Первая психологическая помощь при ЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 13:00, реферат

Краткое описание

В жизни человека случаются психотравмирующие ситуации, воздействие которых не может измеряться обычными мерками. Для характеристики этих ситуаций используют два основных определения экстремальная и чрезвычайная ситуации.
Стихийные бедствия, техногенные катастрофы, аварии, террористические акты – не полный список чрезвычайных ситуаций, которые случаются в каждой стране! Последствия – крайне трагичны! Гибель близких людей, потеря здоровья неизбежно оставляют след в каждом из нас…

Содержание

Введение
1. Экстренная психологическая помощь
2. Помощь родственникам пострадавшим
3. Правила первой психологической помощи
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Первая психологическая помощь.docx

— 39.22 Кб (Скачать файл)

Российско-Армянский (Славянский) Университет

Первая психологическая  помощь при ЧС

Реферат




 

 

Кюрегян Ваагн Каджикович, факультет «Психология», г. Ереван

3/23/2013




 

 

Содержание:

 

Введение 

 

1. Экстренная психологическая  помощь 

 

2. Помощь родственникам  пострадавшим

 

3. Правила первой психологической  помощи

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

Введение.

 

В жизни человека случаются  психотравмирующие ситуации, воздействие  которых не может измеряться обычными мерками. Для характеристики этих ситуаций используют два основных определения  экстремальная и чрезвычайная ситуации.

Стихийные бедствия, техногенные  катастрофы, аварии, террористические акты – не полный список чрезвычайных ситуаций, которые случаются в  каждой стране! Последствия – крайне трагичны! Гибель близких людей, потеря здоровья неизбежно оставляют след в каждом из нас…

Чрезвычайная ситуация в  психологическом плане это событие  выходящее за рамки обычного житейского опыта человека, способное травмировать его психику даже независимо от пережитого им ранее. Влияние таких происшествий – нарушения соматические и психологические. Своевременная психологическая  помощь в таких ситуациях, сравнима по важности со срочной медицинской  помощью раненым, реанимацией.

 

1. Экстренная психологическая  помощь.

 

Любая крупная катастрофа оставляет после себя огромное количество пострадавших (физически, морально и  психологически). По данным специалистов, в момент критического инцидента  до 80% участников впадают в травматическую стадию стресса. Поэтому встает вопрос об экстренной психологической помощи.

Экстренная психологическая  помощь – это система краткосрочных  мероприятий, которые оказываются  пострадавшим в центре катастрофы или  в ближайшее время после травматического  события. Они направлены на: -оказание помощи человеку, группе людей или  большому количеству пострадавших после  катастрофы;

-регуляцию актуального  психологического, психофизического  состояния и негативных эмоциональных  переживаний, связанных с катастрофой  при помощи профессиональных  методов которые соответствуют  требованиям ситуации.

Основной целью экстренной психологической помощи является предупреждение патологических изменений личности человека. Содержание и методы экстренной психологической помощи зависят  от характера чрезвычайной ситуации, от эффекта ее травматического воздействия  на психику человека. Однако вне  зависимости от характера травмирующего  воздействия следует учитывать  общие условия в которых оказывается  экстренная психологическая помощь. Условия бывают 2 видов:

 

  • внезапность возникновения события, сильнейшим образом воздействовавшего на эмоциональную, когнитивную, личностную сферу человека, травмирует его внутренний мир и ставит его перед лицом смерти.

 

  • ограниченность времени оказания психологической помощи.

 

 

Поэтому психолог вынужден действовать , ориентируясь на ситуацию «здесь и сейчас». После катастрофы пострадавшие находятся в остром состоянии и очень восприимчивы к воздействию, то помощь рекомендуется  оказать как можно быстрее, непосредственно  после события. Для этого необходимо знать особенности типичных в  чрезвычайных ситуациях психических  состояний, ведь в это время автоматически  включаются механизмы психологической  защиты, и индивидуальные особенности  личности у большинства пострадавших как бы «стираются».

 

Общепринятый подход при  кризисном вмешательстве –выслушивание  переживаний и помощь в «нормализации  чувств». Такая поддержка приносит облегчение. Однако при сильной или  множественной травматизации краткосрочные  методы не дадут результата, а иногда может показаться, что они ухудшили состояние человека.

Экстренная помощь предполагает поддержку психического и психофизиологического  самочувствия человека и работу с  тяжелыми эмоциональными переживаниями, которые возникли в результате психологической  травмы.

При катастрофе психологу  необходим анализ ситуации, а так  же сведенья об условиях предполагаемой работы( дислокация пострадавших и  их родственников; место, где можно  работать с пострадавшими и т.д).

 

В местах катастроф всегда оказывается множество людей, которые  считаются пострадавшими : если пострадали не они , то могли пострадать их близкие; есть и «вторично пострадавшие», т.е. испытывающие тяжелые психические  переживания, заражающиеся» состоянием других людей. Поэтому необходимо выделить различные группы людей, нуждающихся в психологической помощи.

 

К первой группе относятся  жертвы, которые непосредственно  находятся в очаге ситуации. Основная опасность во время спасения жертв  состоит в том, что эти люди часто совершают действия, которые  могут им повредить, поэтому необходимо постоянно говорить с человеком. Это помогает удержать его связь  с внешним миром и активизирует его жизненные ресурсы, необходимые  для выживания.

 

Ко второй группе – пострадавшие непосредственно (физически или  морально) , а также те, кто потерял  своих близких или не имеет  информации об их судьбе. Невозможно к  каждому пострадавшем выделить психолога, поэтому среди пострадавших необходимо выделить группу риска – тех, кому необходимо оказать психологическую  помощь в первую очередь. К группе риска относят :

 

  • Людей, находящихся в состоянии шока, ступора;
  • Тех, у кого нет родственников, которые могли бы оказывать им поддержку;
  • Родителей, потерявших детей;
  • Людей, потерявших близких и при этом страдающих серьёзными заболеваниями,
  • которые могут вызвать приступ (сердечные и психосоматические заболевания).

 

Есть еще одна группа пострадавших- так называют очевидцы (люди, которые  находились в непосредственной близости от места трагедии, но сами не пострадали). У них в результате идентификации  с жертвой возможны аффективные  реакции, проявления повышенной речевой  и двигательной активности. Часто  именно они «заражают» окружающих своим  состоянием, стимулируют «поиски  виновных» и другие агрессивные 

реакции. Задача специалиста  в условиях катастроф выявить  этих людей , а затем уменьшить  их активность, направив в другое русло(посильная  деятельность). Если же этого не сделать, необходимо под любым предлогом  удалить их из мест массового скопления  людей.

 

2. Помощь родственникам  пострадавших.

 

Экстренную психологическую  помощь следует оказывать не только пострадавшим, но и их близким, которые  находятся рядом с ними. Поэтому  в экстренную психологическую помощь так же включаются консультации родственников  о правилах поведения с человеком, перенесшим утрату. Им сообщают о том, что если человек находится на тадии шока, его нельзя оставлять  одного, так как при выходе из шока возможны острые реактивные состояния. На стадии шока у человека нарушены контакты с внешним миром, поэтому  разговаривать с ним или утешать  его бесполезно. Если же необходимо чтобы человек совершил простое действие (поел) надо говорить с ним четким голосом, употреблять простые слова с утвердительной интонацией, избегая глаголов с частицей «не». По мнению представителей нейролингвистического программирования (НЛП) человек не воспринимает этой частицы (не вставай), и употребив его можно получить противоположный результат , т.к. на бессознательном уровне распознает лишь глагол «вставай».

 

Даже в состоянии шока сохраняется возможность тактильной связи с ним. И по этому возможно использовать тактильный контакт (прикосновение, поглаживание и т.д.). Иногда этого  бывает достаточно, чтобы вывести  из шока.Если фаза шока продолжается более 10 дней, необходимо чтобы близкие  следили за приёмом пищи, помогали принимать необходимые решения.

Вывести человека из шока помогают какие-либо сильные чувства. Слезы  – первый признак выхода из шока и переход к следующей фазе. В это время возможны острые реакции (истерика, агрессия, нервная дрожь  и т.д.), которые как правило  пугает близких, но для катастроф  и других чрезвычайных ситуаций это  вполне адекватные реакции. Если человек  заплакал, необходимо установить физический контакт с ним. Эти приемы на бессознательном  уровне помогают человеку почувствовать  присутствие другого его заботу, что способствует нормализации физиологического состояния, помогает расслабиться и  выплакаться(выплеснуть накопившуюся боль и отчаянье). На этом этапе полезными  становятся приемы активного слушания, которые ориентированы на сферу  эмоциональных переживаний, а не когниций. Например лучше употребить фразу «Я чувствую, как внутри вас  все сжимается от страха», чем  «Я вас понимаю» (здесь слово понимаю  относится к сфере когниций). Следует  избегать излишне настойчивых вопросов, а тем более советов. Главное  – просто выслушать и обеспечить возможность «выхода горя».

 

Так же необходимо помнить  о двух вещах.

 

  • Не нужно стремиться к тому, чтобы человек перестал плакать. Ведь слезы- приносят некоторое облегчение. К сожалению в некоторых культурах принято считать , что слезы это слабость(особенно для мужчин), что затрудняет отреагирование, а значит, осложняет и продлевает посттравматический стресс.
  • Необходимо различать плачь и истерическую реакцию. Основное отличие истерики от плача состоит в том, что первая протекает значительно более бурно; она может сопровождаться криками, угрозами в свой адрес или адрес других. Во время истерики необходимо удалить «зрителей» и создать спокойную обстановку. А чтобы остановить истерику это совершить какое – либо неожиданное действие (крикнуть, кинуть стул и т.д.). говорить следует короткими, уверенным тоном(«выпей воды»). Поскольку после истеричной реакции человек испытывает упадок сил, то его необходимо уложить спать.

 

При агрессивной реакции. Если агрессия выражается в вербальной форме, то ее не следует останавливать. Если же гнев приобретает излишне  активный характер, то главная задача направить его в безопасное русло. Неконтролируемая нервная дрожь  – так же возможна во время острой фазы. Это способ, которым тело пытается сбросить напряжение. Поэтому психологически грамотным будет не упокоить человека, а наоборот нужно помочь пострадавшему  усилить дрожь. Например в течении 10 -15 минут тряси его за плечи, одновременно разговаривая с ним, чтоб он понимал смысл ваших действий и не воспринимал их как нападение.

 

3. Правила первой  психологической помощи.

 

Поскольку первую помощь жертвам  и пострадавшим оказывает психолог он должен

знать и соблюдать правила  приведенные ниже.

 

  1. Правило 1. При катастрофах пострадавший всегда находится в состоянии психического возбуждения и это является нормой. Оптимальным является средний уровень возбуждения. Сразу скажите пациенту что вы ожидаете от терапии и как скоро можно ожидать успеха.
  2. Правило 2. Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и решите какая помощь кроме психологической необходима и кто из пострадавших в наибольшей степени нуждается в помощи. Уделите ему 30 секунд при одном пострадавшем, около 5 минут при нескольких. Правило 3. Точно скажите какие функции вы выполняете. Узнайте имена нуждающихся
  3. в помощи. Скажите им что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились. Правило 4. Осторожно установите телесный контакт с пострадавшим. Возьмите его за руку или похлопайте по плечу, но прикасаться к голове или другим частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне что и пострадавший. Не поворачивайтесь к нему спиной.
  4. Правило 5. Никогда не обвиняйте пострадавшего. Расскажите. Какие меры требуется принять для оказания в его случаи.
  5. Правило 6. Профессиональная компетентность успокаивает. Расскажите о вашей квалификации и опыте.
  6. Правило 7. дайте пострадавшему поверить в его компетентность. Дайте ему поручение с которым он справиться. Используйте этот факт, чтобы убедить его в собственных способностях, чтобы у пострадавшего возникло чувство самоконтроля.
  7. Правило 8. Дайте пострадавшему выговориться. Слушайте его активно, будьте внимательны к его чувствам и мыслям. Пересказывайте позитивное.
  8. Правило 9. Скажите пострадавшему , что вы останетесь с ним. При расставании найдите себе заместителя и проконсультируйте его о том, нужно сделать с пострадавшим.
  9. Правило 10. Привлекайте людей из ближайшего окружения пострадавшего для оказания помощи. Инструктируйте их и давайте простые поручения. Избегайте слов, которые могут вызвать у них чувство вины.
  10. Правило 11. Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего внимания и расспросов. Дайте любопытным конкретные задания.
  11. Правило 12. если стресс является тем с чем психолог постоянно работает, то он может негативно сказаться и на нем. Возникающее в ходе такой работы напряжение имеет смысл снимать с помощью релаксационных упражнений и профессиональной супервизии. Группы супервизии должен вести профессионально подготовленный модератор.

Информация о работе Первая психологическая помощь при ЧС