Поощрение – это выражение положительной
оценки, одобрения, признания качеств,
поведения, действий воспитанника или
целой группы. Эффективность поощрения
основана на возбуждении положительных
эмоций, чувства удовлетворения, уверенности
в своих силах, способствующих дальнейшим
успехам в труде или учебе. Формы поощрения
весьма многообразны: от одобрительной
улыбки до награждения ценным подарком.
Чем выше уровень награды, тем продолжительнее,
устойчивее ее положительное действие.
Особенно действенно публичное награждение
в торжественной обстановке, в присутствии
товарищей, преподавателей, руководителей.
Однако при неумелом использовании
этот прием может принести и вред, например,
противопоставить воспитанника другим
членам коллектива. Поэтому наряду с индивидуальным
следует использовать и коллективный
метод, т.е. поощрение группы, коллектива
в целом, включая и тех, кто проявил трудолюбие,
ответственность, хотя и не добился выдающихся
успехов. Подобный подход во многом способствует
сплочению группы, формированию чувства
гордости за свой коллектив, каждого его
члена.
Наказание – это выражение отрицательной
оценки, осуждения действий и поступков,
противоречащих принятым нормам поведения,
нарушающим законы. Цель этого метода
состоит в том, чтобы добиться изменения
поведения человека, вызывая переживания
стыда, чувство неудовлетворенности, и
таким образом подтолкнуть его к исправлению
допущенной ошибки.
Метод наказания следует
применять в исключительных случаях, тщательно
обдумывая все обстоятельства, анализируя
причины проступка и выбирая такую форму
наказания, которая соответствовала бы
тяжести вины и индивидуальным особенностям
провинившегося и не унижала бы его достоинства.
Следует помнить, что цена ошибки в этом
деле может быть очень велика.
Тем не менее применения наказаний
иногда не удастся избежать. Их формы могут
быть разнообразными: от замечания и до
исключения из коллектива. Следует, однако,
помнить, что применение этого метода
является скорее исключением, чем правилом,
слишком частое его использование свидетельствует
об общем неблагополучии в системе воспитания
и необходимости ее корректировки. Во
всяком случае, но общему правилу репрессивный,
карательный уклон в воспитании признается
недопустимым.
В процессе воспитания необходимо
использовать весь разнообразный спектр
методов и приемов. Это и убеждение словом,
обращенным прежде всего к разуму, использование
метода убеждения, силы примера, это и
воздействие на эмоциональную сферу, чувства
воспитанников. Важную роль в воспитании
играют и постоянные упражнения, организация
практической деятельности обучаемых,
в ходе которой вырабатываются умения,
навыки, привычки поведения, накапливается
опыт деятельности. В этой многоплановой
системе методы побуждения, стимулирования,
особенно методы наказания, играют лишь
вспомогательную роль.
Принципы
воспитания
Принципы
воспитания – это исходные установки, главные ориентиры,
организующие, упорядочивающие всю сложную
систему воспитательной работы, включающую
в себя такие компоненты, как цели и задачи,
различные направления содержания, многообразный
комплекс воспитательных методов. Принципы
позволяют предъявить некоторые общие
требования ко всем этим различным сферам
воспитательной деятельности и тем самым
придать им целостный, единый характер.
Современные представления о процессе воспитания позволяют выделить
следующие его главные принципы:
- Принцип единства, целостности, взаимосвязи всех компонентов, образующих воспитательный процесс. Из него вытекает требование многосторонности воздействия на личность через систему целей, взаимосвязь воспитания и самовоспитания, разнообразие направлений, обеспечивающих богатство его содержания, а так же требование необходимости применения комплекса соответствующих методов и воспитательных средств. Нельзя, например, ограничиться методом убеждения и вовсе отказаться от использования принуждения, хотя и его роль нельзя абсолютизировать. Этот принцип предполагает не изолированное, а комплексное применение всех составляющих, всех звеньев многогранного воспитательного процесса.
- Ведущая роль
преподавателя, руководителя в воспитательной деятельности. Именно преподаватель, руководитель воплощает в себе единство и целостность воспитательного процесса, обеспечивает согласованность всех его частей и последовательное применение его принципов. Личный пример руководителя является самым эффективным средством воспитательного воздействия. Конечно, как отмечалось ранее, воспитательный процесс предполагает активность самих обучаемых, однако организатором этой активности, как и всего воспитательного процесса, его субъектом является всегда педагог, а воспитанники по сравнению с ним остаются более пассивными объектами воспитания. Именно поэтому к воспитателю, руководителю предъявляются столь высокие профессиональные требования. Именно руководитель, преподаватель организует все виды активности воспитанников, их учебу, труд, все виды деятельности, устанавливает объем и порядок заданий, упражнений, сроки их выполнения, обеспечивает организационно и материально возможность решения каждой задачи, осуществляет постоянную помощь в учебе, работе, контроль и оценку количества и качества труда, стимулирует материально и морально затраченные усилия. Но из этого принципа вытекает и недопустимость тех или иных отступлений руководителя, преподавателя от принципов воспитания, их нарушения. Так, недопустимо побуждение людей к оказанию тех или иных личных услуг, поощрение таких неблаговидных качеств, как угодничество или лесть, подхалимство, попустительство по отношению к одним воспитанникам и предвзятое отношение к другим.
- Принцип организации
активной деятельности воспитуемых. Это означает, что активное руководство преподавателя, начальника должно сочетаться с активной деятельностью самих воспитанников, учащихся или рядовых работников, а не подавлять, сковывать её. Этот принцип исходит из того, что эффективное развитие человека может происходить только в процессе его собственной активной деятельности. Поэтому, сохраняя свои руководящие позиции, руководитель должен выступать в роли организатора самых разнообразных видов деятельности, стимулировать, воспитывать, поощрять их творчество. Однако эта деятельность не должна напоминать по своему характеру деятельность белки в колесе, она должна быть полезной, общественно-значимой, результативной, что и вытекает из следующего принципа воспитания.
- Принцип связи
воспитания с жизнью. Истолкование этого принципа может иметь варианты. Так, из него может вытекать в качестве главного требование подчинения всей деятельности государственной стратегии воспитания в соответствии с господствующими идеологическими установками, требование формировать заданный социальный тип личности. Именно так и понимался долгое время этот принцип в нашей стране. Но в современной России приоритет среди задач воспитания отдается удовлетворению потребностей личности, конечно, с учетом требований общества и государства. Поэтому сегодня этот принцип в соответствии с законом РФ об образовании (ст. 9, п.2) истолковывается как требование в первую очередь оказания помощи личности в её всестороннем развитии, профессиональном и жизненном определении. Реализация этого принципа в значительной степени способствует созданию наряду с системой государственных учебных заведений широкой сети общественных и частных учебных заведений, с помощью которых отдельные люди, социальные группы могут реализовывать свои интересы, которые не обязательно должны совпадать с государственными.
- Принцип гуманизма
в воспитании. основывается на вере в возможность положительных результатов воспитания для каждого человека. Хотя это только вера, но без неё сама воспитательная деятельность лишается своих главных ориентиров. Этот принцип предполагает опору на те положительные задатки, которые в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Конечно в каждом из нас есть отрицательные качества. Речь идет о том, что недопустимо концентрировать внимание только на промахах и недостатках. Прежде всего следует выявлять и развивать положительные черты человека, опираясь на которые только и можно решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания. Опытный воспитатель, руководствуясь этим гуманным принципом, не скупится на добрые слова, даже тогда, когда она являются лишь авансом на будущее. Тем самым они внушают людям уверенность в себе, своем будущем, укрепляют отношения взаимного уважения и любви, создают ту атмосферу взаимной поддержки и сотрудничества, без которой невозможен успех воспитания. Этот принцип требует также тщательного учета индивидуальных особенностей воспитанников при выборе тех или иных методов и средств воспитания.
- Принцип опоры
на коллектив – исходит из того, что эффект воспитания достигается не только активностью руководителя, но и в значительной степени обусловлен ещё и воздействием тех микрогрупп, в которых проходит, как правило, процесс воспитания личности. Как доказывает современная наука, психологический климат этих групп выступает в качестве одного из факторов воспитательного процесса, который нельзя не учитывать. Этот принцип требует от воспитателя не только умения разбираться в индивидуальных особенностях отдельных людей, но и определять характер малых групп, регулировать их социально-психологический климат и таким образом использовать ещё один важный воспитательный ресурс.
- Принцип использования
самовоспитания как процесса продолжения
и развития воспитания. Самовоспитание – это в отличие от собственного воспитания полностью самостоятельная целенаправленная деятельность, ведущая к наиболее полной реализации, развитию и совершенствованию личности, вершинам её зрелости, мастерства. Необходимость этого принципа продиктована изменением в современном обществе социальной роли образования, которая стала выражаться формулой «образование через всю жизнь» вместо устаревшей формулы «образование на всю жизнь». Этот принцип требует, чтобы воспитанники овладевали основными приемами воспитания, такими , как: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль. Подспорьем для его реализации могут служить системы самосовершенствования, издавна сложившиеся в рамках восточной цивилизации и рассчитанные на психофизическую саморегуляцию человеческого организма.
Установите соответствие
между понятиями и определениями:
а) образование личности;
б) развитие личности;
в) воспитание личности;
1) процесс проявления биологических
и социальных закономерностей;
2) целенаправленное формирование
потребностей ребёнка и очеловечиваное
его желаний;
3) воспитательное воздействие
на личность с помощью знаний основ наук,
умений, навыков.
А – 3
Б – 1
В – 2
а) образование личности –
3) воспитательное воздействие на личность
с помощью знаний основ наук, умений, навыков;
б) развитие личности – 1)
процесс проявления биологических и социальных
закономерностей;
в) воспитание личности –
2) целенаправленное формирование потребностей
ребёнка и очеловечиваное его желаний.
Используемая литература:
- Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие/ под ред. Э.В.Островского. – М.: вузовский учебник, 2005
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000
- Крысько В. Психология и педагогика. – М.: ЮНИТИ, 2004
- Психология и педагогика: Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов I курса по направлениям 521600 «Экономика»(бакалавр) и 521500 «Менеджмент»(бакалавр)(первое высшее образование). - М.: ВЗФЭИ, 2008