образы, картинки, которые по «методу
связки» соединяют с
5. Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, — все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».
6. При запоминании цифр, чисел можно использовать приемы: а) выявить 'арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере телефона 358954 зависимость 89 = 35 + 54; б) выделить знакомые числа — например, в числе 859314 выделить 85 — год рождения брата, 314 — первые цифры числа «пи» и т. д.; в) «метод зацепок» — замена цифр образами. Например, 0 — круг, 1 — карандаш, 2 — очки, 3 — люстра, 4— стул, 5 — звезда, 6 — жук, 7 — неделя, 8— паук и т. д. Можно заменять цифры, буквами и словами. Например, замена цифр 1, 2, 3, 8 последними согласными буквами в названии этих цифр: 1 — один — Н, 2 — два, В. 3 — три — Р. А цифры 4, 5, 6, 7, 9 заменить начальными согласными в их названии: 4 — 4,5 Π-6 — Щ, 7— С, 9-Д.
Замена словами: 0 — Л (иЛ), 1 — Н (Ной), 2 — В (Вой). 3 —Ρ (аРия), 4 Ч (оЧи), 5 — Π (Πα), 6 — Ш (уШи), 7 — С (уСы). 8 —M (яМа), 9 — Д (яД). 10 — НиЛ, 11 — НеоН, 12 — НиВа, 13 — НоРа, 14 — НоЧь, 15 — аНаПа, 16 — НиШа, 17 — НоС, 18 — НеМой, 19— АНоД, 20 — ВоЛ, 21 — ВиНо, 22 ВиВа, 23 — ВаР, ....ЗА — РеПа, ..., 44 — ЧаЧа, ..„ 56 — ПаШа, .... 67 — иШиаС, .... 78 — СоМ, .„, 84 — МяЧ, .... 93 — ДаР. ..., 99 — ДуШа, 100 — НаЛиЛ и т. д.
Например, Вам надо запомнить телефон 9486138, то 94 — ДаЧа, 86 — МыШа, 13 — НоРа, 8 — яМа, — легко запоминается образ «на даче мышь сделала нору и яму» — этот номер Вы. уже не перепутаете.
7. Метод тренировки зрительной
памяти — метод Айвазовского.
Посмотрите на предмет или
пейзаж, или на человека в течение
3 секунд, стараясь запомнить детально,
потом закройте глаза и
8. Запоминание слов связыванием их в рассказ.
Исходные положения:
Пример запоминания логически не связанных слов (дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, трактор, дождь, солнце, часы, лампа, скрепка, дом, самолет, тетрадь, носки, воздух).
Мы видим зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕKУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ, которая вылетает из реки на берег. Вы подходите и отламываете у нее один край - получается РАСЧЕСKА. Вы берете ее и начинаете расчесывать волосы до тех пор, пока из головы не начинает выделяться МЫЛО. Оно стекает и остается волос, торчащий ЕЖИKОМ. Вам очень неудобно и Вы берете РЕЗИHKУ и стягиваете ею волосы. Hо она не выдерживает и лопается. Kогда она падает вниз - разворачивается по прямой линии, а затем превращается в KHИГУ. Вы пытаетесь ее поднять - не получается. Тогда открываете ее и из не прямо на Вас выезжает ТРАKТОР, который светит в глаза мощным лучом, словно СОЛHЦЕ. Становится очень жарко, и с Вас льется пот. Очень хочется, чтобы пошел ДОЖДЬ. И он начинает идти. Вы поднимаете голову и видите над собой ЧАСЫ, из которых льется вода. Вам становится холодно от дождя, хочется, чтобы он прекратился. Вы подпрыгиваете, хватаетесь за стрелку часов и вырываете ее. Опустившись на землю, Вы рассматриваете ее и замечаете у основания стрелки прикрепленную огромную ЛАМПУ. Вы забираете стрелку в виде СКРЕПКИ и прикрепляете на нагрудный карман. Только прикрепили стрелку, как от лампы начали откалываться и падать на ноги, превращаясь в кирпичи, кусочки стекла. Вы отпрыгиваете от него в сторону, сбросив с себя лампу со скрепкой. Постепенно из кирпичей, которые падают из лампы, появляется целый ДОМ. Вы подходите к нему, касаясь рукой стрелки, но он вдруг взлетает на воздух, словно САМОЛЕТ. И у Вас в руках остается кирпич, который превращается в ТЕТРАДЬ. Вы вырываете из нее листы и делаете из них себе HОСKИ (помня, что они дефицит) и идете в них по земле, как по ВОЗДУХУ.
9. Связка слов через сокращение образов (метод запоминания).
Представьте слона, муху. А теперь слоно-муху, т.е. слона, у которого выросли крылышки мухи, и который пытается взлететь, взмахивая большими крыльями. Порядок слов при запоминании определяется присутствием в образе большего объема первого слова.
10. Оживление (метод запоминания).
Попробуйте представить какого-либо зверя, животное. теперь представьте, что он ожил и начал двигаться. Отпустите его, пусть живет своей жизнью в Вашем воображении. Поупражнявшись с живыми существами, переходите к оживленным предметам по той же схеме. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а затем и с открытыми. Можно представлять, что Вы касаетесь предмета, и он оживает, дуете на него и т.д. Теперь попробуйте выполнять какие-либо операции с предметами или живыми существами по Вашей воле. Необходимо достигнуть состояния, когда Вы свободно манипулируете предметами.
11. Взаимодействие с образами (метод запоминания).
Возьмите художественную книгу, прочитайте один абзац (5-6 предложений), представляя себя на месте главного героя или участвующим в виде какого-либо предмета. Найдите какое-либо ключевое слово в абзаце, представьте его. Подойдите мысленно к нему, войдите в него, начните двигаться в нем, жить. Представьте, что этот предмет - Вы, и начинайте составлять рассказ, оживляя слова и сокращая их. Вы должны заранее подготовить 20-30 слов, из которых и составляйте рассказ. Представьте, что Вы на основании "похожести": цвета, каких-либо общих черт, формы, тяжести материала и т.д. перетекли и превратились в другой образ. Доведите количество слов до 50-70 и переходите к следующему упражнению.
12. "Перетекание"
Представьте два предмета (лучше, если потренироваться на слайдах). На основании "похожести" какой-либо черты из одного предмета образуется другой. Что же это за похожесть? Одинаковый цвет, форма, место расположения, запах, тактильные ощущения, тяжесть. Запомните на основе перетекания пять слов. Доведите до 30-50. На это должно уйти максимум 3-4 дня, если тренироваться по 1, 5-2 часа. Возвращаться, повторять слова во время их запоминания нельзя. Нужно держать в воображении предыдущее слово, а затем на основе "похожести" из одного предмета образовывать другой. Например, арбуз - книга. Представим огрызок арбуза, внутреннюю белую часть, как из нее начинают выпадать страницы, которые складываются и сшиваются в книгу. Причем страницы того же цвета, что и внутренняя часть кожуры (похожесть).
Память во многом облегчает обучение, поэтому нужно заметить, что хорошая память сама по себе является интеллектуальной способностью человека, то память и интеллект идут параллельно т.к. например словарный запас человека является хорошим показателем высокого интеллекта, поэтому память всё же неотрывна от психических процессов и в том числе от мышления. Поэтому можно чётко выявить индивидуальные особенности памяти каждого испытуемого, у одного она лучше другого, но это преимущество во многом определяется тем, по каким видам деятельности занимается данный человек. Один хорошо играет на фортепьяно, т.е. учится музыке другой любит рисовать. Поэтому всё же в значительной степени память можно развивать путём систематических тренировок. Для этого и предлагают следующие рекомендации, которые помогут улучшить тот вид памяти, который является менее развитым. Для того чтобы улучшить память необходимо выполнять и помнить следующее, что в подростковом возрасте проходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что человек переходит к преимущественному использования этого вида памяти, а так же к произвольной и опосредованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Жалобы на память в этом возрасте встречаются чаще чем у младших школьников. Наряду с этим появляется интерес, как улучшить запоминание.
А.Н.Леонтьев показал, что с увеличением возраста идет постепенное улучшение непосредственного запоминания, причём быстрее, чем опосредственного и ближе к подростковому и юношескому возрасту. Прирост продуктивности непосредственного запоминания замедляется и за одно с этим увеличивается продуктивность опосредованного запоминания.
С возрастом отношения между памятью и мышлением меняются. Мышление в этом возрасте тесно связано с памятью, мыслить, значит вспоминать, т.е. запоминание сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям.
Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей приемы эффективные и т.п. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов y разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т.e. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.
Поэтому будет правильно, если сказать, что не бывает плохой памяти, если это не связано с патологией. Память можно улучшить с помощью специальных упражнений, улучшить память можно благодаря постоянному заучиванию стихотворений.
Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух и тогда не будет необходимости носить с собой записные книжки.
Размещено на http://www.allbest.ru/