Подростковая сексуальность. Начало половой жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:08, реферат

Краткое описание

В подростковом возрасте продолжает дифференцироваться половая идентичность, приобретая все более индивидуализированные черты, усложняется полоролевое поведение. У мальчиков начинаются эякуляции, у девочек – менструации. В связи с этим подростки уделяют большое внимание своим половым органам и по-разному реагируют на эти события: положительно, отрицательно, нейтрально и т.д. Но наиболее знаковым на данном этапе является формирование сексуальных предпочтений. Сексуальное поведение подростка имеет чрезвычайную актуальность для него самого и для общества. Выраженность полового влечения находится в зависимости от половой конституции подростка, которая определяет энергетическую сторону сексуальности. Сила половой конституции определяется по срокам полового созревания

Вложенные файлы: 1 файл

28. Подростковая сексуальность..docx

— 41.71 Кб (Скачать файл)

Подростковая  сексуальность. Начало половой жизни.

В подростковом возрасте продолжает дифференцироваться половая идентичность, приобретая все более индивидуализированные  черты, усложняется полоролевое поведение. У мальчиков начинаются эякуляции, у девочек – менструации. В связи с этим подростки уделяют большое внимание своим половым органам и по-разному реагируют на эти события: положительно, отрицательно, нейтрально и т.д. Но наиболее знаковым на данном этапе является формирование сексуальных предпочтений. Сексуальное поведение подростка имеет чрезвычайную актуальность для него самого и для общества. Выраженность полового влечения находится в зависимости от половой конституции подростка, которая определяет энергетическую сторону сексуальности. Сила половой конституции определяется по срокам полового созревания. Например, среди мальчиков относительно более раннее пробуждение полового влечения и появление первой эякуляции свидетельствует о более сильной половой конституции. Подростков с сильной половой конституцией сексуальные переживания могут захватывать с большей силой, по сравнению с обладателями слабой половой конституции. Одни молодые люди проявляют повышенный интерес к сексу и нуждаются в частом половом удовлетворении, между тем как другие – не ощущают настоятельной половой потребности. Однако надо понимать, что половая конституция ничего не говорит о реальном сексуальном поведении индивидуума. Последнее зависит от характера и личности подростка. На них наслаивается возрастающая сексуальная потребность. От того, какие ценности и установки несет личность, будет зависеть характер поведения в сексуальной жизни. Информационное пространство современного общества пронизано сексуальными образами, формирующими референтные стандарты для подростков, что подталкивает молодых людей к сексуальному самовыражению. При этом часть подростков переживает чувство неполноценности из-за того, что не испытывает сексуального влечения и физиологически не готова к сексуальным контактам.

К нам обратилась девушка 16-ти лет с настоятельной  просьбой назначить ей «таблетки  для полового возбуждения» с тем, чтобы она смогла вести половую  жизнь. Попытки половых контактов  с молодыми людьми завершались неудачами. Беседа показала, что у девушки  еще не сформировалась собственно сексуальная  потребность, что являлось причиной отсутствия сексуального возбуждения  и соответствующих сексуальных  реакций гениталий, наличие которых  необходимо для осуществления полового акта. Для этой девушки важно «быть  как все». Особую остроту ее переживанию  придавало опасение того, что в  ее референтной группе узнают о ее неспособности вести половую жизнь. Мотив обращения за помощью лежит в сфере социальных отношений, он не связан с неудовлетворенностью непосредственно сексуальных желаний.

В пубертатном периоде  подростки начинают мастурбировать. Для одних это собственная  находка, избавляющая от сексуальной  фрустрации. Другие начинают мастурбировать по механизмам подражания сверстникам. По данным А.М. Свядоща (1984), девочки чаще, чем мальчики, открывают мастурбацию самостоятельно. Пубертатная мастурбация зарегистрирована у 96% мужчин и у 62% женщин (Kinsey A. et al., 1948, 1953). Самый высокий уровень мастурбации наблюдался среди сексуально здоровых мужчин, а самый высокий процент никогда не мастурбировавших – среди мужчин с сексуальными расстройствами (Васильченко Г.С., 1977). Из того же источника видим, что среди практически здоровых мужчин средний возраст начала мастурбации составляет 14,3 лет, продолжительность – 5,5 лет, число мастурбаторных актов в неделю – 4,4. Благодаря современным исследованиям (Kinsey A. et al., 1948, 1953; Васильченко Г.С., 1977) компенсаторная подростковая мастурбация рассматривается как одна из форм нормальной половой жизни человека. Она способствует поддержанию психоэмоционального равновесия подростков.

Примером может  служить случай обращения за медицинской  помощью 15-летнего подростка в  связи с невротическим состоянием. К врачу его сопровождали родители. Имели место жалобы на снижение успеваемости в школе, неспособность концентрировать  внимание на учебных заданиях, раздражительность, нервное напряжение, нарушенный сон, отдельные дневные поллюции. Подросток  рассказал, что испытывает частое сексуальное  возбуждение, мысли заняты бурным сексуальным фантазированием, от которого трудно отвлечься – все это приобрело мучительный характер. Молодой человек обладал достаточно сильной половой конституцией. Вместе с тем родительское воспитание накладывало запрет на контакт рук и гениталий, на мастурбацию, как нечто постыдное. В результате, в периоде подростковой гиперсексуальности молодой человек оказался лишенным компенсаторного механизма в форме мастурбации, который защитил бы его от избыточного сексуального напряжения. Наступила декомпенсация психоэмоционального состояния и дезадаптация подростка.

В некоторых случаях мастурбация  может приобретать навязчивый характер. В этом случае следует оценить  нервно-психическое состояние подростка, в рамках которого навязчивые действия выступают в качестве симптома.

Молодые люди все чаще видят  эротические сны и предаются  эротическим фантазиям. Новое самоощущение, возникающее в связи с сексуальными переживаниями, оргазмом и эротическими фантазиями, является важнейшим шагом на пути сексуального научения.

Большинство молодых людей  вовлекаются в социальные отношения  со сверстниками противоположного пола. Происходит формирование навыков эмоциональной  близости, которые также важны как и опыт сексуальной близости. Темп, с которым пара углубляет свои отношения и вместе с тем сексуально-эротическое взаимодействие зависит от многих причин. По-видимому современные молодые люди сближаются быстрее, чем молодежь предыдущих поколений. Gagnon J.H. (1990) объясняет это изменением социального сценария, который обычно оказывает влияние на поведение людей.

На этом пути важной формой взаимной сексуально-эротической адаптации  является петтинг. Слово петтинг происходит из английского языка, что означает ласкать, целоваться, обниматься. Петтинг представляет собой разнообразные телесные сексуально-эротические ласки, в том числе орально-генитальные, в пределах которых исключается половой акт. Петтинг может сопровождаться сексуальным возбуждением и оргазмом у партнеров. Различают поверхностный петтинг (ласки выше талии и через одежду) и глубокий (ласки ниже талии под одеждой или без нее). В зависимости от сексуальных предпочтений, преобладающих на данном этапе психосексуального развития, петтинг может быть гетеросексуальным и гомосексуальным.

Согласно результатам  исследований А.Кинзи и соавторов (1948, 1953), к 18 годам более 80% американских тинейджеров имеют опыт петтинга. По данным Haffner D.W. (1995), в последние два десятилетия оральный секс широко распространен среди молодых людей. 41% девушек в возрасте 17-18 лет и 33% юношей этого же возраста имеют опыт орального секса с партнером противоположного пола. Петтинг дает возможность осваивать, понимать и предвосхищать язык тела в процессе сексуального общения. Кроме того в этих взаимодействииях происходит формирование диапазона приемлемости в сексуально-эротических отношениях, широта которого важна для успешности будущего сексуального партнерства. Во взрослой жизни эти навыки прочно входят в ритуал сексуального сближения.

Начало половой жизни, первый половой акт безусловно являются событием в жизни молодых людей. Наблюдается тенденция омоложения первых сексуальных контактов. В прежние времена лишь 20% девушек и 45% юношей в возрасте до 19 лет имели опыт половых актов (Kinsey A. et al., 1948, 1953). В середине 80-х годов такой опыт имели уже одна треть пятнадцатилетних, две трети семнадцатилетних и 86% восемнадцатилетних юношей и девушек. Среди подростков резко снизилась моральная норма сохранения девственности до вступления в брак. Представители старшего поколения осмысливали утрату девственности как изменение брачного статуса. Для младшего поколения опыт дефлорации означает переход в статус взрослой женщины, а дебют зависит от индивидуального решения. Психологически, как правило, подростки мужского пола относятся к сексу как к решению, принимаемому соревнующимися между собой людьми на основании личных убеждений, а девушки принимают сексуальные решения на основании интимности и вовлеченности в отношения.

Причины воздержания от полового акта: неодобрение родителей, страх  беременности, ощущение недостаточной  половой зрелости. Причины подталкивающие к половому акту женщин до 18 лет: любопытство, любовь к партнеру, «быть как все», просто желание заняться сексом.

Подросткам свойственна  смена влюбленностей и идеалов, сосуществование нескольких увлечений. Это естественное и нормальное «проигрывание» и отбор методом проб и ошибок тех признаков платонических, эротических  и сексуальных ориентаций, которые  в последующем будут включать механизм полового влечения и сексуального поведения.

В связи с использованием контрацептивов складывается новая  культура половых отношений, снимающая  барьеры, связанные со страхом беременности, которая транслируется в молодежную субкультуру и перестраивает  характер полового поведения в подростковом возрасте.

Старших заботит то, что  вступление в первые половые отношения  подростков часто связано с агрессивным  поведением представителей противоположного пола. Практически каждая вторая девочка-подросток  указывает на вступление в первый половой контакт по принуждению. Наряду с этим в определенных субкультурах среди подростков распространены такие  искаженные представления как возможность  вступления в половые отношения с совершенно незнакомым человеком; снятие морального табу относительно возможности сексуальной близости за деньги (Собкин В.С., Кузнецова Н.И., 1998).

Рост сексуальной активности подростков заставляет беспокоиться за их благополучие в связи с риском заражения ВИЧ и с нежелательными беременностями и абортами. Поэтому  имеется насущная необходимость  знакомить подростков с методами предохранения.

Тенденция выравнивания границ допустимого сексуального поведения  для мужчин и женщин, которая наблюдается  в обществе, транслируется и в  подростковую среду, устраняя принцип  двойных стандартов. Вместе с тем  следует отметить некоторые особенности  современных полоролевых стереотипов, которые могут влиять на качество отношений лиц мужского и женского пола (Каган В.Е., 1991):

  1. Свойственное современной культуре противоречие между маскулинной когнитивной ориентацией и глубинными мотивационными установками личности.
  2. Выраженный эмансипационный экстремизм женщин, воспринимающих мужчин через призму преимущественно негативных установок.
  3. Резкий контраст декларативных знаний о поле (то, как должно быть) и установочных знаний (то, как есть).

Данные особенности сказываются  на межпоколенной трансляции половых стереотипов:

  1. В обучении полоролевому поведению ведущую роль должны играть идеальные образы пола, тогда как в научении – реальные, негативизация которых не может не настораживать.
  2. Хотя расхождение идеального и реального, по определению, неизбежно, оно будучи чрезмерным, может создавать сильный когнитивный диссонанс, конфликтно противопоставляющий обучение и научение и негативно сказывающийся на эмоциональном состоянии детей и подростков.
  3. Половые стереотипы взрослых разного пола опосредуются существующими между ними отношениями, так что одним из решающих механизмов эффективности их трансляции является качество и степень их взаимодополнительности и взаимодействия.

 

Сексуальность подростков

 

Подростковым считается  возраст от 12 до 19 лет. Это время  быстрых перемен и трудных 

исканий. Физические изменения - лишь часть процесса взросления. Одновременно

подростки сталкиваются с  многочисленными психологическими проблемами: они 

становятся независимыми от родителей, учатся правильно строить  свои отношения со

сверстниками, вырабатывают для себя комплекс этических принципов, развиваются 

интеллектуально, приобретают  чувство индивидуальной и коллективной ответственности.

И это далеко не полный перечень перемен в их жизни. Вживаясь в  эту новую для него

сложную обстановку, подросток  должен в то же время решать вопросы, связанные с

формирующейся сексуальностью, а именно: приспосабливаться к  новым половым 

ощущениям, включаться в разные формы сексуальной активности, распознавать

возникающее чувство любви, предотвращать нежелательную беременность.

Неудивительно, что многие подростки испытывают в этот период дискомфорт и 

неуверенность в себе.

 

С другой стороны, подростковый возраст - это время открытий и  откровений, время, когда 

физическое развитие в  сочетании с большей интеллектуальной и эмоциональной

зрелостью создает ощущение приподнятости и свободы. Подростковый возраст - это не

только период страхов  и опасений, как думали раньше, это  одновременно приятное и 

счастливое время бурного, беспокойного перехода из детства в  зрелое состояние (Offer,

Offer, 1975). Парадоксальная природа подросткового возраста особенно ярко проявляется

в сексуальной сфере.

Заметим, однако, что эта  шутка не совсем верна: на самом деле подростки не знают всего,

что им нужно знать о  сексе, хотя многие из них ведут себя так, словно знают все. Более 

того, располагая неполной, недостоверной  и неправильно понятой информацией, многие

подростки чувствуют себя неловко, когда дело доходит до секса. Четырнадцатилетний

подросток может переживать от того, что не умеет целоваться взасос, шестнадцатилетних

подростков беспокоит  вопрос, как приступить к половому акту, почти всех волнует 

мысль: "Нормальна ли моя  половая жизнь?" Под рассчитанной на окружающих позой 

искушенного в сексе человека подросток нередко скрывает собственную  тревогу и 

неуверенность.

 

В процессе формирования сексуальности  подросток задумывается над множеством

вопросов и решает вполне конкретные проблемы:

 

1) он хочет знать, как  меняется его внешность по  мере взросления, как он выглядит  в

глазах окружающих и каков он на самом деле;

Информация о работе Подростковая сексуальность. Начало половой жизни