Познавательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 19:03, контрольная работа

Краткое описание

Интеллектуальная история психологии есть история идей, т. е. вполне объективных интеллектуальных достижений - не менее объективных, чем научный метод или полученный с его помощью экспериментальный факт, эффект, феномен.

Содержание

Введение.
1.Внимание.
2.Ощущение.
3.Восприятие.
4.Память.
5.Мышление.
6.Воображение.
Заключение.
Использованная литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Развитие процесса.

Развитие восприятия обуславливается совершенствованием работы органов чувств, расширением опыта, знаний, усилением его связей с памятью, воображением, мышлением, вниманием, чувствами и волей.

4. Память.

 

Память - способность  к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной  системы, выражающееся в способности  длительно хранить информацию и  многократно вводить ее в сферу  сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память “чувств”), образная и словесно-логическая.

Впечатления, которые  человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Сущность процесса.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения  есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Классификация.

По времени хранения память подразделяют:

Мгновенная

0,1 – 0,5 с

– удержание точной и  полной картины только что воспринятого органами чувств информации (память –  образа).

Кратковременная

до 20 с

– представляет собой  способ хранения информации в течение  короткого промежутка времени. В  ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая привлекает к себе повышенное внимание.

Оперативная

до нескольких дней

- хранение информации  в течение определенного, за  ранее заданного срока. Срок  хранения информации в этой  памяти определяется задачей  вставшей перед человеком. 

Долговременная

Неограниченно.

- хранение информации  в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты.

Генетическая

 

- информация, которая  храниться в генотипе, передается  и воспроизводится по наследству.

Зрительная

 

- сохранение и воспроизведение зрительных образов.

Слуховая

 

- запоминание и точное  воспроизведение разнообразных  звуков.

Двигательная 

 

- запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение  с достаточной точностью многообразных  сложных движений.

Эмоциональная

 

- память на переживания.  То, что у человека вызывает  эмоциональные переживания, запоминается  им без особого труда и на  более длительный срок.

Осязательная,

обонятельная,

вкусовая …

 

- удовлетворение биологических  потребностей или потребностей  связанных с безопасностью и самосохранением организма.


 

По характеру участия  воли в процессах:

Непроизвольное запоминание

- происходит автоматически  и без особых усилий со стороны  человека, без постановки перед  ним специальной мнемической  задачи.

Произвольное запоминание

- процесс запоминания  и воспроизведения требует волевых  усилий. При условии наличия мнемической  задачи.


 

Развитие процесса.

Развитие памяти в  целом зависит от человека, от сферы  его деятельности напрямую зависит от нормального функционирования и развития других “познавательных” процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

5. Мышление.

 

Мышление:

  • это высший познавательный процесс.
  • это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея, (понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях)
  • это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мышление - высшая ступень  человеческого познания. Позволяет  получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

Сущность процесса.

Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения  и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

Классификация.

 

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь  которым человек в процессе решения  задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление - отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

Наглядно – образное – мыслительный процесс непосредственно  связан с восприятием мыслящим человеком  окружающей действительности и без  человека совершаться не может. Мысля  наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Наглядно – действительное – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого – либо конкретного материального продукта.

Развитие процесса.

Теоретическое понятийное и теоретическое образное в действительности оба сосуществуют. Они дополняют друг друга. Теоретическое понятийное мышление дает точное обобщение действительности, а теоретическое образное - позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.

Разница между теоретическим  и практическими видами мышления состоит в том что “они по разному связаны с практикой”. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей.

Мышление поднимается  на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых  качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым.

6. Воображение.

 

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая  отдельно от остальных психических  процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью

Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая  в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

Представление - образ  ранее воспринятого предмета или  явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.

Сущность процесса.

До сих пор ученым почти неизвестно о механизме  воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

От восприятия воображение  отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в  них есть элементы фантазии, вымысла.

Душевная жизнь – это безостановочное движение представлений.

В разные отрезки времени  одно и тоже представление может  пребывать в разных областях сознания.

Классификация.

Определяется четырьмя видами:

Активное

Пассивное

Продуктивное

Репродуктивное

возникает по собственному желанию, усилием воли.

возникает у человека спонтанно, помимо воли и желания.

действительность сознательно  конструируется человеком (но при этом в образе она творчески преобразуется)

воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть (элементы фантазии)


Представление разделяют

по функционированию ведущего органа чувств:

  • зрительные
  • двигательные
  • и др.
  • по содержанию:
  • технические
  • топографические
  • музыкальные
  • и др.

Развитие процесса.

Первичной базой для  воображения всегда остается реальность – жизнь.

Воображая человек, творит – художник – картины, конструктор  – сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые “проекты” в жизнь. Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи.

Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес к конкретному виду деятельности. Представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем. Средствами формирования зрительных, двигательных, а также схематических представлений учащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы.

 

 

Заключение

 

Человек развивается  не только заложенной в нем биологической  программой, но и в зависимости от окружающей его среды. Многие из людей даже не знают какие эмоции являются их собственными, а какие ― эмоциональным настроением, которые они “переняли” от людей вокруг себя.

Многие “перенимают” депрессию, беспокойство, страх или  раздражение других. Все это приводит к перенапряжению тела и мозга. Эти отрицательные мысли - хаос мышления, мешают принимать правильные решения.

Нужно культивировать в  себе положительные, духовные эмоции. Это может быть достигнуто только терпением и настроем.

 

Использованная литература

 

1.Психология том 1 Р.С. Немов  Москва 1995 г. 

2.История психологии / М.Г. Ярошенко - М.: Мысль. 1976.

3.Богословский В. В. Общая  психология. М.: Просвещение, 1989.

4.Климов Е. А. Основы  психологии. М., 1997.

5.Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.

6.Психологические состояния  /Сост. и общая ред. Л. В. Куликов.  СПб.: Питер, 2000. (Сер. Хрестоматия по психологии).

 


Информация о работе Познавательные процессы