Переживания подростков, вызванные разводом родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 21:34, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день существует ряд психологических исследований, результаты которых подтверждают, что дети разведенных родителей во взрослой жизни испытывают определенные трудности в своей семейной жизни. Замкнутость и одиночество подростка, вызванные трагедией развода, переносится дальше по жизни, выражаясь агрессивностью и эгоизмом, преобладающими над коммуникабельностью и рациональным развитием. Таким образом, государство в этом случае, прикладывая усилия по становлению личности будущего гражданина, изначально остается в проигрыше. Существующие системы воспитания и обучения, возможно, не учитывают особенностей семейной жизни таких подростков, оставляя право на рост человека как личности за вероятностью событий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПОДРОСТКАМИ СИТУАЦИИ РАЗВОДА 4
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «РОДИТЕЛЬ - РЕБЕНОК» В СИТУАЦИИ РАСПАДА СЕМЬИ 6
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКА ПОСЛЕ РАЗВОДА В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17

Вложенные файлы: 1 файл

Психология подростка1.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКА ПОСЛЕ РАЗВОДА В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Личность формируется  в сложнейшей системе отношений. Будучи отраженными и обобщенными  в сознании, они переходят в  собственное отношение человека к действительности, становятся существенной составной частью его самосознания и способности к самооценке. А это значит, что неправильное отношение человека к действительности, к другим людям возникает вследствие каких - то недостатков или прямых социально - психологических дефектов общения. Развод родителей заставляет подростка по-новому взглянуть на себя и на своих родителей. Его собственное «Я» сильно страдает в такой ситуации - особенно, когда подросток начинает винить себя за то, что случилось в семье, или сталкивается с трудностями, связанными с отношением окружающих к подобным ситуациям. Ф. Райс приводит данные, согласно которым существует взаимосвязь между конфликтами в семье и склонностью подростков к совершению правонарушений в обществе, а также снижением их школьной успеваемости, низким уровнем профессиональных устремлений [7]. Чтобы восстановить самоуважение, пострадавшее в результате распада семьи, а также справиться со стрессом, вызванным домашними конфликтами, дети разведенных или живущих порознь родителей чаще, чем дети из крепких семей, совершают поступки, связанные с риском для их здоровья, сознательно идут на риск. Такое поведение отражение внутреннего состояния подростка. Он не способен сделать правильные выводы попадая в незнакомые ситуации, дать надлежащую оценку событиям и людям, верно определить свое отношение к ним, выбрать свою линию поведения.

В результате исследований установлено, что более всего  пристрастию к курению, алкоголю и наркотикам подвержены молодые  люди, чьи родители развелись, когда  дети находились в подростковом возрасте. По мнению исследователей, это объясняется попытками подростков, самостоятельно приспособиться к неблагоприятной обстановке, стать взрослым. На подростков-мальчиков развод оказывает более негативное воздействие, чем на девочек. Однако если родитель (в особенности мать), с которым проживает девочка, создает новую семью, то вероятность обращения дочери к наркотикам возрастает. Подросток ведет себя самоуничтожающе, не обращая внимания на стандартные методы контроля его поведения. Периодически он чувствует себя непонятым и теряет надежду на взаимное общение, его самооценка падает, что отражается на социальном отстранении, выражаемым различными психологическими состояниями [8].

Аутоагрессия - агрессивные  действия, направленные на самого себя, проявляющиеся в самообвинениях, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений. Аутоагрессивное поведение имеет в своей основе генетические и социальные причины. Но в подростковом возрасте оно встречается так часто, что специалисты называют его «типично подростковым» отклонением поведения. Считается, что всякий подросток имеет такие черты характера, которые самим фактом своего существования предрасполагают его к самоубийству. Это эмоциональная неустойчивость, нередко - пониженное настроение, сочетающееся с уменьшением психической и двигательной активности, неустойчивая самооценка, трудности самоидентификации, коммуникативные проблемы, эгоцентризм, словом все то, что делает подростка легко уязвимым, очень ранимым и совершенно невыносимым для окружающих. Но рассматривая эту проблему поведения подростка в обществе по-настоящему проблемой является именно заострение этих черт, катализатором которого в рамка рассматриваемой темы выступают развод.

Депрессия. Депрессивное состояние свойственно несовершеннолетним со слабым типом нервной системы, а также детям и подросткам с низкой самооценкой, неуверенным в себе, с несформированной эмоционально-волевой сферой и инфантилизмом. Несовершеннолетние с импульсивным (эмоциональным неконтролируемым) поведением склонны наносить себе повреждения, но, вопреки бытующему мнению «…Он что-нибудь сейчас с собой сделает…», обычно к суицидальным попыткам прибегают лишь в демонстративных целях и не доводят их до конца. Не менее часто приходится сталкиваться в этой же возрастной группе с отклоняющимся поведением, маскирующим депрессию у подростка. Это, пожалуй, наиболее сложная для своевременной диагностики «маска». Родители, учителя и даже врачи общей практики зачастую не сознают, что агрессивный, развязный, раздражительный до злобности, пропадающий по подвалам и подверженный всем уличным соблазнам подросток нуждается не в наказании, а в поддержке и в лечении, поскольку в основе его отклоняющегося поведения - депрессия, депрессия с рухнувшей самооценкой, ощущением одиночества и безысходности, тоской и тревогой, страхом наказания.

Суицидальное поведение. Суицид является крайней формой агрессивного поведения. Суицидные мысли обусловлены депрессивным мироощущением несовершеннолетнего. Его составными компонентами, как указывалось выше, являются чувства тоски и тревоги, ощущение беспомощности и бессилия, перерастающие в истеричные виды. Относительный удельный вес этих компонентов определяет особенности суицидных переживаний. При преобладании безрадостности, бесперспективности подросток испытывает не столько стремление умереть, сколько нежелание жить. Ощущение беспомощности, бессилия порождает страх перед жизнью и ее проблемами и, соответственно, стремление уйти от них любой ценой, даже ценой смерти.

Вероятность реализации суицидных намерений подростка  зависит от взаимодействия трех факторов:

1) интенсивности суицидных побуждений (сколько времени в сутки подросток находится в депрессивном состоянии близком к суицидному);

2) психологического «антисуицидного  барьера» - комплекса сдерживающих  внутренних факторов, включающих  в себя страх смерти, страх  боли, боязнь неизвестного, инстинкт самосохранения, страх причинить боль близким, отрицательное отношение к самоубийству общества и др.;

3) различных внешних  влияний окружающего мира, социальной  среды (друзья увлечения, привязанность  и т.п.), ослабляющих и размывающих этот барьер.

При отсутствии очевидного преобладания вышеописанных психологических  крайностей подросток все же чувствует  себя выделенным из общего коллектива. Сложившиеся, таким образом, отношения  вызывают отрицательные психические  состояния, создают своеобразный психологический барьер между ним и коллективом. И тогда коллектив теряет свою воспитательную силу, так как подросток не воспринимает требование товарищей как справедливые. И чем дальше он отходит от коллектива, тем заметнее, как рациональные способы регуляции поведения уступают место эмоциональным.

Такое положение в  коллективе еще больше вызывает изменения  психического состояния: усиливается  негативная эмоциональность восприятия того, что его окружает, которая  проявляется либо в аффектных  вспышках, ведущих к прямому конфликту с одноклассниками, либо в уходе от коллектива в группу подобных себе. Ослабевает также критическое отношение к себе как компенсация недостающих положительных оценок со стороны коллектива. Иногда подросток теряет чувство ответственности за свое поведение в силу разорвавшихся связей с коллективом.

В этом случае позиция  отверженного толкает подростка  к объединению с «себе подобными». Объединяясь в группировки, по интересам, подростки понимают, что так легче  противостоять действительности, будь она жестокой или просто требовательной. В этом случае, зачастую, смывается граница дисциплины необходимой на всех этапах обучения и опасности разрушения внутреннего мира под влиянием возникших психологических состояний. В объединениях ровесников педагогически запущенные подростки играют разные социальные роли. Один может быть руководителем, вожаком группы, другой - равным всем остальным. Третий подчиненным, исполнителем. Четвертый не играет никакой роли: его не замечают, игнорируют, а то и откровенно презирают. Влияние соответствующей группировки на подростка в немалой мере зависит от роли, которую он в этой группировке играет. Если он чувствует себя «своим», испытывает определенный психологический комфорт, влияние оказывается максимальным. Стремление уйти от группы значительно ослабляет ее влияние. Подросток может, наконец, на какое - то время подчиниться группе, как бы принять ее требования, приспособиться, но если это сделано из страха, из боязни, например, физической расправы, он не примет установок группы, ее морали и порвет с ней при первой возможности.

В социальном вакууме  подросток находиться не может. Находившийся в тревожном состоянии он может  легче, чем другие, попасть под  случайное, в том числе и отрицательное, влияние. Отсутствие положительных связей с взрослыми приводит к тому, что часть трудных подростков попадает под влияние аморальных взрослых, даже преступников. Так, 40% групповых преступлений несовершеннолетних совершается при участии взрослых. Многие подсознательно ассоциируют старших взрослых со своим отцом и всецело доверяют его указаниям углубляясь далее в неразрешенные внутренние конфликты.

Традиционные психоаналитическая и психологическая теории предполагают, что все подростки проходят период депрессии, потому что они переживают конфликты и внутри себя, и в отношениях с окружающими, и это является нормальной стадией развития. Эмпирические исследования доказали несостоятельность этой точки зрения (Оффер, Раттер). Оффер, исследуя подростковый период, определил подростковое смятение как «значительный срыв в психической структуре подростка, который ведет к нарушению психологического равновесия».

По данным различных  исследований Лэндиса воздействие  развода на психику подростка  зависит от целого ряда факторов: - субъективного  представления ребенка о счастье семьи непосредственно до развода;

- возраста ребенка  и матери;

- степени выраженности  негативных норм по отношению  к разводу в той социальной  группе, к которой принадлежит  семья; - способности оставшегося  супруга справиться со своим беспокойством и обеспечить ему безопасное окружение.

В ценностном мире каждого  человека существуют некие "сквозные" ценности (образованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интеллектуальность и ряд других). Снижение их значимости вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. Сегодня можно говорить о борьбе ценностей в сознании подростка в обществе. В связи с распадом семьи, рушатся ценности подростков, которые еще вчера казались стабильными, так как исчезают социальная стабильность, очерчиваются будущие экономические проблемы [9]. Из-за отсутствия у государства внятных и всеми поддерживаемыми целями общественного развития, мобилизующих ценностей и идеалов молодежь теряет ощущение Родины не зависимо от принципов управления, долга, ответственности и уважения чужих свобод. Он живет, "под собою не чувствуя ответственности за государство", потеряв, а, может быть, еще не найдя свою причастность к ее прошлому и гражданскую ответственность за настоящее и будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Распад семьи всегда болезненно переживается и взрослыми, и детьми. Будучи не в состоянии  контролировать собственные переживания, взрослые меняют отношение к ребенку: кто-то видит в нем причину  развала семьи и не стесняясь  говорит об этом, кто-то (чаще всего мать) настраивает себя на то, чтобы всецело посвятить свою жизнь воспитанию ребенка, кто-то узнает в нем ненавистные черты бывшего супруга или, напротив, радуется их отсутствию. В любом из этих случаев внутренняя дисгармония взрослого в послеразводном кризисе накладывает отпечаток на формирование личности подростка, потому что дети во многом воспринимают события, ориентируясь на реакцию взрослых.

Утрата ребенком одного из родителей приводит к росту вероятности возникновения у него психических и личностных проблем, повышенной склонности к самоубийству, алкогольной или наркотической зависимости, невысокого чувства собственного достоинства и заниженной оценки собственных способностей, негативного отношения к родителям и повышенной необходимости обращения за консультацией к психиатру . Отмечается, что отсутствие в семье отца или матери влияет на развитие мужского и женского начала у подростков. Мальчики, воспитанные матерями, в большей степени вероятности являются обладателями слабо выраженного мужского начала, неотчетливо осознают свою мужскую роль в семье и обществе, склонны к зависимости от других, редко проявляют агрессивность и неуверенно чувствуют себя в общении со сверстниками. Влияние отсутствия отца на подростка уменьшается по мере его взросления. На девочек отсутствие отца оказывает прямо противоположное влияние; оно может создавать определенные трудности в сексуальной жизни девушек. Девочка, воспитываемая одним отцом, может идентифицировать себя с мужским типом поведения и в той или иной мере утратить женственность.

В целом подростки  из неблагополучных семей более  зависимы, пассивны, отличаются более  низким уровнем самоотношения по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей, что подтверждается на примере исследований различных авторов. Подростки отличаются более низким уровнем самоуверенности, они в большей степени зависят от мнения других, в большей степени готовы обвинять себя, видеть в себе недостатки, сильно переживать из-за несоответствия своему идеалу. Депрессия может перерастать в необъяснимую агрессию, причину которой на более поздних стадиях жизни выявить практически невозможно.

Однако, возможность предотвращения развития психологических особенностей (отклонений) подростков после развода  определяется совместной работой родителей и социальных педагогов. Поведение родителей должно быть направлено на предотвращение возможных последствий развода с устранением страха и тревоги. Методику прикладной психотерапии необходимо внедрять в учебные и воспитательные заведения на всех этапах образования. Учитывая внимание общества и чувствуя остроту проблемы, без принятия для себя критических выводов, подросток сможет справиться с возникшими психологическими временными отклонениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Национальный статистический  комитет Республики Беларусь (Белстат) / Официальная статистика: демографическая  ситуация [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа : http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main1.php - Дата доступа : 15.02.2012.

2. Лангмейер Й. Психическая  депривация в детском возрасте / Лангмейер Й. Матейчек З. Прага:  Авиценум, 1984. - 335 с.

3. Якушенко, Е.Г. Клинико-психологические  особенности подростков разведенных  родителей: дис… канд. психолог. наук: 19.00.04 / Е.Г. Якушенко. - С-Петерб., 2008. - 186 с.

4. Некрасова О.В. Психолого-педагогические  условия развития адаптивных  отношений матери и подростка  в семье после развода: дис. ... канд. психолог. наук : 19.00.07 / О.В.Некрасова  - Тамбов, 2006. - 221 с.

5. Шутценбергер А.А.  Синдром предков / А.А. Шутценбергер - М.: Издательство Института психотерапии, 2001. - 240 с.

6. Максимов А.М. Психологические  факторы нарушений полоролевой  идентичности у подростков и  юношей с ассоциативным поведением : автореф. дис. ... канд. психолог. наук : 19.00.13 / А.М. Максимов; Моск. гор. психолог-педаг. универ. - Москва, 2011. - С 14-20.

7. Райс Ф. Психология  подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин - Санкт-Петербург:  Питер Издательство ООО, 2012. - 814 с.

8. Подольский А.И., Диагностика  подростковой депрессивности / Подольский  А.И., Идобаева О.А., Хейманс П.. - СПб.: Питер, 2004 г. - с. 67.

Информация о работе Переживания подростков, вызванные разводом родителей