Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 10:17, реферат
Память - это сложный психический процесс, способность мозга хранить и воспроизводить информацию. Все люди рождаются с заложенной возможностью запоминать различные события. Но встречаются люди и с феноменальной фотографической памятью. Это действительно редкий дар. Такие люди могут запоминать огромное количество информации и воспроизводить эту информацию очень быстро.
Память человека
Память - это сложный психический
процесс, способность мозга хранить
и воспроизводить информацию. Все
люди рождаются с заложенной возможностью
запоминать различные события. Но встречаются
люди и с феноменальной
Бытует мнение, что у людей с возрастом память ухудшается, но на самом деле все зависит от самого человека. И в преклонном возрасте память может быть блестящей, при условии, если человек ей пользуется, постигает, что-то новое. Это могут быть те же кроссворды, заучивание стихов, какие-то курсы, изучение иностранного языка и.т.д. Известно, что люди занимающиеся наукой и в солидном возрасте имеют прекрасную память. Но когда мы во власти сильных эмоций, спешим, или на нас давит груз обстоятельств, нас отвлекают, если мы поглощены другим делом и т.д. в таких условиях любая, даже самая лучшая, память будет давать сбой. Человеческая память - это не только умение запоминать, но и, как ни парадоксально это звучит, умение забывать ненужное.
Процессы запоминания и
Большинство исследований доказывают: память человека улучшается вплоть до 20-25 лет, затем держится на одном уровне до 40-45 лет, в 50 отличается наибольшей восприимчивостью, после чего начинает постепенно угасать. Однако гениальный немецкий поэт Гете в возрасте 83 лет подарил человечеству свое бессмертное творение "Фауст", физиолог Павлов до последних дней своей жизни(86 лет) плодотворно трудился и обогащал науку; Лев Толстой и в преклонном возрасте имел острый ум, великолепную память, острое зрение, ясный слух; писатель Аксаков начал создавать свои произведения в 64 года; Галилей сделал главное открытие в 70 лет; Дарвин в 62 года написал "Происхождение человека".....
Забывание, может быть, одним
из методов борьбы со стрессом.
Как правило, мы вытесняем из
памяти именно то, что мы не
хотим помнить, что-то
Для развития памяти можно
предложить несколько способов.
Например, уточняйте в запоминаемой
информации все подробности,
- При запоминании сложного
1 Отличным источником для
2 Память напрямую связана с
внимательностью. Поэтому, для
улучшения памяти сначала
Так же, как и внимательность,
важную роль в улучшении
Развитие памяти у детей
Развитие памяти у детей начинается с возникновения первых условных рефлексов. По данным Бехтерева и Щелованова, наиболее ранним условным рефлексом, возникающим в возрасте около 15 дней, являются пищевые реакции ребенка (искательные движения головы, раскрывание рта, сосательные движения) при взятии на руки в «положение кормления», т. е. в ответ на сложный комплекс тактильных и лабиринтных раздражений, подкрепляемых действием безусловного раздражителя (кормление ребенка). Постепенно в комплекс сигналов включаются зрительные и звуковые раздражители, в результате чего в дальнейшем, на четвертом-пятом месяце жизни, указанные пищевые реакции возникают уже только при виде матери или даже только при слышании ее голоса. Примерно с пятого месяца жизни становится возможным образование условно-рефлекторных связей со всех анализаторов. С этого момента отмечается узнавание ребенком окружающих лиц и предметов. Ребенок улыбается и всплескивает руками при виде матери, тянется и схватывает знакомые предметы, что не наблюдается в первые месяцы жизни.
Вначале скрытый (латентный) период узнавания (т. е. промежуток времени между двумя восприятиями, при котором возможно узнавание) очень невелик и составляет всего лишь
несколько дней. На втором году он увеличивается до нескольких недель, на третьем — до нескольких месяцев, к четырем годам достигает одного года, к семи годам — примерно трех лет.
Вслед за узнаванием появляются первые воспоминания об отсутствующих предметах и лицах. В наиболее отчетливой форме они отмечаются у детей в конце первого года жизни. Когда ребенку в этом возрасте называют знакомый предмет, он начинает искать его глазами, поворачивая голову в ту сторону, где обычно этот предмет находится. С переходом к активной, самостоятельной речи (на втором-третьем году жизни) воспоминания становятся более полными и определенными, поскольку речь является средством закрепления связей. Постепенно увеличивается скрытый период воспроизведения: на втором году жизни он еще ограничивается несколькими днями, на третьем — несколькими неделями, на четвертом — несколькими месяцами.
Одной из причин непродолжительности скрытого периода узнавания и воспроизведения в первые годы жизни детей является отсутствие у них достаточно прочных систем связей, в которые могли бы включиться новые связи, и малая дифференцированность временных связей. Отсюда — смутность и неопределенность первых детских воспоминаний, и быстрое забывание впечатлений, полученных в раннем детстве. Обычно отдельные разрозненные воспоминания о первом детстве относятся лишь к четвертому-пятому году жизни. Только в отдельных случаях, связанных с очень яркими эмоциональными воздействиями, они могут относиться к более раннему возрасту. Более последовательные и связные воспоминания детства начинаются обычно с 5—7 лет, иногда еще позднее — только с 9—Шлет (данные С.Рубинштейна и Комм). В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте память имеет непреднамеренный, непроизвольный характер. В этом возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения в будущем. Двух, трехлетний ребенок запоминает только то, что имеет для него актуальное значение в данный момент, что связано с его непосредственными жизненными потребностями и интересами, что оказывает на него сильное эмоциональное действие.
Отличительной чертой детской
памяти является ее наглядно-
Совершенно неверно
В школьном возрасте под влиянием
систематического воспитания и обучения
развитие памяти продолжается. При
этом наблюдается не только количественное
увеличение объема и скорости запоминания
и воспроизведения, но и ряд качественных
изменений памяти. Значительно увеличивается,
прежде всего, роль второй сигнальной
системы. Это сказывается в усилении
роли преднамеренного запоминания,
без которого невозможно выполнение
ни одного школьного задания, и во
все убыстряющемся развитии отвлеченной,
словесно-логической памяти. Если учащиеся
младших классов при
Об этом убедительно говорят сравнительные данные, характеризующие запоминание наглядного и словесного материала учащимися разных классов и взрослыми (опыты Фарапоновой). Если принять показатели запоминания наглядного и словесного материала во II классе за 100, то в последующие годы (в V, VIII классах и у взрослых) они растут так: 134, 175, 207 (при запоминании наглядного материала) и 193, 252 306 (при запоминании словесного материала). Особенно сильно увеличивается запоминание абстрактного материала, что указывает на все возрастающую роль второй сигнальной системы в процессах памяти.
Существенно усиливается в школьном возрасте использование всякого рода «опор», играющих в процессах памяти опосредствующую роль, в силу чего запоминание и воспроизведение у школьников все более начинают носить опосредствованный (а не непосредственный, как то было раньше) характер .Возрастающая роль этих «опор» ясно показана в исследовании Леонтьева, в котором дети и взрослые запоминали ряды слов, как без каких-либо «опор», так и с опорой на картинки. В последнем случае они могли выбирать к каждому запоминавшемуся слову наиболее подходящую к нему (по смыслу) картинку (из числа предложенных им), которая и делалась благодаря связи, устанавливавшейся между ней и словом, опорой для последующего воспроизведения данного слова. Опыты обнаружили значительное усиление роли указанных наглядных опор у школьников.
Менее значительную, но все же определенно
положительную роль, (как показали
опыты К. Мальцевой, в которых
картинки были заменены словами) играют
у школьников словесные опоры. Особенно
возрастает их роль в тех случаях,
когда они придумываются самими
учащимися, а не даются им в готовом
виде. В связи с общим умственным
развитием учащихся у них возрастает
и роль логической обработки (систематизации
и обобщения) материала — разбивки
его на отдельные части, выделения
наиболее важных из них, установления
связи с предыдущим материалом и
т. д. Такая смысловая обработка
материала значительно
Исследования показали полную возможность
использования этих приемов учащимися,
начиная с младших классов
школы. Однако первоначальное применение
их бывает сопряжено с некоторыми
трудностями. Младшие школьники
часто затрудняются, например, в
правильной разбивке текста на отдельные,
логически связанные между