Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 10:49, контрольная работа
Познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения
Введение.
Виды познавательных психических процессов.
Ощущение.
Восприятие.
Мышление.
Внимание.
Память.
Воображение.
Речь.
Роль познавательных психических процессов в психической регуляции поведения и деятельности.
Заключение.
Список использованной литературы.
Существует целый ряд процессов или приемов создания новых образов на основе анализа и синтеза представлений памяти. Одним из таких процессов является агглютинация, т.е. “склеивание” представлений или их частей. Другим процессом воображения является схематизация. Схематические образы создаются путем выделения в предметах и явлениях основных наиболее важных элементов в их структурах. Близким к схематизации является процесс типизации. Типические образы создаются в художественной литературе. Они совмещают в себе как типические черты, присущие целой категории людей, так и индивидуальные особенности литературного героя. Так же существуют такие приёмы как гиперболизация, акцентирование и уподобление.
Речь - это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
Речь - главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступными познанию те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, то есть с которыми достижимо реальное взаимодействие. Кроме того, язык позволяет оперировать и с объектами, которые человек вообще не встречал ранее, то есть не входившими в его индивидуальный опыт, а присвоенными им из общечеловеческого опыта. Поэтому и говорят, что язык знаменует появление особой формы отражения действительности. Возникновение устной и письменной речи определило специфику развития мышления.
Речь можно разделить на устную, письменную, внутреннюю ли активную и пассивную. Так же речь человека вообще и его отдельные выступления перед слушающими можно охарактеризовать по содержанию, выразительности и форме. Выступающий должен иметь хорошо поставленный голос, понятность языка, речь должна быть сбалансирована по темпу, язык должен быть в известной мере близким к языку аудитории, язык выступления должен быть по возможности простым.
Существуют определённые требования к речи:
1. Простота и ясность изложения (следует избегать сленговых, а также слишком сложных предложений, а также воздерживаться от применения непонятных терминов);
2. Последовательность и четкость объяснения;
3. Убедительность и логичность приводимых доводов;
4. Нацеленное выступление (человек должен заранее знать, что он хочет сказать, и подбирать аргументы соответственно).
Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека.[5]
Проявление любого вида деятельности невозможно без осуществления человеком процесса познания окружающего мира и своих собственных действий, направленных на его преобразование. Вместе с тем процесс познания может осуществляться самостоятельно, предшествуя предметно-практической деятельности. Особенно важное значение приобретает познавательная деятельность в учебном процессе.
Познавательная деятельность имеет и другие названия. Она часто называется гностической или когнитивной деятельностью. Так, в американской психологии существует особое направление, которое называется когнитивной психологией. Это направление занимается изучением познавательной деятельности человека в связи с аналогичными явлениями, имеющими место в работе саморегулирующихся систем. В нашей стране познавательная деятельность стала разрабатываться с целью усовершенствования учебной деятельности учащихся. Познавательная деятельность, как и любая деятельность, имеет свои мотивы и цели. Основным базовым мотивом, побуждающим человека познавать окружающий мир, является потребность в исследовании внешней среды, на основе которой в дальнейшем формируется сложная система познавательных мотивов.
Внешним источником познавательной активности являются проблемные ситуации, которые повсеместно возникают в жизни человека. Для того, чтобы найти выход из этих ситуаций, человек должен познать то новое, неизвестное, что в них таится и придумать новые способы действий, которые привели бы к нужным результатам. Отсюда следует, что целью познавательной деятельности является приобретение информации о неизвестном для того, чтобы установить его связь с известным и найти новые приемы и средства для выхода из проблемной ситуации.
Познание нового, неизвестного является трудным и сложным процессом, осуществление которого требует напряженной умственной деятельности, направленной на создание новых стратегий, планов и приемов получения и переработки информации. Содержание познавательной деятельности определяется теми знаниями, которые приобретает человек в процессе познания. Знания - это полученная и переработанная посредством познавательных процессов информация об окружающем человека внешнем и внутреннем мире. Результаты познавательной деятельности человека зафиксированы посредством речи в законах, правилах, теоремах, аксиомах, формулах, знаковых и числовых выражениях, которые использует человек в своей практической и теоретической деятельности.
Познавательная деятельность осуществляется посредством гностических действий, которые делятся на два класса: внешние и внутренние. Внутренние действия к познавательным психическим процессам отношения не имеют, а вот внешние играют как раз главную роль. Внешние гностические действия направлены на познание предметов и явлений, которые непосредственно действуют на органы чувств. Эти действия осуществляются в процессе взаимодействия органов чувств с внешними объектами.
Так же большое влияние на результаты познавательной деятельности человека оказывают познавательные способности. Их наличие дает возможность успешно изучать и исследовать предметы и явления, приобретать новые знания, решать проблемные задачи, применять новые приемы и способы умственной деятельности.[6]
Выбор человеком одного из многих возможных решений и действий в каждый момент времени определяется его потребностями и картиной мира - т. е. его знаниями и представлениями о мире вообще и о конкретной ситуации в частности. Все знания о явно наблюдаемом и скрытом от непосредственного взора устройстве вещей, закономерностях отношений между ними, о людях и их качествах, о самом себе и, наконец, знания об общем устройстве мира являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности.
Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и структуру и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связанного, динамичного, но в то же время целостного образа мира. Протекая одновременно, психические процессы взаимодействуют Друг с другом настолько слаженно и незаметно для нас, что мы в каждый данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм, звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как картинку, изображенную на экране, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми. Благодаря этим процессам мир предстает перед нами не застывшим, а во временной перспективе — как нечто, что развивается и существует не только в настоящем, но имеет также прошлое и будущее.
1) Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2006.
2) Романов В.В. Юридическая психология: учебник. - М.: Юрайт, 2010.
3) Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2008.
4) Болитина Л.А., Ильина Е.А. Психология и педагогика: конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2009.
5) Говоров А. Алмазная россыпь: собрание цитат. - Рязань.: Ситников, 2004.
14
[1] Романов В.В. Юридическая психология: учебник. - М.: Юрайт, 2010
[2] Говоров А. Алмазная россыпь: собрание цитат. - Рязань.: Ситников, 2004
[3] Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2006
[4] Болитина Л.А., Ильина Е.А. Психология и педагогика: конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2009
[5] Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2008
[6] Романов В.В. Юридическая психология: учебник. - М.: Юрайт, 2010