Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:15, лекция
1)Чувственная ступень познания.
А)ощущение– это отражение в мозгу отдельных качеств, свойств, сторон материальных предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Ощущения делятся на две основные группы:
1. Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешнего мира (зрительные, слуховые, обанятельные, вкусовые, кожные).
2. Ощущения, отражающие движения частей нашего тела и состояния наших внутренних органов (мышечные ощущения, органические ощущения равновесия).
Между этими группами всегда существует тесная связь, т.к. человек ощущает внешний мир не пассивно, а воздействуя, реагируя на него в соответствии со свойствами внешних предметов. Источник ощущений лежит в свойствах материальных предметов и явлений.
Мышление.
Прежде всего мышление
является высшим познавательным процессом.
Оно представляет собой порождение
нового знания, активную форму творческого
отражения и преобразования человеком
действительности. Мышление порождает
такой результат, какого ни в одной действительности, ни у субъекта
на данный момент времени сущес
Отличие мышления от других
психологических процессов
На практике мышление как
отдельный психический процесс
не существует, оно незримо присутствует
во всех других познавательных про
Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Внимание.
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или деятельности.С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности — словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу.
Восприятие.
Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека — не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество как свойство определенного предмета. Для этого предмет должен выделиться как относительно устойчивый источник исходящих от него на субъект воздействий и как возможный объект направленных на него действий субъекта. Восприятие предмета предполагает поэтому со стороны субъекта не только наличие образа, но и определенной действенной установки, возникающей лишь в результате довольно высоко развитой тонической деятельности (мозжечка и коры), регулирующей двигательный тонус и обеспечивающей состояние активного покоя, необходимого для наблюдения. Восприятие поэтому, как уже указывалось, предполагает довольно высокое развитие не только сенсорного, но и двигательного аппарата.
Живя и действуя,
разрешая в ходе своей жизни встающие
перед ним практические задачи, человек
воспринимает окружающее. Восприятие
предметов и людей, с которыми ему приходится
иметь дело, условий, в которых протекает его деятельность, составляют
необходимую предпосылку осмысленного
человеческого действия. Жизненная практика
заставляет человека перейти от непреднамеренного
восприятия к целенаправленной деятельности
наблюдения; на этой стадии восприятие
уже превращается в специфическую «теоретическую»
деятельность. Теоретическая деятельность
наблюдения включает анализ и синтез,
осмысление и истолкование воспринятого.
Таким образом, связанное первично в качестве
компонента или условия с какой-либо конкретной
практической деятельностью, восприятие
в конце концов в форме наблюдения переходит
в более или менее сложную деятельность
мышления, в системе которого оно приобретает
новые специфические черты. Развиваясь
в другом направлении, восприятие действительности
переходит в связанное с творческой деятельностью
создание художественного образа и эстетическое
созерцание мира.Воспринимая, человек
не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит,
но рассматривает иливсматривае
2.Признаки ВПФ.
Современные исследования значительно
расширили и углубили общие представления о закономерностях,
сущности, структуре ВПФ. Выготским и его
последователями было выделено четыре
основных признака ВПФ - сложность, социальность,
посредованность и произвольность.
Сложность проявляется в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними. Кроме того, сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека (сохраняющихся в современной культуре) с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов. За время исторического развития человеком созданы уникальные знаковые системы, позволяющие осмыслить, интерпретировать и постигать сущность явлений окружающего мира. Эти системы продолжают развиваться и совершенствоваться. Их изменение определенным образом сказывается и на динамике самих психических процессов человека. Таким образом, осуществляется диалектика психических процессов, знаковых систем, явлений окружающего мира.
Социальность ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом. Основной источник возникновения - интериоризация, т.е. перенос ("вращивание") социальных форм поведения во внутренний план. Интериоризация осуществляется при формировании и развитии внешних и внутренних отношений личности. Здесь ВПФ проходят две стадии развития. Сначала как форма взаимодействия между людьми (интерпсихическая стадия). Затем как внутреннее явление (интрапсихическая стадия). Обучение ребенка говорить и мыслить - яркий пример процесса интериоризации.
Опосредованность ВПФ видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие возможные опознавательные приметы явления (например, иероглиф как единство слова и образа) определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации. В этом смысле мышление как оперирование символами, за которыми стоят представления и понятия, или творческое воображение как оперирование образами, представляют собой соответствующие примеры функционирования ВПФ. В процессе функционирования ВПФ рождаются познавательные и эмоционально-волевые компоненты осознания: значения и смыслы.
Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Благодаря опосредованности, человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется и тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия. Осознаваемое стремление к цели и приложение усилий обусловливает сознательную регуляцию деятельности и поведения. Можно сказать, что идея ВПФ исходит из представления о формировании и развитии волевых механизмов в человеке.
В целом, современные
научные представления о
Истоки этой идеи можно найти в работах отечественного психолога Л.Б. Ительсона ("Лекции по современным проблемам психологии обучения", г. Владимир, 1972), а также в многочисленных современных разработках теории аргументации А.А. Ивина. Сущность их идеи заключается в том, что при обучении содержание информации (которая с усвоением превращается в знание) должно быть подобрано таким образом, чтобы, по возможности, развивались все интеллектуальные функции человека.Выделены основные интеллектуальные функции, которые (с известной долей условности) можно объединить в пять дихотомических пар по принципу соподчиненности:
Все эти функции
взаимосвязаны и взаимообусловл