Периодизация индивидуального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 09:02, доклад

Краткое описание

Знакомясь с периодизацией индивидуального развития, следует учитывать некоторые специфические проблемы. Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Как показали многочисленные исследования, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность, которые как отражение внутренних противоречий развития содержат различные возможности жизни – от преждевременного старения в одних случаях до активного долголетия в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком – или творчески и физически активным, «молодым» и до, и после семидесяти.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад Антропология.docx

— 31.43 Кб (Скачать файл)

Знакомясь с периодизацией индивидуального развития, следует учитывать некоторые специфические проблемы. Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Как показали многочисленные исследования, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность, которые как отражение внутренних противоречий развития содержат различные возможности жизни – от преждевременного старения в одних случаях до активного долголетия в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком – или творчески и физически активным, «молодым» и до, и после семидесяти.

Логичное следствие из сказанного - существует огромное количество разных вариантов периодизации онтогенеза человека и ни один из них нельзя на настоящий момент признать более правильным, чем другой. Однако среди них есть менее и более удачные. Исследуя различные проявления возрастной изменчивости, специалисты отдают предпочтение тем схемам, которые наилучшим образом соответствуют данному аспекту (объекту изучения). Так сама практика работы выбирает наиболее "жизнеспособные" из предлагаемых теоретических вариантов.

Древнейшие периодизации онтогенеза восходят к античности:

  • Пифагор (VI в. до Р.Х.) выделял четыре периода человеческой жизни: весну (от рождения до 20 лет), лето (20-40 лет), осень (40-60 лет) и зиму (60-80 лет). Эти периоды соответствуют становлению, молодости, расцвету сил и их угасанию.
  • Гиппократ (V-IV вв. до Р.Х.) разделил весь жизненный путь человека с момента рождения на десять равных семилетних цикла-этапа.

          Русский статистик и демограф первой половины XIX в. А.П. Рославский-Петровский выделил следующие категории:

  • подрастающее поколение - малолетние (от рождения до 5 лет) и дети (6-15 лет);
  • цветущее поколение - молодые (16-30 лет), возмужалые (30-45 лет) и пожилые (45-60 лет);
  • увядающее поколение - старые (61-75 лет) и долговечные (75-100 лет и старше).

          Близкая схема была предложена немецким физиологом М. Рубнером (1854-1932 гг.). Постнатальный онтогенез подразделен им также на семь этапов:

  • младенчество (от рождения до 9 месяцев);
  • раннее детство (от 10 месяцев до 7 летнего возраста);
  • позднее детство (от 8 до 13-14 лет);
  • юношеский возраст (от 14-15 до 19-21 лет);
  • зрелость (до 41-50 лет);
  • старость (50-70 лет);
  • почетная старость (старше 70 лет).

В ряде интересных схем начала XX в. особое внимание уделяется периодизации детского возраста. Среди них:

  • схема Н.П. Гундобина (основана на данных анатомии и физиологии);
  • схема С. Штраца (в основе - данные по интенсивность роста тела и созревание половых желез);
  • схема Г. Гримма (в основе - данные по развитию психических функций и собственно ауксологии);

В педагогике нередко используется подразделение детского и подросткового периода на младенчество (до 1 года), преддошкольный возраст (1-3 года), дошкольный возраст (3-7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет), средний школьный возраст (до 15 лет) и старший школьный возраст (до 17-18 лет). 
Практическое применение находят системы А.В. Нагорного, И.А. Аршавского, В.В. Бунака, А.Ф. Тура, Д. Гайера и другие. В них выделяется от 3 до 15 стадий и периодов.

В 60-х гг. XX в. в работах А.В. Нагорного и учеников его школы была предложена общая фундаментальная схема, по которой полный цикл индивидуального развития млекопитающих и человека разделяется на два знакомых нам крупных этапа: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный), а последний подразделен на следующие периоды:

  • период роста - формирование морфологических, физиологических и биохимических особенностей организма;
  • период зрелости - все особенности организма достигают своего полноценного (дифинитивного) развития и остаются в основном неизменными;
  • период старости - уменьшение размеров тела и ослабление физиологических функций.

Детальная схема онтогенеза человека представлена В.В. Бунаком в 1965 г. По ней всё развитие человека разделено на три крупные стадии:

  • прогрессивная - включает в себя внутриутробный период, детство и юность, в течение прогрессивной стадии идет собственно продольный рост тела и функциональных параметров;
  • стабильная - идет увеличение жирового слоя, продолжается нарастание веса тела, уровень функциональных показателей стабилен;
  • регрессивная - происходит падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменение покровов тела, осанки, скорости движений.

В свою очередь эти крупные стадии подразделяются на 24 этапа (табл.2).

Наконец, пожалуй, наиболее широкое применение в отечественной науке нашла схема, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии состоявщейся в Москве в 1965году (табл. 3). Эта схема нашла широкое применение в антропологии, педиатрии и педагогике.

Схема возрастной периодизации.

Пренатальный период подразделяется на два этапа: эмбриональный и фетальный (плодный). В течении первого периода, который продолжается 8 нед. Происходит формирование органов и частей тела, свойственных взрослому человеку. В фетальный период главным образом увеличиваются размеры и завершается органообразование. Скорость  роста плода возрастает до 4-5 мес. После 6 мес. Скорость роста линейных размеров уменьшается.

Схема возрастной периодизации онтогенеза человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР (Москва, 1965)

1. Новорожденные

1—10 дней

2. Грудной возраст

10 дней — 1 год

3. Раннее детство

1—3 года

4. Первое детство

4—7 лет

5. Второе детство

8—12» (мальчики) 8—11» (девочки)

6. Подростковый возраст

13—16 »(мальчики) 12— 15 » (девочки)

7. Юношеский возраст

17—21 год (юноши) 16—20 лет (девушки)

8. Зрелый возраст, I период

22—35 » (мужчины) 21—35» (женщины)

» » II период

36—60 »(мужчины) 36—55 » (женщины)

9. Пожилой возраст

61—74 года (мужчины) 56—74 » (женщины)

10. Старческий возраст

75—90 лет (мужчины и женщины)

11. Долгожители

90 лет и выше


 

 

Сразу после рождения начинается период, называемый периодом новорожденности. Основанием для его выделения служит тот факт, что в это время имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней, в этот период часто падает вес тела.

Следующий период – грудной – продолжается до 1 года. Начало его связано с переходом к питанию «зрелым молоком». Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста по сравнению со  всеми остальными периодами внеутробной жизни, в этот период происходит выпрямление тела (формирование изгибов позвоночника), сидение, стояние и первые шаги. Длина тела увеличивается от рождения до года примерно в 1,5раза, а вес утраивается. С 6 мес. Начинают прорезываться молочные зубы. Начало познавательного развития (осматривание и узнавание), подражание, призывающие жесты, «детская» речь.

Период раннего детства длится от 1 года до 4 лет. На 2-3 году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются. В этот период происходит узнавание ребенком картинок, фантазирование,  формируется взрослая речь.

С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. В этот период некоторые исследователи отмечают небольшое увеличение скорости роста, называя его «первым ростовым скачком»; однако было обращено внимание на то, что этот скачок свойственен не всем детям. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы. В самом конце этого периода начинаются первые проявления полового диморфизма и начало половой идентификации (осознание пола). Формируется наглядно символическое мышление, освоение пространства и понятия последовательности времени. Осваиваются основы этики и группового поведения. Становится ведущей деятельностью – сюжетно-ролевая игра.

Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Следует отметить, однако, что уже в этот период у девочек больше количество жира.

Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек — с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Примерное в 10 лет девочки обгоняют мальчиков по длине и весу тела, ширине плеч (1 перекрест ростовых кривых). В этот период у девочек быстрее растут нижние конечности, происходит интенсивное увеличение показателей массивности скелета. В среднем к 12— 13 годам у мальчиков и девочек заканчивается смена зубов (за исключением третьих моляров).

В период второго детства повышается секреция половых гормонов (особенно у девочек), в результате чего начинают развиваться вторичные половые признаки. В гораздо меньшей степени в этот период процесс полового созревания выражен у мальчиков. Происходит переход от наглядно – образного к логически – оперативному мышлению, становятся возможны истинные волевые акты и социальная адаптация. Развивается внимание и произвольная память, становится доступным для ребенка объемное изображение и рисование перспективы.

Следующий период — подростковый — называют также периодом полового созревания, или пубертатным. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет. Датировку этого периода (табл. 3.) нельзя считать окончательной, поскольку по уровню полового созревания 13-летние мальчики соответствуют не 12-, а 11-летним девочкам. Поэтому у мальчиков к началу подросткового периода только начинается половое созревание, напротив, у девочек оно в значительной степени захватывает еще и предшествующий период. В этот период наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста — пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки подлине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по весу тела — между 12 и 13 годами; у мальчиков — соответственно между 13 и 14 и 14 и 15 годами. Особенно велики скорости роста большинства размеров у мальчиков, в результате чего в 13,5—14 лет они обгоняют девочек по длине тела.

К концу подросткового периода размеры тела составляют 90—97% своей окончательной величины.

В подростковый период происходит перестройка основных физиологических систем организма, у мальчиков в это время особенно интенсивно развивается мышечная система.

В подростковый период формируются вторичные половые признаки, происходит интенсивное половое созревание. Следует заметить, что у мальчиков по сравнению с девочками более продолжителен предпубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста. Все это определяет крупнейшие морфо–функциональные сдвиги, затрагивающие все системы организма.

В самом начале периода развивается словесное выражение абстрактного мышления. Происходит интенсивное интеллектуальное развитие, становится возможным самоанализ и самовоспитание. Формируется высокая половая идентификация. Этот период характерен личностной и эмоциональной нестабильностью.

Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, у девушек —от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины. Это период начала стабилизации личности, самоопределения и формирования мировоззрения. При этом часто социальная активность выражается в деструктивных проявлениях.

В зрелом возрасте форма и строение тела изменяются мало. Правда, у 20—30-летних людей еще продолжается рост позвоночного столба за счет отложения новых слоев костного вещества на верхних и нижних поверхностях позвонков. Однако этот рост незначителен, он не превышает в среднем 3—5 мм. Между 30 и 45—50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться. Собственно зрелость – это относительная стабильность дифинитивных параметров организма, окончание формирования «типично женских» и «типично мужских» черт строения психики. Ведущее значение приобретает циркадная, бициркадная, недельная, сезонная и др. ритмичности физиологических функций.  В конце этого периода происходит окончание женского репродуктивного цикла  - менопауза и  комплекс психо-физиологических изменений (климакс).

В пожилой и старческий возраст – это период оптимальной социальной активности. Для этого периода характерно начало и развитие инволютивных изменений организма, в том числе истинный отрицательный рост. Падают адаптационные возможности. Происходит дегенерация функций организма на всех уровнях организации. В этом период обычно происходит окончание мужского репродуктивного периода. Характерны структурные и функциональные изменения центральной нервной системы, а в конце этого этапа проявляются явные признаки «психического старения».

Информация о работе Периодизация индивидуального развития