Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 21:34, реферат
На сегодняшний день существует ряд психологических исследований, результаты которых подтверждают, что дети разведенных родителей во взрослой жизни испытывают определенные трудности в своей семейной жизни. Замкнутость и одиночество подростка, вызванные трагедией развода, переносится дальше по жизни, выражаясь агрессивностью и эгоизмом, преобладающими над коммуникабельностью и рациональным развитием. Таким образом, государство в этом случае, прикладывая усилия по становлению личности будущего гражданина, изначально остается в проигрыше. Существующие системы воспитания и обучения, возможно, не учитывают особенностей семейной жизни таких подростков, оставляя право на рост человека как личности за вероятностью событий.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПОДРОСТКАМИ СИТУАЦИИ РАЗВОДА 4
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «РОДИТЕЛЬ - РЕБЕНОК» В СИТУАЦИИ РАСПАДА СЕМЬИ 6
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКА ПОСЛЕ РАЗВОДА В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКА ПОСЛЕ РАЗВОДА В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Личность формируется в сложнейшей системе отношений. Будучи отраженными и обобщенными в сознании, они переходят в собственное отношение человека к действительности, становятся существенной составной частью его самосознания и способности к самооценке. А это значит, что неправильное отношение человека к действительности, к другим людям возникает вследствие каких - то недостатков или прямых социально - психологических дефектов общения. Развод родителей заставляет подростка по-новому взглянуть на себя и на своих родителей. Его собственное «Я» сильно страдает в такой ситуации - особенно, когда подросток начинает винить себя за то, что случилось в семье, или сталкивается с трудностями, связанными с отношением окружающих к подобным ситуациям. Ф. Райс приводит данные, согласно которым существует взаимосвязь между конфликтами в семье и склонностью подростков к совершению правонарушений в обществе, а также снижением их школьной успеваемости, низким уровнем профессиональных устремлений [7]. Чтобы восстановить самоуважение, пострадавшее в результате распада семьи, а также справиться со стрессом, вызванным домашними конфликтами, дети разведенных или живущих порознь родителей чаще, чем дети из крепких семей, совершают поступки, связанные с риском для их здоровья, сознательно идут на риск. Такое поведение отражение внутреннего состояния подростка. Он не способен сделать правильные выводы попадая в незнакомые ситуации, дать надлежащую оценку событиям и людям, верно определить свое отношение к ним, выбрать свою линию поведения.
В результате исследований установлено, что более всего пристрастию к курению, алкоголю и наркотикам подвержены молодые люди, чьи родители развелись, когда дети находились в подростковом возрасте. По мнению исследователей, это объясняется попытками подростков, самостоятельно приспособиться к неблагоприятной обстановке, стать взрослым. На подростков-мальчиков развод оказывает более негативное воздействие, чем на девочек. Однако если родитель (в особенности мать), с которым проживает девочка, создает новую семью, то вероятность обращения дочери к наркотикам возрастает. Подросток ведет себя самоуничтожающе, не обращая внимания на стандартные методы контроля его поведения. Периодически он чувствует себя непонятым и теряет надежду на взаимное общение, его самооценка падает, что отражается на социальном отстранении, выражаемым различными психологическими состояниями [8].
Аутоагрессия - агрессивные
действия, направленные на самого себя,
проявляющиеся в
Депрессия. Депрессивное
состояние свойственно
Суицидальное поведение. Суицид является крайней формой агрессивного поведения. Суицидные мысли обусловлены депрессивным мироощущением несовершеннолетнего. Его составными компонентами, как указывалось выше, являются чувства тоски и тревоги, ощущение беспомощности и бессилия, перерастающие в истеричные виды. Относительный удельный вес этих компонентов определяет особенности суицидных переживаний. При преобладании безрадостности, бесперспективности подросток испытывает не столько стремление умереть, сколько нежелание жить. Ощущение беспомощности, бессилия порождает страх перед жизнью и ее проблемами и, соответственно, стремление уйти от них любой ценой, даже ценой смерти.
Вероятность реализации суицидных намерений подростка зависит от взаимодействия трех факторов:
1) интенсивности суицидных побуждений (сколько времени в сутки подросток находится в депрессивном состоянии близком к суицидному);
2) психологического «
3) различных внешних
влияний окружающего мира, социальной
среды (друзья увлечения,
При отсутствии очевидного преобладания вышеописанных психологических крайностей подросток все же чувствует себя выделенным из общего коллектива. Сложившиеся, таким образом, отношения вызывают отрицательные психические состояния, создают своеобразный психологический барьер между ним и коллективом. И тогда коллектив теряет свою воспитательную силу, так как подросток не воспринимает требование товарищей как справедливые. И чем дальше он отходит от коллектива, тем заметнее, как рациональные способы регуляции поведения уступают место эмоциональным.
Такое положение в коллективе еще больше вызывает изменения психического состояния: усиливается негативная эмоциональность восприятия того, что его окружает, которая проявляется либо в аффектных вспышках, ведущих к прямому конфликту с одноклассниками, либо в уходе от коллектива в группу подобных себе. Ослабевает также критическое отношение к себе как компенсация недостающих положительных оценок со стороны коллектива. Иногда подросток теряет чувство ответственности за свое поведение в силу разорвавшихся связей с коллективом.
В этом случае позиция
отверженного толкает подростка
к объединению с «себе
В социальном вакууме подросток находиться не может. Находившийся в тревожном состоянии он может легче, чем другие, попасть под случайное, в том числе и отрицательное, влияние. Отсутствие положительных связей с взрослыми приводит к тому, что часть трудных подростков попадает под влияние аморальных взрослых, даже преступников. Так, 40% групповых преступлений несовершеннолетних совершается при участии взрослых. Многие подсознательно ассоциируют старших взрослых со своим отцом и всецело доверяют его указаниям углубляясь далее в неразрешенные внутренние конфликты.
Традиционные
По данным различных исследований Лэндиса воздействие развода на психику подростка зависит от целого ряда факторов: - субъективного представления ребенка о счастье семьи непосредственно до развода;
- возраста ребенка и матери;
- степени выраженности негативных норм по отношению к разводу в той социальной группе, к которой принадлежит семья; - способности оставшегося супруга справиться со своим беспокойством и обеспечить ему безопасное окружение.
В ценностном мире каждого человека существуют некие "сквозные" ценности (образованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интеллектуальность и ряд других). Снижение их значимости вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. Сегодня можно говорить о борьбе ценностей в сознании подростка в обществе. В связи с распадом семьи, рушатся ценности подростков, которые еще вчера казались стабильными, так как исчезают социальная стабильность, очерчиваются будущие экономические проблемы [9]. Из-за отсутствия у государства внятных и всеми поддерживаемыми целями общественного развития, мобилизующих ценностей и идеалов молодежь теряет ощущение Родины не зависимо от принципов управления, долга, ответственности и уважения чужих свобод. Он живет, "под собою не чувствуя ответственности за государство", потеряв, а, может быть, еще не найдя свою причастность к ее прошлому и гражданскую ответственность за настоящее и будущее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Распад семьи всегда болезненно переживается и взрослыми, и детьми. Будучи не в состоянии контролировать собственные переживания, взрослые меняют отношение к ребенку: кто-то видит в нем причину развала семьи и не стесняясь говорит об этом, кто-то (чаще всего мать) настраивает себя на то, чтобы всецело посвятить свою жизнь воспитанию ребенка, кто-то узнает в нем ненавистные черты бывшего супруга или, напротив, радуется их отсутствию. В любом из этих случаев внутренняя дисгармония взрослого в послеразводном кризисе накладывает отпечаток на формирование личности подростка, потому что дети во многом воспринимают события, ориентируясь на реакцию взрослых.
Утрата ребенком одного из родителей приводит к росту вероятности возникновения у него психических и личностных проблем, повышенной склонности к самоубийству, алкогольной или наркотической зависимости, невысокого чувства собственного достоинства и заниженной оценки собственных способностей, негативного отношения к родителям и повышенной необходимости обращения за консультацией к психиатру . Отмечается, что отсутствие в семье отца или матери влияет на развитие мужского и женского начала у подростков. Мальчики, воспитанные матерями, в большей степени вероятности являются обладателями слабо выраженного мужского начала, неотчетливо осознают свою мужскую роль в семье и обществе, склонны к зависимости от других, редко проявляют агрессивность и неуверенно чувствуют себя в общении со сверстниками. Влияние отсутствия отца на подростка уменьшается по мере его взросления. На девочек отсутствие отца оказывает прямо противоположное влияние; оно может создавать определенные трудности в сексуальной жизни девушек. Девочка, воспитываемая одним отцом, может идентифицировать себя с мужским типом поведения и в той или иной мере утратить женственность.
В целом подростки из неблагополучных семей более зависимы, пассивны, отличаются более низким уровнем самоотношения по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей, что подтверждается на примере исследований различных авторов. Подростки отличаются более низким уровнем самоуверенности, они в большей степени зависят от мнения других, в большей степени готовы обвинять себя, видеть в себе недостатки, сильно переживать из-за несоответствия своему идеалу. Депрессия может перерастать в необъяснимую агрессию, причину которой на более поздних стадиях жизни выявить практически невозможно.
Однако, возможность предотвращения развития психологических особенностей (отклонений) подростков после развода определяется совместной работой родителей и социальных педагогов. Поведение родителей должно быть направлено на предотвращение возможных последствий развода с устранением страха и тревоги. Методику прикладной психотерапии необходимо внедрять в учебные и воспитательные заведения на всех этапах образования. Учитывая внимание общества и чувствуя остроту проблемы, без принятия для себя критических выводов, подросток сможет справиться с возникшими психологическими временными отклонениями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Национальный статистический
комитет Республики Беларусь (Белстат)
/ Официальная статистика: демографическая
ситуация [Электронный ресурс]. - 2012.
- Режим доступа : http://belstat.gov.by/homep/
2. Лангмейер Й. Психическая
депривация в детском возрасте
/ Лангмейер Й. Матейчек З.
3. Якушенко, Е.Г. Клинико-психологические
особенности подростков
4. Некрасова О.В. Психолого-
5. Шутценбергер А.А.
Синдром предков / А.А. Шутценбергер
- М.: Издательство Института
6. Максимов А.М. Психологические
факторы нарушений полоролевой
идентичности у подростков и
юношей с ассоциативным
7. Райс Ф. Психология
подросткового и юношеского
8. Подольский А.И., Диагностика подростковой депрессивности / Подольский А.И., Идобаева О.А., Хейманс П.. - СПб.: Питер, 2004 г. - с. 67.
Информация о работе Переживания подростков, вызванные разводом родителей