Память человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 10:17, реферат

Краткое описание

Память - это сложный психический процесс, способность мозга хранить и воспроизводить информацию. Все люди рождаются с заложенной возможностью запоминать различные события. Но встречаются люди и с феноменальной фотографической памятью. Это действительно редкий дар. Такие люди могут запоминать огромное количество информации и воспроизводить эту информацию очень быстро.

Вложенные файлы: 1 файл

Что такое память.docx

— 26.61 Кб (Скачать файл)

Память человека

Память - это сложный психический  процесс, способность мозга хранить  и воспроизводить информацию. Все  люди рождаются с заложенной возможностью запоминать различные события. Но встречаются  люди и с феноменальной фотографической  памятью. Это действительно редкий дар. Такие люди могут запоминать огромное количество информации и воспроизводить эту информацию очень быстро. Можно  предположить, что это сочетание  генетического фактора и определенной тренировки в течении жизни У маленьких детей объём памяти значительно меньше, чем у взрослого человека, поэтому мы не помним, что происходило с нами в младенчестве. С годами человек может держать в голове всё большее количество различной информации.

 Бытует мнение, что у людей  с возрастом память ухудшается, но на самом деле все зависит  от самого человека. И в преклонном  возрасте память может быть  блестящей, при условии, если  человек ей пользуется, постигает,  что-то новое. Это могут быть  те же кроссворды, заучивание  стихов, какие-то курсы, изучение  иностранного языка и.т.д. Известно, что люди занимающиеся наукой и в солидном возрасте имеют прекрасную память. Но когда мы во власти сильных эмоций, спешим, или на нас давит груз обстоятельств, нас отвлекают, если мы поглощены другим делом и т.д. в таких условиях любая, даже самая лучшая, память будет давать сбой. Человеческая память - это не только умение запоминать, но и, как ни парадоксально это звучит, умение забывать ненужное.

Процессы запоминания и забывания  очень часто не поддаются нашему контролю. В течение своей жизни  мы получаем огромное количество информации, однако большую половину узнанного забываем, примирившись с тем, что феноменальная память не наша сильная сторона. При этом,  учеными давно доказано, что человек пользуется лишь небольшим процессом возможного потенциала памяти, и предела для совершенствования собственных возможностей нет.

Большинство исследований доказывают: память человека улучшается вплоть до 20-25 лет, затем держится на одном  уровне до 40-45 лет, в 50 отличается наибольшей восприимчивостью, после чего начинает постепенно угасать. Однако гениальный немецкий поэт Гете в возрасте 83 лет подарил человечеству свое бессмертное творение "Фауст", физиолог Павлов до последних дней своей жизни(86 лет) плодотворно трудился и обогащал науку;  Лев Толстой и в преклонном возрасте имел острый ум,  великолепную память, острое зрение, ясный слух;  писатель Аксаков начал создавать свои произведения в 64 года; Галилей сделал главное открытие в 70 лет; Дарвин в 62 года написал "Происхождение человека".....

 Забывание, может быть, одним  из методов борьбы со стрессом. Как правило, мы вытесняем из  памяти именно то, что мы не  хотим помнить, что-то неприятное, трагическое,  то, что приносит  боль или обиду. Организм старается  вытеснить эту информацию. У психологов  есть специальные методики, которые  помогают вытеснить какие-то острые  воспоминания, которые мешают человеку  жить. Это конечно не абсолютный закон, бывает и по-другому. Например с помощью образов, можно мысленно стирать или замазывать яркой краской неприятные события, "сжигать в пламени свечи" ненужные даты, телефоны, имена, лица, писать на песке прутиком события, которые хочется забыть. Таким же образом можно научиться снимать зубную и головную боль, усталость, начинающуюся болезнь. В основе всех этих навыков - образ, который действительно может исцелять. У животных быстро забываются потери потомства. Сами условия существования этого требуют.

 Для развития памяти можно  предложить несколько способов. Например, уточняйте в запоминаемой  информации все подробности, вплоть  до мелочей. Если нужно заучить  важную информацию, лучше запоминать  её по частям, через определённые  промежутки времени. 

- При запоминании сложного слова,  имени или названия включите  своё воображение! Придумайте, на  что походит это слово. Нарисуйте  картинку. - Память лучше всего  работает после обеда и ближе  к ужину. - Будьте организованы, кладите  вещи по местам. - Дополните свой  рацион витаминами для улучшения  памяти (С, Е, В6, В12), а также жирными кислотами, содержащимися в рыбе (лосось, тунец, сардина, селёдка). - Рассеянность мешает воспринимать информацию, но никак не означает плохую память. - Запоминайте телефонные номера, стихи и скороговорки - эти нехитрые упражнения способствуют сохранению памяти до глубокой старости.

1 Отличным источником для улучшения  памяти послужат КУРСЫ скоро  чтения. Они не только улучшат  вашу память, но и позволят  читать и обрабатывать прочитанную  информацию в 5-8 раз быстрее  обычного человека.

2 Память напрямую связана с  внимательностью. Поэтому, для  улучшения памяти сначала необходимо  развить внимательность. Во время  поездки в маршрутном такси  внимательно присматривайтесь к  людям, запоминайте лица, прически, цвет одежды и прочие, как будто  бы незначительные мелочи. Затем,  по прохождению некоторого времени,  постарайтесь воспроизвести людей,  ехавших вместе с вами в  общественном транспорте.

 Так же, как и внимательность, важную роль в улучшении памяти  играет ассоциативное мышление. Во время просмотра телевизора  или журнала сконцентрируйте  своё внимание на каком-либо  понравившемся вам предмете. Если  это продукт питания, то представьте  его запах, почувствуйте его  особенный вкус, присущий только  ему. Возможно, понравившейся вам  вещью станет какая-то одежда, тогда мысленно ощутите её  материал на теле, попытайтесь  застегнуть замок и так далее.  Ассоциативное мышление поможет  и в запоминании многочисленных  чисел, стремящихся чредой через  всю нашу жизнь.

Развитие памяти у детей

Развитие памяти у детей начинается с возникновения первых условных рефлексов. По данным Бехтерева и  Щелованова, наиболее ранним условным рефлексом, возникающим в возрасте около 15 дней, являются пищевые реакции ребенка (искательные движения головы, раскрывание рта, сосательные движения) при взятии на руки в «положение кормления», т. е. в ответ на сложный комплекс тактильных и лабиринтных раздражений, подкрепляемых действием безусловного раздражителя (кормление ребенка). Постепенно в комплекс сигналов включаются зрительные и звуковые раздражители, в результате чего в дальнейшем, на четвертом-пятом месяце жизни, указанные пищевые реакции возникают уже только при виде матери или даже только при слышании ее голоса. Примерно с пятого месяца жизни становится возможным образование условно-рефлекторных связей со всех анализаторов. С этого момента отмечается узнавание ребенком окружающих лиц и предметов. Ребенок улыбается и всплескивает руками при виде матери, тянется и схватывает знакомые предметы, что не наблюдается в первые месяцы жизни.

Вначале скрытый (латентный) период узнавания (т. е. промежуток времени между двумя  восприятиями, при котором возможно узнавание) очень невелик и составляет всего лишь

несколько дней. На втором году он увеличивается  до нескольких недель, на третьем —  до нескольких месяцев, к четырем  годам достигает одного года, к  семи годам — примерно трех лет.

Вслед за узнаванием появляются первые воспоминания об отсутствующих предметах  и лицах. В наиболее отчетливой форме  они отмечаются у детей в конце  первого года жизни. Когда ребенку  в этом возрасте называют знакомый предмет, он начинает искать его глазами, поворачивая голову в ту сторону, где обычно этот предмет находится. С переходом к активной, самостоятельной  речи (на втором-третьем году жизни) воспоминания становятся более полными  и определенными, поскольку речь является средством закрепления связей. Постепенно увеличивается скрытый период воспроизведения: на втором году жизни он еще ограничивается несколькими днями, на третьем — несколькими неделями, на четвертом — несколькими месяцами.

Одной из причин непродолжительности  скрытого периода узнавания и  воспроизведения в первые годы жизни  детей является отсутствие у них  достаточно прочных систем связей, в которые могли бы включиться новые связи, и малая дифференцированность временных связей. Отсюда — смутность и неопределенность первых детских воспоминаний, и быстрое забывание впечатлений, полученных в раннем детстве. Обычно отдельные разрозненные воспоминания о первом детстве относятся лишь к четвертому-пятому году жизни. Только в отдельных случаях, связанных с очень яркими эмоциональными воздействиями, они могут относиться к более раннему возрасту. Более последовательные и связные воспоминания детства начинаются обычно с 5—7 лет, иногда еще позднее — только с 9—Шлет (данные С.Рубинштейна и Комм). В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте память имеет непреднамеренный, непроизвольный характер. В этом возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения в будущем. Двух, трехлетний ребенок запоминает только то, что имеет для него актуальное значение в данный момент, что связано с его непосредственными жизненными потребностями и интересами, что оказывает на него сильное эмоциональное действие.

 Отличительной чертой детской  памяти является ее наглядно-образный  характер. Ребенок лучше запоминает  предметы и картины, а из  словесного материала — преимущественно  образные и эмоционально действующие  рассказы и описания. Отвлеченные  понятия и рассуждения, как  плохо еще понимаемые, не запоминаются  маленькими детьми. В силу ограниченности  жизненного опыта у детей еще  недостаточно развиты отвлеченные  связи, и их память опирается  главным образом на наглядно  воспринятые отношения предметов.  Преобладание у детей наглядно-образной  памяти не означает отсутствия  у них словесно-логической памяти. Напротив, последняя развивается быстро, но для своего функционирования требует постоянного подкрепления со стороны непосредственных (предметных) раздражителей.

Совершенно неверно утверждение  некоторых зарубежных психологов , что до подросткового возраста (до 12—13 лет) высоко развита лишь механическая память. В действительности это совсем не так. Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта. Если в первые два-три года жизни временных связей у детей еще мало, то в дальнейшем, по мере развития речи и накопления опыта, количество и степень систематизированности связей резко возрастают. Благодаря этому одно и то же внешнее впечатление связывается со многими другими, результатом чего является большая прочность памяти и все растущая осмысленность ее. К механическому запоминанию дети прибегают лишь тогда, когда они затрудняются понять материал. Такое запоминание и у детей дает худшие результаты, чем осмысленное запоминание. Некоторое исключение составляет лишь заучивание хорошо ритмизированного бессмысленного материала (например, различных скороговорок, считалок и т. п.), запоминание которого облегчается ритмом произнесения, помогающим лучшей дифференцировке отдельных частей материала. Во всех остальных случаях бессмысленный материал запоминается детьми даже хуже, чем взрослыми. Так, исследование запоминания бессмысленных слогов детьми и взрослыми показало, что дети 7—12 лет запоминают их в 2—2,5 раза меньше, чем взрослые (данные Леонтьева). Это объясняется тем, что у взрослых имеется больше различных ассоциаций, благодаря чему они чаще связывают бессмысленный материал с чем-либо осмысленным.

В школьном возрасте под влиянием систематического воспитания и обучения развитие памяти продолжается. При  этом наблюдается не только количественное увеличение объема и скорости запоминания  и воспроизведения, но и ряд качественных изменений памяти. Значительно увеличивается, прежде всего, роль второй сигнальной системы. Это сказывается в усилении роли преднамеренного запоминания, без которого невозможно выполнение ни одного школьного задания, и во все убыстряющемся развитии отвлеченной, словесно-логической памяти. Если учащиеся младших классов при осмысливании материала опираются на наглядно воспринимаемые связи и отношения  предметов, то в старших классах  значительная роль принадлежит уже  отвлеченным, логическим понятиям. Хотя и в старших классах учащиеся лучше запоминают наглядный материал, чем слова, все же в процессе обучения быстрее прогрессирует запоминание  слов, чем картинок.

Об этом убедительно говорят  сравнительные данные, характеризующие  запоминание наглядного и словесного материала учащимися разных классов  и взрослыми (опыты Фарапоновой). Если принять показатели запоминания наглядного и словесного материала во II классе за 100, то в последующие годы (в V, VIII классах и у взрослых) они растут так: 134, 175, 207 (при запоминании наглядного материала) и 193, 252 306 (при запоминании словесного материала). Особенно сильно увеличивается запоминание абстрактного материала, что указывает на все возрастающую роль второй сигнальной системы в процессах памяти.

Существенно усиливается в школьном возрасте использование всякого  рода «опор», играющих в процессах  памяти опосредствующую роль, в силу чего запоминание и воспроизведение  у школьников все более начинают носить опосредствованный (а не непосредственный, как то было раньше) характер .Возрастающая роль этих «опор» ясно показана в исследовании Леонтьева, в котором дети и взрослые запоминали ряды слов, как без каких-либо «опор», так и с опорой на картинки. В последнем случае они могли выбирать к каждому запоминавшемуся слову наиболее подходящую к нему (по смыслу) картинку (из числа предложенных им), которая и делалась благодаря связи, устанавливавшейся между ней и словом, опорой для последующего воспроизведения данного слова. Опыты обнаружили значительное усиление роли указанных наглядных опор у школьников.

Менее значительную, но все же определенно  положительную роль, (как показали опыты К. Мальцевой, в которых  картинки были заменены словами) играют у школьников словесные опоры. Особенно возрастает их роль в тех случаях, когда они придумываются самими учащимися, а не даются им в готовом  виде. В связи с общим умственным развитием учащихся у них возрастает и роль логической обработки (систематизации и обобщения) материала — разбивки его на отдельные части, выделения  наиболее важных из них, установления связи с предыдущим материалом и  т. д. Такая смысловая обработка  материала значительно облегчает  запоминание; вместе с тем она  позволяет учащимся воспроизводить не только буквально (как это обычно наблюдается при отсутствии такой  предварительной работы над текстом), но и «своими словами».

Исследования показали полную возможность  использования этих приемов учащимися, начиная с младших классов  школы. Однако первоначальное применение их бывает сопряжено с некоторыми трудностями. Младшие школьники  часто затрудняются, например, в  правильной разбивке текста на отдельные, логически связанные между собой  части, делают это неточно, разбивая текст на очень  дробные части. При задании связать материал с уже известным из прошлого опыта они отмечают главным образом сходство и реже — различие. Однако при наличии руководства со стороны учителя применение этих приемов становится все более доступным и успешным.О том, как используются эти приемы школьниками и взрослыми, ясно говорят результаты следующих опытов. Учащимся IV, VI и VIII классов и взрослым предлагалось запоминать исторические и географические тексты, содержавшие различные имена, названия, даты и цифровые показатели, которые в той или иной мере могли связываться друг с другом. Никаких указаний о приемах запоминания не давалось. Результаты опытов показали, что число случаев преднамеренного связывания различных данных для запоминания постепенно и неуклонно увеличивается от класса к классу: , в IV классе оно отмечалось в среднем лишь в 8% случаев, в VI классе — в 14%, в VIII классе—в 28%, у взрослых — в 46% (опыты Смирнова).Важное значение для развития и воспитания памяти имеет правильная организация повторений и систематическое применение знаний к решению теоретических и практических задач.

Информация о работе Память человека