Подростки склонные к суицидам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 18:31, реферат

Краткое описание

Особенности суицидального поведения подростков
Суицидальное поведение - это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера - в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.
Суицид - осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

Содержание

Введение
Особенности суицидального поведения подростков
Меры профилактики суицида среди детей и подростков
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 46.50 Кб (Скачать файл)

Суицидальная молодежь редко хочет умереть: она жалеет уйти от обстоятельств, которые считает невыносимыми.

Взрослым необходимо уделять больше времени внимательному выслушиванию своих детей и стараться понять, что они на самом деле имеют в виду и о чем думают. Со своей стороны молодежь тоже должна с пониманием относиться к взглядам и ценностям взрослых. Детям и родителям для более эффективного общения вовсе не обязательно соглашаться всегда и во всем. Если возникают различия во взглядах, то тем и другим важно показать словом и жестом, что между ними сохраняются безусловная любовь и поддержка.

Меры профилактики суицида среди детей и подростков

Тем не менее, проблемы не решаются сами собой. Многолетний опыт свидетельствует о том, что оснований для самоуспокоения чрезвычайно мало. Поэтому необходимо продолжать работу в направлении по профилактике предупреждения самоубийств.

При отклонении в развитии личности от нормы способность к целеполаганию может развиваться недостаточно. Характеризуя неустойчивых подростков, А.Е. Личко обращает внимание на полное отсутствие у них временной перспективы: «Поражает их равнодушие к своему будущему, они не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или каком-либо положении для себя. Они целиком живут настоящим, желая извлечь из него максимум развлечений и удовольствий».

Таким образом, понятно, что для более раннего уровня развития или более инфантильного состояния личности характерна ориентация на удовлетворение текущих потребностей, в то время как педагогические воздействия направлены на формирование временной перспективы. Такой вид воздействий представляется вполне правомерным при условии, что сохраняется вторая стратегия поведения, ориентированная на умение получать удовольствие от настоящего.

Часто в ходе развития и воспитания личности эта вторая стратегия поведения утрачивается и человек начинает жить как «в зале ожидания», ориентируясь только на будущее счастье. Если же это будущее счастье никак не наступает, разочарование от жизни обеспечено. В этом случае умение жить «здесь и сейчас» приходится восстанавливать целенаправленными воздействиями.

Представляется очевидным, что гибкое обладание человеком обеими стратегиями поведения, ориентированными как на будущее, так и на настоящее, является одним из условий полноценной радостной жизни, в которой не остается места для суицидальных мыслей. В связи с этим, как мы уже говорили выше, одно из эффективных направлений профилактической работы с подростками со стороны педагогов и родителей должно включать в себя обучение владению обеими стратегиями поведения.

Для профилактической работы социальному педагогу необходимо знать как уровень самооценки, так и уровень притязаний.

Чем больше разрыв между ними, тем больше вероятность невротизации личности и больше риск социальной дезадаптации.

Стремясь оказать подростку первичную социально-педагогическую, психологическую помощь, важно соблюдать следующие правила:

* будьте уверены, что вы в состоянии  помочь;

* набирайтесь опыта у тех, кто  уже был в такой ситуации;

* будьте терпеливы.

Методика проведения профилактической беседы

Главным в преодолении кризисного состояния подростка является индивидуальная профилактическая беседа с ним. Следует принять во внимание следующее:

* в беседе важно уделить достаточно  внимания активному выслушиванию;

* активный слушатель -- это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает ему возможность выговориться без боязни быть прерванным;

* активный слушатель в полной  мере понимает чувства, которые  испытывает его собеседник, и  помогает ему сохранить веру  в себя;

* активный слушатель будет способствовать  тому, чтобы его собеседник был  услышан.

Рекомендации по проведению беседы:

* разговаривать в спокойном месте, чтобы исключить возможность  быть прерванным;

* уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно  расположившись напротив, но не  через стол;

* пересказать то, что собеседник  рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли  суть услышанного и ничего  не пропустили мимо ушей;

* дать возможность собеседнику  высказаться, не перебивая его, и  говорить только тогда, когда  перестанет говорить он;

* говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у  собеседника чувства собственного  достоинства; произносить только  позитивно-конструктивные фразы («мгновенный рефрейминг»);

Были выделены признаки суицидально опасной референтной группы

· Молодежь: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

· Сверхкритичные к себе.

· Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.

· Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.

· Люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

Исследование актуального социально-психологического состояние подростков, склонных к суициду мы начали с изучения внешних показателей, для этого подросткам была заполнена схема обследования на подростков, склонных к суициду и предложена методика «Методика определения уровня депрессии».

Выявление внутреннего критерия социально-психологического состояния подростков, склонных к суициду с помощью «карты риска», с целью определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков.

Внутренний критерий социально-психологического состояния подростков, склонных к суициду определяли по ряду показателей. Одним из них является присутствие напряжения и тревоги. Уровень определения суицидальных наклонностей субъекта мы исследовали по тесту «Ваши суицидальные наклонности».

В результате первичной диагностики были получены данные о социально-психологического состоянии подростков, склонных к суициду: деятельности, общению, самосознанию с позиции внешних и внутренних критериев.

Из 23 подростков имеют от 1-9 баллов, указывающие, что депрессия отсутствует либо незначительна-1 человек, 10-24 балла -- депрессия минимальна - 6 человек, 25-44 балла -- легкая депрессия - 9 человек, 45-67 баллов -- умеренная депрессия - 4 человека, 68-87 баллов -- выраженная депрессия- 2 человека, 88 и более -- глубокая депрессия - 1 человек.

По результатам теста определялся уровень суицидальных наклонностей субъекта, который косвенно позволяет судить о социально-психологическом состояния подростков, склонных к суициду. Нами были получены данные о социально-психологическое состояние личности подростка с позиции внешних и внутренних критериев.

Проблемы существуют у 18 из исследованных подростков: это присутствие напряжения и тревоги. У 1 из 23 ребят уровень риска суицида значителен.

Исследование тяжести депрессивного состояния подростков показало, что только у 1 человека на момент исследования отсутствовало, либо было не ярко выражено состояние депрессии.

Проведение этих методик диагностики, позволяет уточнить наличную картину депрессивных состояний и возможных суицидальных намерений подростков.

Если подросток сам обращается за помощью, значительная часть диагностических мероприятий проводится с ним самим. Однако беседа с родителями бывает очень информативна, и в ходе обследования следует спросить подростка о его согласии на нее.

Результаты первичной диагностики были положены в основу практической деятельности по оценке эффективности существующих профилактических мероприятий самоубийств среди подростков и мерам профилактики суицида среди детей и подростков.

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния - необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с подростком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» подростку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять подростка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами - более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с подростком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное - собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать подростка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия - психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И, в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту - психологу, психотерапевту.

Таким образом, возможностями социально-педагогической поддержки подростков склонных к суициду является:

- обеспечения подросткам индивидуальной  помощи в процессе социально-педагогической  адаптации;

- создание творческой развивающей  педагогической среды, способствующей  самоактуализации и саморазвитию ребенка;

- повышение профессиональной компетентности  педагогов дополнительного образования;

- осуществление психолого-педагогического  просвещения родителей, что подтверждает  цель, задачи и гипотезу дипломного  исследования.

Заключение

Итак, рассмотрев проблему суицидов, можно прийти к выводу, что это явление является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Совершаются самоубийства по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем. Из приведенных в работе данных можно сделать вывод, что на уровень самоубийств влияют, как объективные, так и чисто субъективные факторы. И хотя мною были рассмотрены далеко не все пласты данного явления, все же очевидно, что самоубийства - явление негативное и необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень. Лучше всего было бы суметь обеспечить лицу помощь в разрешении конфликта на предсуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства.

Неверно думать, что лица, намеревающиеся покончить с собой, ничем себя не выдают. Они, хотя и испытывали амбивалентные чувства по этому поводу, сознательно или неосознанно посылали сигналы о своей беде как на невербальном, так и на вербальном уровне. Следовательно, здесь нужен комплексный подход.

 

 

 

 

Библиография

1. Дюркгейм Э. «Самоубийство: Социологический  этюд». М., 1994.

2. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление / Научное издание. - СПб.: Алетейя, 2000 г.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. «Социология: курс лекций» - М.: Центр, 2000 г.

4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник. - М.: Гардарики, 2000.

5. Гилинский Я.И. «Социология девиантного поведения и социального контроля» // Социология в России / Ред. В.А. Ядов. 2-е изд. М., 1998.

 

 

 


Информация о работе Подростки склонные к суицидам