Подростковый возраст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:06, доклад

Краткое описание

Переход к подр. возр. характеризуется глубокими изменениями: физиология организма, отношения подростка со взрослыми и сверстниками, уровень развития познавательных процессов, интеллект, способности. Происходит переход от детства к взрослости.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 11 подростковый возраст.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

Тема 11. Подростковый возраст (11-15 лет)

Переход к подр. возр. характеризуется глубокими изменениями: физиология организма, отношения подростка  со взрослыми и сверстниками, уровень  развития познавательных процессов, интеллект, способности. Происходит переход от детства к взрослости. Организм ребенка быстро перестраивается и превращается в организм взрослого человека. В этом возрасте складываются основы нравственности, формируются соц. установки, отношения к себе, к людям, стабилизируются черты характера и формы поведения. Главные мотивационные линии – самопознание, самовыражение, самоутверждение. Все познавательные процессы достигают высокого уровня. Становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых.

В начале подр. возр. у ребенка появляется стремление быть похожим на старших – подражают внешним формам поведения, моде в одежде, прическе и т.д.

На первом месте – общение  со сверстниками – ведущая деятельность. Для него важно занимать среди  них удовлетворяющее его положение (желание занять в группе позицию лидера или быть признанным). Неумение, невозможность добиться такого положения является причиной недисциплинированности и правонарушений подростков, это сопровождается повышенному влиянию компаний.

Основная особенность переходного  возраста состоит в несовпадении трех точек созревания: половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем он достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования. => Многие подростки начинают половую жизнь уже в подростковом возрасте, соответственно возникают и ранние беременность и роды, ведущие к осложнению жизни матери, проблемам воспитания младенца. Шаги к решению проблемы в США - психологический патронтаж (продолжение образования, налаживание отношений с бабушкой, уход за младенцем); в России – введение курса этики и психологии семейной жизни.

Общение со сверстниками.

Динамика мотивов общения со сверстниками:

1) 4 класс – желание  быть в среде сверстников, вместе  играть, что-то делать;

2) 5-6 класс – желание занять  определенное место в коллективе;

3) 7-8 кл. – стремление к автономии  в коллективе и поиск признания  ценности собственной личности.

Родители подростков все проблемы их общения со сверстниками списывают за счет недостатков тех детей, с которыми общается их ребенок. А у подростков (с 4 кл.) начинает развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате чего они начинают видеть причины своих конфликтов или успешности в общении со сверстниками в особенностях собственной личности.

Подросток и взрослые

1) Первый источник проблем со  взрослыми – непонимание внутреннего  мира подростка, их ложные или  примитивные представления о  его переживаниях, мотивах, стремлениях,  ценностях.

2) и родители и учителя в  большинстве своем не умеют увидеть и учитывать в практике воспитания быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подр. возр, всеми силами пытаются сохранить «детские» формы контроля, общения с детьми.

3) Старшие подростки  испытывают потребность в общении со взрослыми «на равных». Из-за неудовлетворенной потребности подростка признания его равноправия в общении взрослыми (особенно родителями) порождает многочисленные конфликты подростка с родителями и учителями.

4) Виновником конфликта всегда признается подросток – мнение родителей, учителей. Подобную самообвиняющую позицию называют «психологическим смирением». Ломка позиции «психологического смирения» приводит к «психологическому бунтарству».

5) Взрослые, видя взросление подростка,  чаще всего замечают его негативные стороны и не замечают развитие позитивного, в частности способности к эмпатии по отношению ко взрослым.

6) Содержание общения с учителями младших подростков сосредоточивается вокруг вопросов учения и поведения, получения поддержки от учителя, а старших – вокруг вопросов личностного общения, развития индивидуальности. На этом фоне возрастает критичность по отношению к собственным недостаткам. С 4 класса подростков больше всего волнуют профессиональные и личностные качества пелагогов.

Оценка причин трудностей, возникающих в учебной  деятельности.

По данным опроса С.К. Масгутовой (1988) лишь 4,7% подростков не испытывают затруднений в процессе учения.

Подростки видят причины этих трудностей:

1) в самих себе (плохая  память, внимание). Младшие подростки считают, что у них «не хватает знаний и умений», а старшие сетуют на «лень» и «безволие».

2) сложность учебной программы  (младшие чаще)

3) профессиональная некомпетентность  педагогов (больше в 8 кл.)

Учителя видят причины трудности в учебе:

1) в самих подростках («обвиняющая позиция»)

2) плохая помощь родителей

3) сложности программы

Родители причинами трудностей считают:

1) недоступность программы

2) высокие требования школы

3) недостаток способностей детей

Проблемы в учебной  деятельности подростков м.б. обусловлены также отсутствием или неразвитостью познавательной мотивации. Сочетание «обвиняющей» позиции учителей и «самообвиняющей» позиции детей, когда все трудности усвоения знаний списываются за счет «лени» служит тормозом для личностного развития как учеников, так и учителей.

Самопознание, самоопределение, самореализация подростков.

Мощным фактором саморазвития в старш. подр. возр. становится возникновение у школьников интереса к тому, какой станет их личность в будущем.

Для личностного развития, самоопределения важно научить подростка не только видеть свои недостатки, но и понимать, видеть, уметь опираться на свои достоинства

Старш. подр. и ран. юнош. возр. является сензитивным для становления временной перспективы, системы жизненных целей. Если у подростка появляется какая-то важная жизненная цель, то многие проблемы воспитания в этом возрасте снимаются. И напротив, самые трудные подростки – подростки, не имеющие жизненных целей.

«Трудные» дети.

В настоящее время в психологии нет единого понимания «трудного» ребенка, единого подхода к диагностике и коррекции его поведения и личностного развития.

Анг. психологи Хевитт и Дженкинс выделяют 2 категории «трудных» детей:

1) дети с «социализированными формами» (т.е. дети, не усвоившие никакой системы норм поведения, или усвоившие только антиобщественные нормы) антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к соц. нормам внутри антиобщественных групп;

2) дети с несоциализированным  антиобщественным агрессивным поведением, которые находятся в очень  плохих отношениях с др. детьми, имеющие эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме,  агрессивности, мстительности.

Социализированные трудные  подростки практически не нуждаются  в психологической работе, а требуют  активного педагогического воспитательного  воздействия, а дети, с антиобщественными  нормами – нуждаются в психологической  коррекции.

Кризис подростк. возраста

В 12-14 лет наступает  переломный момент, пик переходного  периода от детства к взрослости – «подростковый кризис» - продолжителен. Его проявления: грубость, стремление поступить наперекор желанию  и требованию взрослых. На образование  подросткового кризиса влияют внешние факторы (постоянный контроль со стороны взрослых), внутренние факторы (состоят в привычках и чертах характера, мешающих подросткам осуществить задуманное: внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым).

Подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя. Это порождает у него стремление к самоутверждению. Подростки критично относятся к «-» чертам своего характера, переживают из-за черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с людьми.

Подр. возр. наиболее чреват возникновением разнообразных нарушений  у детей (в учебной деятельности; акцентуации и т.п.).

 

Психология  подростка с отклоняющимся поведением

Отклоняющимся (девиантным) называется поведение, не соответствующее нравственным или правовым нормам. Оно отличается от аномального, которое связано с мозговой патологией. Отклоняющееся поведение м.б. вызвано дефектами личностного развития, ошибками воспитания, неблагоприятной ситуацией в семье.

Подростковый возр. представляет повышенный риск из-за:

  1. трудности переходности возраста – начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой личности;
  2. пограничность и неопределенность соц. положения (ни ребенок, ни взрослый);
  3. противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля не действуют, а взрослые способы самоконтроля ещё не сложились.

Рекции подросткового  возраста

  1. Алкоголизация:

- снижает чувство тревоги

- средство освобождения от внешнего контроля

- желание чувствовать  и казаться сильнее

2. Наркотизм (62% и больше):

- связан с психическим  экспериментированием, поиском новых  ощущений и переживаний, любопытства  в компаниях

3. Агрессивное поведение:

- следствие общей озлобленности и низкой самооценки в результате пережитых неудач и несправедливости (бросил отец, отчислили из секции)

- жертвы гиперопеки («маменькины  сынки», не имевшие в детстве  возможности свободно экспериментировать  и отвечать за свои поступки)

Совместно совершаемые антисоциальные действия, укрепляют чувство солидарности, доходящие в момент действия до эйфории, которую сами подростки ничем объяснить не могут.

  1. Суицидальное поведение:

- эффект Вертера –  самоубийство под влиянием примера  (В. Цой, И. Сорин)

- количество попыток  превышает количество осуществленных  самоубийств

- для подросткового  возр. характерно, что неудача вызывает  непроизвольные мысли о смерти

- тип личности, для  которой характерна склонность  к уходу от конфликта

- это крик о помощи, а не желание умереть

5. Психические расстройства:

- болезнь начинается  в подр. возр., т.к. латентный период  протекает долго. Период полового  созревания провоцирует скрытую  патологию развития

- акцентуации характера

- часты депрессии

6. Противоправное поведение:

- плохие жилищные условия,  материальные проблемы, напряженные  отношения

Но связь между поведением и стилем семейного воспитания не доказана

  1. Эмансипация – проявляется в стремлении вырваться из-под опеки родителей, учителей, взрослых; стремлении поступить по своему, наперекор родителям и здравому смыслу. Не воспринимают критику в свой адрес.
  2. Группирование со сверстниками. Различают:

а) смешанные неустойчивые группы

б) стабильные группы с  постоянным лидером

Стадии формирования подростковых компаний:

  1. Довозникновение компании. Изолированные однополые группы
  2. Возникновение компаний. Однополые группы в межгрупповом общении
  3. Изменение компаний. Лидер однополой группы формирует разнополые группы
  4. Сложившаяся компания, тесное общение разнополых групп
  5. Начало распада компаний на свободные пары. Переход к юности.

9. Увлечения. Могут  быть: интеллектуальные, лидерское,  накопительское (марки); телесное; эгоцентрическое;  коммуникативное

10. Гипертрафированная  мода, на прически, приверженность  к знакам, отличающихся от обыденных

11. Гиперсексуальность  – повышенный интерес к другому  полу, сексуальной литературе, это  может сопровождаться петингом, ананизмом, ранней половой жизнью.

 

Особенности воспитания

  1. Говорить с подростком уважительным тоном – как с тем, с мнением которого считаются.
  2. Терпеливо относиться к вспышкам и спокойно объяснять, что такое поведение не достойно взрослого человека
  3. Предоставить больше самостоятельности, свободы в дружбе со сверстниками (назойливый контроль нетерпим для подростка), но невзначай раскрывать положительное и отрицательное в товарищах, поговорить о последствиях дурных влияний
  4. Основной метод воздействия – убеждение типа доказательства (косвенное внушение). Доказывая, признавайте правоту подростка в каком-то пункте спора, вместе с тем покажите и непоследовательность в суждениях
  5. Если подросток не выполнил поручения, дайте ему почувствовать вашу обиду – лучше не разговаривать с ним, пока поручение не будет выполнено, в другой раз – можно лишить его денег на кино. Здесь важно единство требований всех взрослых.

Информация о работе Подростковый возраст