Познавательная и личностная сферы глухих детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:26, реферат

Краткое описание

Нормальная функция слухового анализатора имеет значимость для общего развития ребёнка. Состояние слуха оказывает решающее влияние на его речевое и психологическое становление. При нарушении слухового анализатора в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Причины нарушения……………………………………………………………..4
Классификация детей с нарушениями слуха………………………………….5
Познавательная сфера глухих и слабослышащих детей……………………..6
Познавательная сфера глухих и слабослышащих детей……………………..16
Вывод…………………………………………………………………………….23
Библиография…………………………………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

глухие.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Интересы и  жизненные ценности

Интересы старшеклассников в основном группируются вокруг трех видов деятельности: учеба, труд, спорт. Интересно, что учеба у глухих старшеклассников является главным  интересом только в выпускных классах. Глухие старших классов, не являющимися выпускными, наибольший интерес проявляют к спортивной деятельности.

Но есть интересный момент, несмотря на то, что слабослышащие  более, чем глухие оптимистичны своего будущего, более сориентированы на социальное достижение, они более социально инфантильны в построении своих жизненных планов, предпочитают думать о сегодняшнем дне, а не строить планы на будущее. У глухих жизненные планы более определенные, в силу суженности сфер профессиональной деятельности. Для глухих менее значима ценность социального достижения.

Учебная деятельность

Сознавая важность учения, глухие учащиеся часто не проявляют  к нему интереса. Основным мотивом  учебной деятельности у глухих старшеклассников является получение образования. Интерес к самим знаниям у многих глухих старшеклассников отодвигается на второй план.

Стремление к самоутверждению, самоусовершенствованию приводит одних  учащихся старших классов к чрезмерному  увлечению спортом, которые затмевают  все другие интересы, у других - к бездеятельности и иждевенчеству.

Учитель в школе для  неслышащих, особенно для старшеклассников обладает большим социальным авторитетом  по сравнению с той ролевой  позицией, которую занимает на уроке  учитель общеобразовательных школ. Если у учащихся общеобразовательных школ доминируют негативные характеристики к взаимодействию с учителем на уроке, то у глухих и слабослышащих – позитивные.

Большинство глухих старшеклассников с уважением относятся к труду  педагога. Большим уважением у  глухих старшеклассников пользуются педагоги, отличающиеся высокой требовательностью, справедливостью и одновременно уважением к их личности. Отрицательные оценки получают те педагоги, которых учащиеся не понимают, педагоги, которые грубо разговаривают с глухими. Для глухих школьников по- настоящему авторитетен тот учитель, который всем своим моральным обликом, поведением, делами служит для них примером.

Ценность учителя для  глухих детей заключается прежде всего в широте его кругозора  и умении выполнять самые разнообразные дела. Стоит учителю показать свои знания в различных областях, а самое главное, проявить свои умения в искусстве, технике, спорте, как он становится признанным авторитетом для учащихся в разрешении любого спора, советчиком по любому вопросу, ценителем любых дел и поступков школьников. Уважают в учителе трудолюбие, доброту, честность, а старшеклассники отмечают и строгость.

Межличностные отношения

Проблема межличностных  отношений слабослышащих школьников изучалась Э.И.Вийтар. Как отмечает исследователь, на ребенка влияют не столько сами взаимоотношения, сколько то, как они им воспринимаются и оцениваются. Именно умение оценить отношение товарищей к себе, умение определить свое положение в коллективе обусловливает характер микроклимата, отражаемого ребенком. Осознание своих успехов, соответветствия своих стремлений ценностной ориентации коллектива способствует самоутверждению личности.

В коллективе неслышащих к числу лиц, имеющих хорошее  социометрическое положение, в основном(80%) относятся ученики контактные, с хорошо развитой речью, успевающие на «хорошо» и «отлично», причем остатки слуха у таких детей не всегда значительны. Только 20% детей этой группы имеют неразвитую речь, учатся на «три», а также имеют неудовлетворительное поведение.

Среди учеников, имеющих плохое социометрическое положение, 100% имеют плохую неразвитую речь, тяжелые нарушения слуха и замкнутый, необщительный характер. Замкнутость и некоммуникабельность - это те основные качества, которые отличают детей, имеющих плохое социометрическое положение. Ученики ценят в своих товарищах доброту, доброжелательность, желание помочь друзьям(исследование проводилось в школе для глухих в старших классах; Т.Г.Богданова, Г.А.Антонова, 1986.).

Но если у глухих учеников 7-8-ых классов фактор успеваемости играл ведущую роль, то у глухих учеников в более старших классов на первый план выходили личностные особенности товарищей. Глухие учащиеся с ярко выраженными отрицательными чертами характера, такими как скупость, лживость, капризность, уклонение от труда, не пользуются уважением в коллективе глухих.

Слабослышащие школьники  средних и старших классов  при описании друга менее полно  характеризовали его внутренние качества, чем слышащие, и заметно  превосходили глухих по полноте описаний. В коллективе глухих учащихся наблюдается смена лидеров, которая образуется в результате возникающих противоречий между потребностями и стремлениями лидеров, с одной стороны, и общей тенденцией развития школьного коллектива – с другой.

Случаи смены лидеров  сопровождаются угнетенным эмоциональным  состоянием, ощущения неблагополучного положения в системе личных взаимоотношений. Анализ положения лидеров, попавших в неблагоприятное эмоциональное положение, показывает, что их острая реакция на возникающую ситуацию сопровождается неадекватным отношением к действительности, игнорированием своего неуспеха и нежеланием переосмыслить действительность.

Неслышащие школьники, посещающие спецшколы гораздо чаще находятся в конфликтных отношениях с одноклассниками, по сравнению  со своими сверстниками из общеобразовательных  школ. Это связано с суженностью поля социального взаимодействия неслышащих, большой значимостью в общении неслышащих эмоционального аспекта взаимодействия.

Сенсорный дефект мешает глухому ребенку в нормальном общении со взрослыми, от которых  он получает накопленный человечеством опыт, затрудняет контакты со слышащими сверстниками. Глухим пятиклассникам трудно встать на точку зрения другого человека, понять его внутреннее состояние.

Глухие старшеклассники  в общении друг с другом предпочтение отдают жестовой речи, рассматривая его как более легкий и удобный способ общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

Нарушение слуха оказывает сильнейшее влияет на развитие ребёнка. Невозможность слышать звуки в первую очередь затрагивает его речь. Нарушение речи  как основного средства передачи информации в настоящем времени и средства коммуникации ведёт к последующему искажению и обеднению познавательной деятельности ребёнка.

В отсутствии слуха огромное значение приобретает зрение. Всё  дальнейшее развитие ребёнка начинает строиться именно на зрительном восприятии окружающего мира. Данное обстоятельство во многом определяет основные пути развития и обуславливает его отставание от нормально развивающихся детей.

Стоит так же отметить зависимость отставания в развитии от времени нарушений слуха и глубины их нарушений. При наследственной и врождённой глухоте отставание будет максимальным, в то время у слабослышащих оно может быть минимальным.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография.

  1. Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. - М.: «Педагогика», 1978. – 232 с.
  2. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под редакцией Н. М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 400 с.
  3. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка: Учеб. пособие для студентов-заочников педагогических институтов, М.: Просвещение, 1975. - 108 с.
  4. Нудельман М. М. Представление глухих школьников об оценке их личности сверстниками //Дефектология. — 1983. — № 6.
  5. Психология глухих детей. / Под ред. И. М. Соловьева и др. — М., 1971.
  6. Белинский В. Л. Особенности личных взаимоотношений между учащимися старших классов школы глухих // Вопросы сурдопедагогики. — М., 1972.
  7. Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 224 с.

Информация о работе Познавательная и личностная сферы глухих детей