Педагогические конфликты и пути их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить типологизацию педагогических конфликтов и выявить пути их разрешения.
Задачи:
Рассмотреть понятие педагогического конфликта, его типы;
Изучить основные типы конфликтных ситуаций в начальной школе;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы проблемы педагогических конфликтов.
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания….…………………………………………………………………….4
1.2. … Объективное содержание конфликтной ситуации …………15
Глава II. Экспериментальное исследование разрешение конфликтов.
2.1. Специфика урегулирования педагогических конфликтов……………………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………… 31
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогические конфликты и пути их разрешения.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Конфликтные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах, большинством признаются типичными, закономерными. Для их разрешения учителю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся подросткового возраста, усиливая деловую взаимосвязь между ними; дело доходит до конфликта, как правило, с учеником, плохо успевающим, “трудным” по поведению. Нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету – это ведет к затяжному личностному конфликту с учителем. Для того, чтобы конфликтная ситуация была успешно преодолена, она должна быть подвергнута психологическому анализу. Его основной целью является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения в условиях возникшей ситуации. Торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену “словесными ударами”, и ситуация становится конфликтной. [1, с.256].

Психологический анализ также используется для переключения внимания с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках, отношениях.

Существенную помощь социальному педагогу может оказать прогнозирование ответных реакций и действий учеников в конфликтных ситуациях. На это указывали многие педагоги-исследователи (Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, Н.Н.Лобанова, М.И.Поташник, М.М.Рыбакова, Л.Ф.Спирин и др.). Так, М.М.Поташник рекомендует либо вынужденно примеряться, приспосабливаться к ситуации, либо сознательно и целенаправленно влиять на нее, т.е. творить новое.

М.М.Рыбакова предлагает учитывать ответные реакции учащихся в конфликтных ситуаций следующим образом:

-   описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, причина и место возникновения, деятельность участников и т.д.);

-   возрастные и индивидуальные особенности участников конфликтной ситуации;

-   ситуация глазами ученика и учителя;

-   личностная позиция учителя в возникшей ситуации, реальные цели учителя при взаимодействии с учеником;

-   новая информация об учениках, оказавшихся в ситуации;

-   варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения учащихся;

-   выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.

Из литературы известно, что разрешение конфликтной ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:

-   анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение действий;

-   определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий воспитатель – ученик, семья – ученик, ученик – коллектив класса;

-   планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других участников ситуации;

-   анализ результатов;

-    корректировка результатов педагогического воздействия;

-    самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил.

 

Основным условием разрешения конструктивного конфликта психологи считают открытое и эффективное общение конфликтующих сторон, которое может принимать различные формы:

-   высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;

-   открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;

информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;

-   демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков. [23, с.383].

Действия педагога по изменению хода конфликта можно отнести к действиям, предупреждающим его. Тогда конфликтотерпимыми действиями можно будет назвать неконструктивные действия (отложить решение конфликтной ситуации, пристыдить, пригрозить и т.д.) и компромиссные действия, а конфликтогенными – репрессивные действия (обратиться в администрацию, написать докладную и др.) и агрессивные действия (разорвать работу ученика, высмеять и др.). Как видим, выбор действий по изменению хода конфликтной ситуации имеет приоритетное значение.

Приведем ряд ситуаций и поведение социального педагога при их возникновении:

-   невыполнение учебных поручений в связи с отсутствием умения, знания мотива (изменить формы работы с данным учеником, стиля преподавания, коррекция уровня “трудности” материала и др.);

-   неправильное выполнение учебных поручений скорректировать оценку результатов и хода преподавания с учетом выясненной причины неправильного усвоения информации);

-   эмоциональное неприятие учителя (изменить стиль общения с данным учеником);

-   эмоциональная неуравновешенность учащихся (смягчить тон, стиль общения, предложить помощь, переключить внимание остальных учащихся).

В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе.

Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:

-   воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;

-   не делать поспешных выводов;

-   при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;

-   научиться ставить себя на место другой стороны;

-   не давать конфликту разрастись;

-   проблемы должны решаться теми, кто их создал;

-   уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;

-   всегда искать компромисс;

-   преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.

Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу. Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, то в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе. [16, с.147].

Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из “явной” формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате:

• истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;

• потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;

• переориентации мотивации оппонентов (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте). Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на “неконструктивность” устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).

Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:

• изъятие из конфликта одного из участников;

• исключение взаимодействия участников на длительное время;

• устранение объекта конфликта.

Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта. Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть:

• устранение одной или обеих сторон;

• приостановка конфликта с возможностью его возобновления;

• победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);

• деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);

• согласие о правилах совместного использования объекта;

• равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;

• отказ обеих сторон от посягательств на данный объект. [4, с.168].

Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции участника с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.

Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах участников является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента. При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об участнике и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение.

Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять — не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях участника. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта.

 

Заключение.

 

 

           Образование как социокультурная  технология является не только  источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования  и гуманизации общественной практики  и межличностных отношений. Педагогическая  действительность, однако, порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций, выход из которых требует специальной подготовки социальных педагогов.

Установлено, что поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, социальные педагоги не должны “бояться” конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.        

 Понимание причин возникновения  конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии у будущих социальных педагогов знаний и умений соответствующих личностных качеств, знаний и умений.

Констатировано, что практическая готовность социального педагога к разрешению конфликтов среди учеников представляет собой интегральное личностное образование, структура которого включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-исполнительский компоненты. В качестве критериев этой готовности выступают мера, целостность и мера сформированности ее основных составляющих.

Показано, что процесс формирования практической готовности социального педагога к разрешению конфликтов среди подростков носит индивидуально-творческий, поэтапно и системно организованный характер. Содержание и логика этого процесса обусловлена структурными компонентами готовности и соответствующими образовательными технологиями.

 

Литература.

 

  1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981
  2. Алешина Ю.Е. Проблемы теории и практики медиации участников // Личность, общение, групповые процессы: Сб. обзоров. – М.: ИНИОН, 1991. – С. 90-100
  3. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995
  4. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учеб. для вузов / А.Я. Анцупов.. – М.: ЮНИТИ, 1999.– 551 c.
  5. Базелюк В.В. Технологические основы разрешения педагогических конфликтов / В.В. Базелюк // Наука и школа. – 2005.– N5 . – 8–11 с.
  6. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира / C.В. Баныкина – М.: УРСС, 2001. – с. 373–394.
  7. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология: Учеб. пособие / Н.В. Басова.– Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 412 с.
  8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. - СПб., 1992
  9. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2002.
  10. Волков Б.С. Конфликтология: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова.– М.: Трикста, 2005. – 375 с.
  11. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина .– СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
  12. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Дмитриев.– М.: Гардарики, 2000. – 318 с.
  13. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник / В.И. Журавлев. – М.: Рос. пед. агентство, 1995. – 183 с.
  14. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников: Учебное пособие / Ф.И. Иващенко. – Минск: Университетское, 1999. – 134 с.
  15. Казанская В.Г.  Педагогическая психология / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.
  16. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб пособие для вузов по пед. специальностям / Г.И. Козырев. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 174 с.
  17. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. – М.: Знание, 1979. – 47 с.
  18. Материалы интернет-сайта websites.pfu.edu.ru
  19. Материалы интернет-сайта www.azsp.ru
  20. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М., 1986.
  21. Пономарев Ю.П. Игровые модели: математические методы, психологический анализ. – М.: Наука, 1991. – 160 с.
  22. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. - М., 1993
  23. Рыбакова М.М. Особенности педагогических конфликтов. Разрешение педагогических конфликтов / М.М. Рыбакова // Хрестоматия по соц. психологии. – М.: Владос, 1999.
  24. Рыданова И.И. Педагогические конфликт: пути преодоления: Учеб. пособие для студ.пед. вузов /  И.И. Рыданова – Минск: Дизайн ПРО, 1998. – 80 с.
  25. Уткин Э.А. Конфликтология: Теория и практика / Э.А. Уткин.– М.: Тандем, 1998. – 263 с.
  26. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения – М.: Наука, 1990 – 158 с.
  27. Шипилов А.И. Социально-психические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении: Дис.…канд. псих. Наук. – М., 1993. – 224 с.

Информация о работе Педагогические конфликты и пути их разрешения